Глава 2 Взгляды исследователей на феномен Фёдора Кузьмича

 

Феномен Фёдора Кузьмича имеет под собой глубинную историческую подоплёку - по народной легенде, под этим именем провёл свои последние годы российский император Александр Благословенный. Ответ на вопрос о происхождении легенды кажется очевидным, учитывая таинственную и загадочную «смерть» монарха - «на каждом шагу встречаются противоречия, недомолвки, очевидные неточности и даже несообразности». [11. С. 296] Недаром Вяземский обронил об Александре I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Вполне вероятно, что и после гроба.

Между тем, уже в XIX веке личность Фёдора Кузьмича начинает пользоваться заслуженным пиететом, а таинственные посещения и внезапные визиты к нему каких-то господ возбуждали толки относительно его происхождения. Сам же он старательно избегал подобных разговоров и не обнаруживал никаких признаков самозванства. Нужно обладать редкими качествами и иметь за плечами достаточно блестящее прошлое, чтобы возбудить в то время в Сибири столь живой и неподдельный интерес. В пользу принадлежности старца к августейшей фамилии недвусмысленно свидетельствовали его статность; обходительные манеры - современниками неоднократно фиксировались «особенный поворот головы, движения рук, как бы привыкшие не к крестному знамению, а к повелению» [6. С. 91]; грамотность и просвещённость - так, например, рассказывая о реалиях войны 1812 года, Фёдор Кузьмич сообщал такие подробности, что даже его знакомые из образованных ссыльных, священники, казаки, солдаты не переставали удивляться.

Личность Фёдора Кузьмича помимо своего загадочного происхождения заслуживает серьёзного внимания ещё и как продукт религиозных воззрений начала XIX в. Он контрастировал с юродствующими обличителями, как и с пессимистически настроенными религиозными мистиками вроде Феодосия Левицкого. Он не проповедовал богословских теорий и не выказывал никаких признаков принадлежности к сектантству или масонским ложам. При этом он обнаруживал вполне адекватное, современное для того времени отношение к религии.

Словом, существует множество прямых и косвенных фактов, если не доказывающих, то, во всяком случае, исподволь намекающих на тождество старца Фёдора Кузьмича и императора Александра Первого. В данной связи необходимо установить причинно-следственные связи между ними: для этого предстоит досконально рассмотреть сперва фигуру Александра Благословенного (причина), затем фигуру Феодора Томского (вероятно, следствие) и в заключение - соотнести взгляды исследователей на них обоих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: