Конфликт между сторонами может начаться с объективных разногласий, но со временем перерасти в настоящую войну. Тогда агрессия направляется на личность человека. Соотношение сил меняется – одна сторона перевешивает другую. Люди, имеющие психопатические черты, в таких конфликтах используют свою силу для обвинения, травли и подавления противника, который больше не воспринимается как человек, обладающий достоинством и заслуживающий уважения. Он или она превращается в предмет, объект для нападения. Психопат будет использовать все возможные средства для того, чтобы сломить противоборствующую сторону. Война должна быть выиграна любой ценой. Никакого сопереживания, понимания чувств и проблем противника.
Если слабая сторона обращается в полицию или сообщает о моббинге работодателю или другому должностному лицу, это истолковывается агрессором как нападение, и разгорается битва. Даже решение о раздельном проживании воспринимается как агрессия, которая требует мщения. В такой войне, как правило, существует дисбаланс сил – психологический перевес одной из сторон. В этом случае можно говорить об асимметричном конфликте. Стороны не равносильны. Типичным примером асимметричного конфликта является взаимодействие между лицом, совершающим насилие, и его жертвой, а также моббинг. Медитация и обычные методы конфликтологии не годятся для разрешения таких дел. Асимметричный конфликт
|
|
Пастор и преподаватель Терье Торкельсен защитил докторскую диссертацию по теме опасных для здоровья конфликтов в лоне церкви. Диссертация выпущена в форме книги30. Несколькими годами ранее вышла его книга «Попранное достоинство – опасные для здоровья конфликты в лоне церкви».
Торкельсен убежден, что необходимо разделять симметричные и асимметричные конфликты. Асимметричный конфликт – это конфликт между неравносильными сторонами, то есть конфликт, при котором одна из сторон имеет превосходство над другой. Он ссылается на исследователя проблем мира и конфликтов Юхана Галтунга, который считает, что эти два вида конфликтов требуют принципиально различных подходов. В асимметричном конфликте менее сильная сторона практически обречена на поражение при столкновении с превосходящими силами противника. Дисбаланс сил подрывает основу для создания конструктивного диалога.
К примеру, внешнеполитические вопросы чаще всего решаются с пониманием и учетом того, что силы не равны и что третья сторона вряд ли сохранит нейтралитет. Необходимо сделать выбор в пользу одной из сторон, поддержать слабого и активно содействовать изменению соотношения сил. Третья сторона должна позаботиться о том, чтобы «сильному» не предоставлялась возможность демонстрировать свое превосходство. Для этого порой необходимо обеспечить соблюдение определенной дистанции между сторонами.
|
|
По мнению Торкельсена, этот подход можно было бы эффективно применять для разрешения конфликтов, подобных тем, что он исследовал. Почти в каждом изученном им деле прослеживался дисбаланс сил в форме психологического перевеса одной из сторон. Обычным для таких конфликтов является взаимодействие типа «посягатель – жертва», при котором одна из сторон вторгается в эмоциональную жизнь другого и атакует ее. Жертве нечем защитить себя и ее подавляют. Торкельсен считает, что необходимо использовать все возможности для того, чтобы оградить жертву от этого.
Для асимметричных конфликтов характерно диаметрально противоположное восприятие сторонами ответственности: одна из сторон возлагает на себя большую ответственность и относится к себе с чрезмерной самокритикой и осуждением. Другая, напротив, снимает с себя всякую ответственность, осуждает противника и относится к себе с полным отсутствием критики.
Поэтому в опасных для здоровья конфликтах близкий контакт сторон нецелесообразен и губителен. Обеспечение максимально возможной дистанции между противоборствующими сторонами является необходимой мерой. Следует активно противодействовать тому, чтобы жертве был нанесен вред.
Примечательно, что к разрешению всех изученных Торкельсеном конфликтов пытались применить подход, предназначенный для преодоления симметричных конфликтов. Используя различные программы по развитию персонала, беседы и общие встречи, работодатель и приглашенные консультанты пытались выступать посредниками и наладить близкий контакт между сторонами. Торкельсен заключает: «Бесконечная усталость наваливалась на тех, кто пострадал, ее передает следующее высказывание: "Мы узнали многое о том, чего делать не следует"».