Внешний аудит основных средств

 

В соответствии со статьей 13 Закона РФ "О бухгалтерском учете" включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с Федеральными законами [5].

В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия. ФГУ «Ульяновская дамба» подлежит обязательному аудиту.

Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руководством учреждения, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, средства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внутренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использованы при определении содержания, сроков и объема внешних аудиторских процедур.

Так как ФГУ «Ульяновская дамба» – недавно созданное учреждение, внешний аудит еще не проводился.

Обязательный внешний аудит проводится не реже одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская отчетность [24].

Объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета: основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, уставный капитал, счеты, кредиты и прочее. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

Внешний аудит основан на общепринятых нормах - стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний аудит до определенной степени централизован и регламентирован.

Цель внешнего независимого аудита - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена и аудитор выдал аудиторское заключение, цель считается достигнутой.

Внешний аудит проводится привлеченными сторонними организациями аудиторов. Аудиторская организация должна иметь доступ к интересующим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по любому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудитора, может повлиять на работу аудиторской организации.

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующим критериям:

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют.

2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на основные средства, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению, перемещению и выбытию основных средств имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что все основные средства, которые имеются в учреждении, отражены в бухгалтерском учете и отчетности.

5. Стоимостная оценка. Необходимо убедиться в том, что основные средства отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической стоимости приобретения;

6. Представление и раскрытие. Необходимо:

- Убедиться в том, что основные средства правильно классифицированы в отчетности в соответствии с нормативными документами;

- Убедиться в том, что операции с основными средствами отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- Убедиться в том, что вся существенная информация об основных средствах раскрыта в отчетности.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа:

1. Процедуры подготовки и планирования аудита [32].

Проверка начальных остатков.

Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

Оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения.

Тестирование системы внутреннего контроля (таблица 4).

Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента.

Таблица 4 – Оценка системы внутреннего контроля ФГУ «Ульяновская дамба» при аудите основных средств

 

Вопрос Ответ
Организован ли раздельный синтетический и аналитический учет в организации                                         
Применяются ли типовые формы аналитического учета ОС       
Все ли объекты ОС отражены в аналитическом учете           
Проводятся ли инвентаризации ОС                            
Создается ли для проведения инвентаризации комиссия        
Участвуют ли в проведении инвентаризации представители общественности                                             
Осуществляется ли контроль за операциями с ОС со стороны руководства организации                                
Правильно ли начисляется износ по ОС                       
Применяется ли метод ускоренной амортизации по отдельным объектам ОС                                                
Все ли объекты приняты в расчет при начислении амортизации  
Учитывается ли движение ОС при начислении амортизации      
Нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции                                              
Правильно ли составляются сметы капитального ремонта ОС    
Не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения расходования запасных частей и материалов        

 

Завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (Таблица 5).

Процедуры, перечисленные в данном разделе, выполняются раздельно для каждой из классификационных групп основных фондов.

Таблица 5 – Аудиторские процедуры при проверке наличия и движения основных средств в ФГУ «Ульяновская дамба»

Содержание процедуры Используемые документы
Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов ОС          Учетная политика, документы 2-го уровня 
Проверка соответствия отчетных показателей (ф. №№ 1 и 5) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета Квартальный, полугодовой и годовой балансы, форма № 5, приложение к балансу, формы ОС - №№ 6, 7, 8
Проверка правильности определения первоначальной стоимости ОС         Акты приемки - передачи, счета - фактуры, накладные    
Проверка источников поступления ОС Накладные, счета - фактуры       
Проверка правильности оформления приобретенных ОС Акты приемки - поступления, акты оприходования ОС      
Проверка правильности оформления документов при различных вариантах поступления ОС                   Нормативные документы, акты, учредительный договор               
Проверка правильности использования типовых форм по учету ОС     Учетная политика, нормативные документы, формы ОС - №№ 6, 7, 8
Проверка правильности начисления амортизации по ОС    Разработочные таблицы "Расчет амортизационных отчислений"           
Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета Нормативные документы, учетная политика      
Проверка правильности отнесения объектов ОС к соответствующим категориям           Нормативные документы, справочная документация
Проверка правильности оформления операций по выбытию ОС        Акты на списание ОС (форма ОС - № 3)       
Проверка правильности уплаты налогов по реализованным ОС     Журналы учета хозяйственных операций, акты на списание ОС, расчеты       
Проверка правильности привязки объектов ОС к материально ответственным лицам  Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности       
Проверка правильности проведения переоценки ОС и результатов ее оформления           Расчеты по переоценке ОС, журнал регистрации хозяйственных операций
Проверка правильности ведения учета ОС в условиях автоматизированной формы учета   Учетная политика, руководство по работе с программами бухгалтерского учета  

 

3. Заключительные процедуры.

Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Формирование мнения аудитора о достоверности показателей основных средств в бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация информирует руководство учреждения, и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы. Внешний и внутренний аудит являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Наряду с этим между ними имеются существенные различия.

В таблице 6 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств:

1. Не всегда соблюдаются требования по оформлению и заполнению реквизитов в инвентарных карточках;

Таблица 6 - Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Цель Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы

Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
       

 

2. Несоответствие информации о наличии основных средств по данным главной книги и инвентарным карточкам;

3. Неправильное и несвоевременное начисление амортизации;

4. Оприходование основных средств не всегда осуществляется по цене их приобретения, не всегда учитывают расходы по доставке и монтажу;

5. Факты хищения средств.

Заключение

 

Интересы работников предприятия, проверяющих и контролирующих организаций, бюджета заключаются в том, чтобы бухгалтерская и налоговая отчетность являлись достоверными источниками информации. А своевременность и полнота отражения в учете движения основных средств гарантирует достоверность отчетности и соответствие данных бухгалтерского учета фактическому наличию основных средств.

В связи с этим появляется необходимость организации правильного ведения учёта основных средств в соответствии принятыми нормативными актами, это позволит своевременно и достоверно получить необходимую информацию, являющуюся источником для анализа движения основных средств и принятия управленческих решений по повышению эффективности их использования. Повышение значимости аналитической работы обусловлено стремлением хозяйствующих субъектов наиболее полно использовать основные средства. Это в свою очередь позволяет повысить эффективность производства, увеличить объём выпуска продукции, снизить себестоимость, экономить капитальные вложения, увеличить прибыль и рентабельность.

В ходе написания дипломной работы было проведено исследование вопросов ведения бухгалтерского учёта и аудита основных средств, теоретическая оценка уровня постановки их учета, а также разработка предложений по совершенствованию организации учёта основных средств в изучаемом учреждении.

 Объектом исследования является федеральное государственное учреждение «Ульяновская дамба». Основным видом деятельности ФГУ «Ульяновская дамба» является эксплуатация, содержание и выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты (дамбы) в г. Ульяновске.

 Практической основой исследования учета основных средств послужили первичные бухгалтерские документы, данные синтетического, аналитического и оперативного учета, а также данные бухгалтерской и статистической отчетности ФГУ «Ульяновская дамба».

Бухгалтерский учет в ФГУ «Ульяновская дамба» ведется согласно Закона о «Бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету № 70н и другим нормативным (инструктивным) документам с учетом последующих изменений и дополнений в них.

Бухгалтерский учет в ФГУ «Ульяновская дамба» полностью компьютеризирован, в работе используется комплексная сетевая программа бухгалтерского учета "1С:Предприятие 7.7. Бухгалтерия для бюджетных учреждений", редакция 5.

Рассмотрев методологию и организацию учета основных средств в бюджетном учреждении, можно сделать следующие выводы:

- основные средства бюджетного учреждения представляют собой материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев, и относящиеся к основным средствам по Общероссийскому классификатору основных фондов;

- основные средства бюджетной организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления;

- основные средства поступают в учреждение в результате приобретения у сторонних организаций за счет средств федерального бюджета или безвозмездного получения;

- все полученные, безвозмездно переданные основные средства отражаются в учете по балансовой стоимости;

- учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по местам их хранения и материально ответственным лицам;

- для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту присваивается уникальный инвентарный номер;

- аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках формы 0511106, карточки ведутся по каждому инвентарному объекту в соответствии с Приложением 3 к Инструкции по бюджетному учету № 70н;

- в процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается;

- амортизация основных средств начисляется линейным способом в соответствии с действующим законодательством;

- все первичные документы оформлены надлежащим образом;

- заключены договора со всеми материально ответственными лицами.

В учреждении в целях создания и функционирования эффективной системы внутрихозяйственного контроля нужно разработать Положение о внутрихозяйственном контроле, где были бы определены цели, задачи, субъекты, объекты и направления как внутрихозяйственного контроля, так и внутрихозяйственного аудита.

В результате проделанной работы можно говорить о том, что изучение бухгалтерского учета в отношении основных средств бюджетных организаций дает комплексное представление о системе учетных операций, отражающих процессы поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия. Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета всех этих операций, а также контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: