ЦЕЛЬ:
· воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу их земляков, участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранам войны, труженикам тыла;
· формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о Великой Отечественной войне.
ЗАДАЧИ:
образовательные задачи:
· развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения;
· воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны;
воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей;
- способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
· подбор и разучивание стихотворений, про войну;
· исследовательская работа в музее п. Казанково;
· создание презентации, посвящённой землякам,участникам Великой Отечественной войны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
(Звучит песня "Птицы белые" )
|
|
(Слайд 1)
Чтец 1: С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
(Слайд 2)
А если – с убийства! А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым.
В.1.: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Им, нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне посвящается.
(На фоне музыки)
В.2.: Поколение победителей, поколение наших дедов и прадедов. Вглядитесь в этих людей.
(Слайд 3)
В.1.: Это радость тех, кто четыре долгих года войны мечтал об этом дне, шел к этому дню.
(Слайд 4)
В.2.: Вглядитесь в эти лица. Это радость тех, кто четыре долгих года ждал сына, мужа, отца, брата.
В.1.:Это великая, ни с чем не сравнимая радость встречи, которой могло и не быть.
(Слайд 5)
В.2.: Вглядитесь в лица этих людей. Вернувшихся и ждавших. Это не только слезы радости, общей народной радости, это слезы утраты каждого, это скорбь народная.
(Слайд 6)
В.1.: О 27 миллионах своих сыновей и дочерей скорбит народ в этот день.
В.2.:День Победы празднует наша страна. Сегодня как и 75 лет назад, в далеком уже 45, этот праздник остается радостным и трагическим. И никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую мы заплатили.
Чтец 2: Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты друзей моих погибших оживи
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
|
|
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу в глаза своим друзьям взглянуть.
В.1.: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за Родину. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
(Звучит музыка)
В.2.: Если за каждого человека, погибшего во второй мировой войне, объявить минуту молчания, мир будет молчать 50лет.
В.1.: 1418 дней длилась война, 34000 часов.
В.2.: 27 миллионов человек погибло на этой войне!
В.1.: Это значит: 10800убитых на каждый километр; 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 1900 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.
В.2.: Вдумайтесь, каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
В.1.: А сколько же это неродившихся детей.
А сколько осталось вдов и сирот.
Каким счетом измерить человеческое горе?
Чтец 3: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»…Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина
(Звучит грустная мелодия)
В.2.: В истории жизни каждого ветерана, как в зеркале, отражается история страны. Судьбы людей старшего поколения незримыми нитями связывают нас, потомков, с событиями давно минувших дней.
(Слайд 7)
Чтец 4: Степан Николаевич Вершинин (05.07.1921г.).В мае 1941 года его призвали в армию в кадровую службу и отправили в летний военный лагерь "Гроховик" Ивановской области учиться на сержанта. А уже в июле он вместе со своей частью отправился рядовым в город Остров-Порхов.
В 1943 году батальон их перебросили на западное направление, но добраться до пункта назначения не удалось: попали в немецкое окружение. Прорваться к своим было невозможно. Поэтому их батальон, по "наводке" местного населения, ушел в партизаны. Целый год прожили в лесу. Благодаря им железнодорожные составы с военной техникой и обмундированием для немцев уходили под откос.
Затем попал в 37-й полк 56-й стрелковой дивизии.7 апреля 1944 год он был ранен. После санчасти был направлен в 82-й отдельный стрелковый батальон по сопровождению секретных документов. Побывал он в Румынии, Югославии, Польше и Чехословакии.
Демобилизовался в 1945 году. Вернувшись в родное село, устроился на работу в колхоз. За годы работы в колхозе сменил много профессий: работал бригадиром, учетчиком, продавцом.
Умер в 2009 году.
(Слайд 8)
Чтец 5: Ивойлов Антон Иванович(14.08.1918.г) В 1938 году был призван в ряды Красной армии. Службу начал на Востоке. Служил рядовым связистом. Готовился к демобилизации, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Их часть перебросили под Москву и сразу в бой. В 1942 году под Кировом получил первое ранение в ногу. После выздоровления -снова в бой! Бои были очень тяжелыми и кровопролитными. Еще дважды ранило Антона Ивановича. Последнее ранение перенес очень тяжело-долгое время провел в госпитале, началась гангрена, только чудом удалось спасти ногу. В 1944 году демобилизовался по состоянию здоровья. Возвратился домой и стал работать колхозе. Умер в 2004 году.
(Слайд 9)
Чтец 6: Владимир Иванович Полинкевич (1922 г.)В 1940 году был призван в армию. Служба перестала быть мирной: в 1941 году на Северо-Западном фронте он воевал за Родину. В 1943 году во время разминирования был серьезно ранен.Четыре часа лежал, истекая кровью. После госпиталя в колхозе работал ветврачом. Умер в 2013 году.
