Эльмира Патеева 17гр. 1.Языкознание как наука о языке. Связь языкознания с другими науками.
Я з ы к о з н а н и е, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Языкознание занимается изучением лингвистических вопросов терминологии. Связано с различными школами и направлениями. В соответствии с этим выделяют следующие разделы:
1)Экстра лингвистика(внешняя) -изучает язык как общественное явление. состоит из подразделов:
-социальная лингвистика(язык в отношении к обществу)
-металингвистика (связь языка и мышления)
2) внутренняя лингвистика
-Фонология-языковое строение
-лексикология-словарный состав языка
-Морфология- изучение форм слова
-синтаксис-изучает предложение и словосочетания в предложении.
3) Сравнительно- историческое я языкознание(компаративистика)-изучение генетических связей языков мира, классификации языковой реконструкции.
Языкознание и социальные науки. Языкознание относится к числу социальных наук.оно тесно связано с такими социальными науками как:
-История -поскольку история языка является частью истории народа.
-Археология и этнография-раскрывая смысл диалектных слов и диалектных значений общеупотребительных слов.классификация языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания.
-Литературоведение-Союз языко знания и литературоведения породил филологию. Связь языкознания и литературоведения особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика и история литературного языка, а также при разработке проблем языка художественной литературы.
-Психология и педагагика- Язык как факт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.
Языкознание и естественные науки. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией (изменчивость строения человека во времени и пространстве). Интересы языковедов и антропологов сходятся в двух случаях:во-первых,при классификации рас и языков и,во-вторых,при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.
Языкознание и философия. Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками — диалектикой и логикой.
Язык как общественное явление. Функции языка.
Язык тесно связан с обществом и является частью нашей жизни.
Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности.
общественная функция языка проявляется в его связи с народом, в наличии общенародного языка,в котором выделяю компоненты:
-литературный язык(высшая форма нац. яз.-образцовый яз.)
-диалекты
-жаргоны
-профессиональная речь
-просторечия
Язык — не индивидуальное. и не биологическое явление.Язык связан с обществом, его историей.
Очень показательными являются случаи, когда дети с раннего возраста оказываются среди животных, жившие с рождения вне общества дети-маугли не способны говорить на каком-либо человеческом языке. Это является первым доказательством общественной природы языка.
Вторым доказательством является тот факт, что у человека нет специальных органов, с помощью которых он бы говорил.
Человек получает от матери способность дышать (легкие) и способность питаться, и эти органы дыхания и пищеварения, человек приспособил для произношения звуков человеческого языка.
Третье доказательство, язык зарождается, развивается и умирает вместе с обществом.(когда-то не было русского языка, он появился, возник, когда восточные славяне разделились на русских, украинцев и белорусов. Когда-то латинский язык был живым, но сейчас этот язык мертв.)
ФУНКЦИИ
1)Коммуникативная функция- общение людей.
2)Экспрессивная функция(когнитивная) -выражение мыслей, чувств и воли говорящего.
-Информативная-для передачи информации и мыслей.
-Эмотивная- передача эмоций и чувств
- Волюнтативная- выражение воли
3)Гносеологическая(аккумулятивная)- познание мира (средство накопление информации, опыта для потомков)
Язык и мышление.
будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. С о з н а н и е м в этом случае обозначают, во-первых,совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека (мышлением называют лишь способность мыслить и рассуждать).М ы ш л е н и е как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности
мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания. В основе языка лежит грамматический строй, правила словоизменения и построения предложения с помощью которых мы можем правильно выражать свои мысли.
Мышление может осуществляться не только при помощь языка, но и с помощью образов, памяти, воображения. сторонники этой точки зрения опираются на понятие внутренней речи.
Язык и речь.
Речь- проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Акустическое свойство звуков речи.
Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. к характеристикам звука относят:высоту, силу, длительность и тембр.
Речевой аппарат. Активные и пассивные органы речи.
Речевой аппарат-совокупность органов человека, необходимых для воспроизведения звуков.
Активные:
-голословные связки
-язык
-губы
-мягкое небо
-язычок
-нижняя челюсть
Пассивные:
-зубы
-твердое небо
-нос
Понятие об артикуляции звука. Артикуляционная база языка.
АРТИКУЛЯЦИЯ — работа активных органов речи, а также положение пассивных органов, необходимое для образования звука речи. Артикуляция каждого звука имеет три фазы: приступ (экскурсия) — начальная фаза, когда органы речи принимают необходимое положение; выдержка — фиксация данного положения; отступ (рекурсия) — возвращение к исходному
положению или переход к следующему приступу.
Артикуляционная база — типичные положения и движения органов речи, принятые в данном языке