Для герметизации подшипниковых узлов редуктора и осевой фикса- ции подшипников применяются крышки (рисунок 16). Они изготавлива- ются, как правило, из чугуна СЧ 15 двух видов – торцовые и врезные (таблица Б.6). Те и другие изготавливаются в двух исполнениях – глухие и с отверстием для выходного конца вала. Размеры крышек определяют в за- висимости от диаметра наружного кольца подшипника D.
Для предотвращения вытекания смазочного материала из подшип -никовых узлов, а также защиты их от попадания пыли, грязи и влаги, в крышках с отверстием для выходного конца вала размещается уплотнение. Наиболее широко применяются резиновые армированные манжеты (таблица Б.7), размеры которых выбираются по диаметру вала под уплот -нение d = dУ1 или dУ2. Манжета может иметь пыльник (тип 2).
Во время работы привода происходит нагрев деталей и масла, что приводит к линейному удлинению валов редуктора. Для компенсации этого расширения предусматривают осевой зазор в подшипниковых узлах от 0,2 мм до 0,5 мм, который на чертежах общего вида не показывается. При применении торцовых крышек регулировка осевого зазора произво-дится с помощью набора металлических прокладок (рисунок 16, а, в), кото- рый устанавливается под фланец крышки. При применении врезных кры- шек регулировка осевого зазора производится с помощью компенсиру-ющих колец (рисунок 16, б, г), которые устанавливаются между торцами наружных колец подшипников и крышек.
Торцовые крышки подшипниковых узлов крепятся к корпусу редук -тора с помощью потайных винтов, а для того, чтобы не было их самоот- винчивания при вибрации, под головки винтов могут подкладываться пру- жинные шайбы.
13.5 Графическая часть эскизной компоновки редуктора
Графическая часть эскизной компоновки проводится на миллиметро- вой бумаге формата А1 в масштабе 1:1 и содержит вид сверху горизон- тального редуктора с разрезом по осям валов.
Выполнение эскизной компоновки проводится несколькими этапами (рисунок 17, а – г).
На первом этапе (рисунок 17, а) откладывается межосевое рассто -яние и вычерчивается зубчатая цилиндрическая передача, размеры которой получены в разделе 9.
На втором этапе (рисунок 17, б) прочерчивается граница внутренней стенки редуктора на расстоянии X от 8 мм до 12 мм от элементов зубчатой цилиндрической передачи. Со стороны шестерни предварительное значе - ние размера , мм, определяется по формуле
, (83)
где D – диаметр наружного кольца подшипника быстроходного вала, мм, (таблица 17).
На третьем этапе (рисунок 17, в) вычерчиваются ступени валов на соответствующих осях по диаметральным размерам, полученным в проектном расчете валов (раздел 12). Длины участков валов L1, L2, L3, L4, L5, L6, L7, L8, мм, получаются из следующих рассуждений:
L1 – длина участка вала под полумуфту, которая равна
, (84)
где – диаметр выходного участка вала, мм;
L2, L6 – длины участков валов под крышку с уплотнением и подшипник, которые рассчитываются по зависимости
, (85)
где В – ширина соответствующего подшипника, мм, (таблица 21);
Н – ширина соответствующей крышки, мм, (таблица Б.6);
L3, L7 – длины участков валов, находящихся внутри корпуса редуктора. Они определяются по зависимости
, (86)
где b1 – ширина шестерни, мм, (раздел 9);
L4, L8 – длины участков валов под подшипник, которые определяют- ся по формуле
, (87)
где В – ширина соответствующего подшипника, мм (таблица 21).
Если в конструкции редуктора применяются мазеудерживающие кольца, то в размеры L2, L4, L6, L8, определяемые по формулам (85) и (87), добавляется ширина мазеудерживающего кольца.
На четвертом этапе (рисунок 17, г) дорисовываются подшипники по своим габаритным размерам (таблица 21) и определяются для валов размеры а1, b1 , мм, которые являются плечами приложенных к валу сил. Определение этих размеров позволяет провести проверочный расчет валов на прочность и расчет подшипников на долговечность.
Рисунок 17 – Последовательность эскизной компоновки редуктора
Рисунок 17 – Продолжение