Феномен Фёдора Кузьмича имеет под собой глубинную историческую подоплёку - по народной легенде, под этим именем провёл свои последние годы российский император Александр Благословенный. Ответ на вопрос о происхождении легенды кажется очевидным, учитывая таинственную и загадочную «смерть» монарха - «на каждом шагу встречаются противоречия, недомолвки, очевидные неточности и даже несообразности». [11. С. 296] Недаром Вяземский обронил об Александре I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Вполне вероятно, что и после гроба.
Между тем, уже в XIX веке личность Фёдора Кузьмича начинает пользоваться заслуженным пиететом, а таинственные посещения и внезапные визиты к нему каких-то господ возбуждали толки относительно его происхождения. Сам же он старательно избегал подобных разговоров и не обнаруживал никаких признаков самозванства. Нужно обладать редкими качествами и иметь за плечами достаточно блестящее прошлое, чтобы возбудить в то время в Сибири столь живой и неподдельный интерес. В пользу принадлежности старца к августейшей фамилии недвусмысленно свидетельствовали его статность; обходительные манеры - современниками неоднократно фиксировались «особенный поворот головы, движения рук, как бы привыкшие не к крестному знамению, а к повелению» [6. С. 91]; грамотность и просвещённость - так, например, рассказывая о реалиях войны 1812 года, Фёдор Кузьмич сообщал такие подробности, что даже его знакомые из образованных ссыльных, священники, казаки, солдаты не переставали удивляться.
|
|
Личность Фёдора Кузьмича помимо своего загадочного происхождения заслуживает серьёзного внимания ещё и как продукт религиозных воззрений начала XIX в. Он контрастировал с юродствующими обличителями, как и с пессимистически настроенными религиозными мистиками вроде Феодосия Левицкого. Он не проповедовал богословских теорий и не выказывал никаких признаков принадлежности к сектантству или масонским ложам. При этом он обнаруживал вполне адекватное, современное для того времени отношение к религии.
Словом, существует множество прямых и косвенных фактов, если не доказывающих, то, во всяком случае, исподволь намекающих на тождество старца Фёдора Кузьмича и императора Александра Первого. В данной связи необходимо установить причинно-следственные связи между ними: для этого предстоит досконально рассмотреть сперва фигуру Александра Благословенного (причина), затем фигуру Феодора Томского (вероятно, следствие) и в заключение - соотнести взгляды исследователей на них обоих.