(Слайд 10)
Чтец 7.: Мария Ивановна Абрамова (14.04.1927г.) Училась в медицинском техникуме Сталинска(так раньше назывался Новокузнецк).В это время уже шла война. В 1944 году окончила медицинский техникум и сразу всех выпускников отправили на фронт в направлении города Львова. Под Киевом на одной из станций она и ее товарищи попали под бомбежку. Первая встреча с войной оказалась такой страшной. Но постепенно Мария смирялась со своим положением. А вот смириться с жестокостью войны не смогла. Было трудно: было много раненых, которым нужна срочная помощь, а медсестер не хватало. Вот и приходилось спать урывками. А врачи, кажется, совсем не спали. Однажды во время бомбежки ее засыпало землей. Хорошо, что рядом оказались три парня, откопали девушку, получившую тяжелую контузию. Потом приходили к Марии в госпиталь проведать. Одному из парней, Абрамову Гавриилу Александровичу, так запала в душу сибирская красавица, что после войны он разыскал ее и они поженились. После войны она стала работать в туберкулезной больнице города Сталинска. Затем уже на пенсии вернулась в родное село Казанково. Умерла в 2019 году.
|
|
(Слайд 11)
Чтец 8.: Гергий Николаевич Енгеев был призван в ряды Красной Армии из деревни Таковары, что неподалеку от Казани. Попал в пехоту, был радистом, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. В военкомате посчитали: 200 дней был на передовой Георгий Енгеев. Надо же было такому случиться: ранен был 5 мая 1945 года- во время обстрела отлетел от стены осколок кирпича и поранил бойцу нижнюю челюсть. Поджила рана, их дивизию перебросили в Японию. Демобилизовавшись, вернулся в деревню, работал в колхозе бригадиром, затем секретарем в райкоме комсомола. Отправили его на строительство Томусинской ГРЭС, а потом в Казанково переехали.
В.1.: 77 человек было мобилизовано из поселка Казанково. И только 37 человек вернулись с фронта. Сорок жителей не вернулись к своим родным и близким, остались на полях сражений. Их имена внесены в "Книгу памяти".
В.2.: Отстояли Родину в годы суровые,
нет следов далеких, дорог боевых,
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою
|
|
помнили имена героев своих...
В.1.: Но ведь Победа ковалась не только на полях сражений. Труженики тыла своим трудом тоже внесли огромный вклад, приближая этот Великий день. А это значит, что и они не остались в стороне от великого подвига советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим крылом Великая Отечественная война. Матери, сёстры, жёны, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа…И при этом растить детей, выращивать хлеб для фронта, стоять до изнеможения у станка. Женщины-солдатки.
(слайд 12)
Чтец 9.: Нечаева Анастасия Васильевна 19.11.1924г.)В семье было 10 детей: четыре дочери и шестеро сыновей. Времена были тяжелые: голод, большие налоги, трудно прокормить большую семью. Закончила 4 класса и пошла работатьв поле вместе с женщинами. Когда ей было 17 лет, началась война. В тот же год Анастасию Васильевну забрали в тюрьму и отправили на лесозаготовку. В 1943 году пришла повестка в трудовую армию. Работали по 12 часов без выходных. Позднее ее отдали в няньки в город Прокопьевск. После войны вернулся раненый муж Анастасии Васильевны Нечаев Василий Федорович. Стали вместе работать в колхозе "Вперед".
В.2.: Война и дети…Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребёнок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.
В.1.: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.
В.2.: Ученики младших классов колхоза "Вперед"занимались прополкой овощей. Подростки заготавливали сено. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя военных лет. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в них трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят, обыкновенных мальчишек и девчонок.
(слайд 13)
Чтец 10.: Старцева Мария Павловна с 10 лет начала работать в колхозе: пасла овец, полола поля, косила и убирала сено.Когда началась война, их семья жила на Алтае в Тогульском районе в селе Топтушка. Во время войны получали зерно на мельнице. Сами мололи и пекли хлеб. В мирное время Мария Павловна поднимала целину. Распахивали новые земли, сеяли пшеницу, рожь, гречу, для колхоза выращивали картофель, капусту.
В. 1.:Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(Слайд 14)
В.2.: Спасибо тем, кто воевал, кто голову сложил, кто выжил,
Спасибо, что ценою жизни, ценою пролитой крови
Сегодня можем праздновать Великий День Отчизны…
(Слайд 15)
В.1.: Я помню… Я горжусь… И преклоню колено
у мраморной стены… у Вечного Огня …
И многие, как Я, склонятся непременно —
ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…
В.2.: "Никто не забыт и ничто не забыто" —
Горящая надпись на глыбе гранита.
В.1.: Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
В.2.: Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Литература:
1. Болутенко А. http://ab37ru.narod.ru
2. Рождественский Р.И. Перед праздником. Стихи и поэмы/ Р.И.Рождественский; Оформл. Н.Пономаревой.-М.: Дет. лит., 1974.-222с.: 1л. портр.-(Поэтическая б-чка школьника).-В содерж.: Моя любовь, Реквием, Посвящение, стихи разных лет. 3.Симонов К. "Вьетнам, зима семидесятого..." М.: Современник - 1971.