Очень легко настроиться негативно по поводу голливудской погони за долларом и индексами популярности. Кино и телевидение – калейдоскоп глянцевой посредственности, которая мало что пытается делать, а достигает и того меньше. И всегда кажется, будто потоки денег, льющиеся на звезд, спецэффекты и «безотказные приемы» идут в ущерб содержанию и сценарию.
Поскольку кино– и телепродукции Голливуда так часто недостает трогательности, оригинальности и смысла, среди многих сценаристов бытует предубеждение против любых коммерческих соображений. Я постоянно сталкиваюсь с мнением, что всякий фильм, добивающийся коммерческого успеха, поверхностная дешевка.
Это отношение объяснимо, но не соответствует действительности, и создает не самый удачный настрой. Высокохудожественное кино («Аватар», «Шестое чувство», «Миллионер из трущоб», «Горбатая гора», «Вверх», «Сайнфелд», «Западное крыло», «Американская семейка», «Правильная жена» и бесчисленное множество других фильмов и сериалов) может иметь и коммерческий, и художественный успех. То, что оригинальный и небанальный фильм должен быть туманным, нуждаться в пояснениях и непременно провалиться в прокате, – псевдоинтеллектуальные выдумки.
|
|
Будучи сценаристом, вы должны принять тот факт, что если хотите сделать карьеру, придется писать сценарии для фильмов и сериалов, которые захотят смотреть. В противном случае писать вы будете для собственного удовольствия, не имея в виду реальных профессиональных целей.
В то же время писать в расчете на бешеные деньги – столь же нереалистично и скучно, как игнорировать коммерческую сторону вообще; потому что сценарии, основанные на «горячих» концепциях, в которые сценарист не вкладывает души, тоже практически не продаются и не превращаются в фильмы – тема утратит пикантность, а сценарий окажется неинтересным. Названия вроде «Моя няня – стриптизерша!» или «В глаз ножом для колки льда», казалось бы, звучат так, что народ валом повалит в кинотеатры, но если вы сами не любитель подобных фильмов, то миллионов они вам не принесут.
Чтобы понять, есть ли в концепции истории нужное сочетание коммерческого и художественного потенциала, рекомендую задаться следующими вопросами:
1. Хочу ли я потратить год жизни, работая над историей с такой идеей? Если ответ отрицательный, то какой бы золотой жилой ни казалась концепция, лучше поищите другую. Если же ответ положительный, переходите ко второму вопросу.
2. Есть ли у истории коммерческий потенциал? На этот вопрос не так трудно ответить, сверившись с приведенным выше списком критериев концепции истории. Так что если и на этот вопрос вы отвечаете «да» – если это идея уровня «хай-концепт» с внятной внешней целью и подпадающая под одну из пяти категорий (победить, остановить, спастись, доставить, отыскать / завладеть), и вам очень хочется приступить, – смело начинайте работать. Но в случае отрицательного ответа на второй вопрос, переходите к третьему.
|
|
3. Нравится ли мне эта история настолько, что я готов писать сценарий, зная о коммерческой сомнительности результата? Иными словами – та ли это история, которую я мечтал написать всю жизнь, которая преследует меня во сне и наяву? Если ответ снова отрицательный, вам лучше поискать другую идею. Без такого неукротимого желания предусмотрительнее будет найти коммерчески более привлекательный вариант, и начать карьеру с него.
Но если ответ «да», если история действительно значит для вас очень много – дерзайте. Более того, когда история глубоко затрагивает вас, писательство дает чувство самореализации и наибольшую радость и удовлетворение. И если вы сможете передать в сценарии свои чувства, то в конечном счете найдутся те, кто разделит ваши переживания, и сценарий будет пущен в производство.
Если убрать все сиквелы и фильмы, основанные на феноменальном успехе литературных и прочих бестселлеров (вроде «Кода да Винчи», фильмов о Гарри Поттере, сериала «Сумерки» и многочисленных «Трансформеров») из списка кассовых рекордсменов, почти все остальные фильмы стоили создателям не одного года борьбы, неудач, их сценарии отвергались не одной крупной киностудией, прежде, чем кто-то соглашался финансировать их. И, в конце концов, фильмы выходили на экран благодаря тому, что их создатели не утратили страсти и решимости.
Как скорректировать концепцию
Критерии выбора и разработки истории на этапе первоначального рассмотрения идей должны применяться очень осторожно, так как на начальных стадиях ваши концепции, конечно, будут казаться банальными или абсурдными. Но в процессе написания сценария эти принципы окажутся полезными и помогут разрабатывать и корректировать вашу историю.
Разумеется, с самого начала вам нужно превратить идею в концепцию, включающую первые пять элементов: герой, сопереживание, желание, конфлик и риск. Затем вы можете формировать и видоизменять идею с учетом множества других соображений: придумать более оригинальный «крючок» или сделать так, чтобы герой побеждал, останавливал, спасался, доставлял что-то или возвращал утраченное, и его образ развивался. Если на каждой стадии работы сверяться с контрольным перечнем, можно сколько угодно изменять и додумывать выбранные вами идеи и концепции до тех пор, пока не получится сценарий, удачный и с коммерческой, и с художественной точки зрения.
Краткий обзор главы
1. Каждая история начинается с вопроса «Что, если…». Ответ на него приведет либо к герою, либо к ситуации.
2. Подавляющее большинство сценариев голливудских фильмов посвящено героям, преследующим внешние мотивы – видимые цели с четкими временными рамками.
3. Любая работающая концепция истории может быть описана одним предложением: это история о__________, который хочет _________. В первый пробел вписывается имя героя, во второй – внешняя цель, которой он хочет достичь.
4. Эффективные внешние цели отвечают следующим характеристикам:
они видимы;
их достижение подразумевает конечный момент;
герой должен достигать их вплоть до конца истории;
герой должен отчаянно желать их достижения;
герой должен предпринимать активные действия для достижения цели;
достижение цели по силам герою;
герой должен поставить на карту все, чтобы достичь цели.
5. Основные источники идей для сюжета:
личный опыт;
|
|
заголовки;
другие фильмы;
адаптация романов, пьес и рассказов;
реальные истории нынешнего времени и исторические события.
6. Принципы и риски адаптации литературных произведений:
хорошая литература – не залог хорошего кино;
сценарий для вас важнее первоисточника;
не стоит адаптировать собственные романы или пьесы;
фильмы должны укладываться в бюджет;
для тех, кто финансирует фильм, главное – коммерческая привлекательность;
жанр принципиально важен;
фильмы имеют определенную продолжительность;
время в фильмах предельно сжато;
в сценарии отражается лишь то, что зритель увидит и услышит на экране;
стиль, столь важный в прозе, в сценарии практически не играет роли.
7. Принципы и риски адаптации реальных событий:
то, что история правдива, совсем не означает, что она пригодна для сценария;
реальная история больше подходит для документального кино или выпуска новостей;
реальность редко отвечает критериям хорошо написанного сценария;
сценарий исторического фильма крайне сложно продать.
8. Коммерческий потенциал означает способность убедить принимающих решения людей в том, что сценарий принесет фильму немалую прибыль или высокие рейтинги.
9. Художественный потенциал подразумевает возможность воплотить сценарий в фильм с глубоким смыслом, способный не просто развлечь зрителя, но заставить его думать и сопереживать.
10. Пять неотъемлемых элементов истории это:
герой;
сопереживание;
желание;
конфликт;
риск.
11. Пять элементов истории, значительно увеличивающих ее коммерческий потенциал:
высокая концепция;
коммерчески выигрышная цель:
– победить;
– остановить;
– спастись;
– доставить;
– заполучить, вернуть;
сочетание оригинальности и узнаваемости;
эволюция героя;
тема.
12. Три вопроса, на которые стоит ответить перед тем, как разрабатывать любую концепцию истории, чтобы разрешить конфликт коммерческого и художественного.
Хочу ли я потратить год жизни на написание сценария?
Имеет ли история коммерческий потенциал?
Даже если не имеет, настолько ли я одержим этой историей, что намерен писать сценарий во что бы то ни стало?
|
|
Глава третья
Развитие образа
И вот выбрана концепция истории, которая ляжет в основу сценария, и нужно придумать персонажей и населить ими вашу историю. Как и во всех аспектах работы над сценарием, ваша задача – добиться максимальной вовлеченности читателя и зрителя. Изначально концепция истории оценивается, в первую очередь, исходя из ее потенциальной способности вызывать эмоции и привлечь аудиторию, при этом читатель вашего сценария переживает события опосредованно именно через героя.
Как и в случае концепции истории, краеугольным камнем развития персонажей является наличие внешней цели. В этой главе мы рассмотрим различные компоненты впечатляющих образов и обсудим конкретные методы работы над идентификацией, мотивацией, конфликтом и темой; а также продемонстрируем, как с их помощью создать запоминающихся героев, которые будут способны заставить читателя и зрителя сопереживать им.