Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер

Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности.

Обязанности работников организации, связанные с противодействием коррупции, подразделяются на общие для всех сотрудников организации и специальные (для отдельных категорий работников).

Примером общих обязанностей работников являются такие обязанности:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;

- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений, а также о ставшей известной работнику информации о совершении коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

- сообщить непосредственному начальнику/ответственному лицу о возможности возникновения либо о возникшем у работника конфликте интересов;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

Специальные обязанности могут устанавливаться для руководящего состава организации; лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; сотрудников, осуществляющих внутренний контроль и аудит.

Исходя из положений ст. 57 Трудового кодекса РФ общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовые договоры с работниками организации. При закреплении обязанностей работника по предупреждению и противодействию коррупции в трудовом договоре работодатель вправе за совершение неправомерных действий применить к сотруднику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ.

На стадии реализации мер по противодействию коррупции ключевая роль в формировании нетерпимости к коррупции и в создании внутренней системы предупреждения коррупции принадлежит руководителю юридического лица. С одной стороны, он должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения антикоррупционных правил.

Организации необходимо определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных нарушений, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и пр.

Задачи, функции и полномочия ответственного структурного подразделения или должностного лица устанавливаются в документах, регламентирующих антикоррупционные процедуры, положении о подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях работников.

К примеру, к обязанностям должностного лица могут относиться:

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;

- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок и т.п.

Методические рекомендации Минтруда ориентируют работодателей на необходимость подчинения структурных подразделений (должностных лиц), которые занимаются реализацией антикоррупционной политики, непосредственно руководителю организации и наделение их полномочиями, достаточными для проведения необходимых мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности.

Анализ применения антикоррупционной политики. Должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое возложены функции по противодействию коррупции, обязано осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики, ежегодно представлять руководству соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых мероприятий, в антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения.

Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, к примеру после внесения изменений в законодательство о противодействии коррупции, изменения организационно-правовой формы юридического лица и т.д.

К антикоррупционным мероприятиям относится оценка коррупционных рисков. Цель оценки рисков, характерных для деятельности организации в целом и для отдельных направлений, - это определение конкретных бизнес-процессов, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений для получения корпоративной или личной выгоды.

Оценку рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и систематически после ее утверждения.

Методические рекомендации советуют представить деятельность организации в виде отдельных бизнес-процессов и определить те составные элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение правонарушений. Затем для каждого такого подпроцесса составить описание возможных коррупционных нарушений, включающее характеристику выгоды, которая может быть получена организацией или ее отдельными работниками, сформировать перечень должностей, связанных с высоким риском. В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса меры по устранению или минимизации коррупционных рисков могут включать детальную регламентацию способа и сроков совершения работниками действий в критической точке, установление дополнительных форм отчетности работников, перераспределение функций между структурными подразделениями внутри организации.

Формой сопровождения антикоррупционной политики становится участие юрисконсульта в анализе вероятности возникновения коррупционных рисков с правовой точки зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: