Задачи уроков классного чтения:
1. Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.
3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
4. Нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.
5. Развитие речи (главным образом, устной) и мышления.
6. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с остальными в процессе всей работы на уроках чтения и во внеклассной работе по предмету.
Характеристика учебников литературного чтения
Расположение литературного и методического материала в учебниках соответствует следующим приоритетным задачам:
1.формирование навыка чтения в 1 и 2 классах;
2.накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе;
|
|
3.литературное развитие на основе упорядочения литературных знаний и представлений в 4 классе.
Круг чтения в учебнике для 1 класса составляют, преимущественно, произведения отечественной литературы. Учебник содержит произведения, тематически актуальные и привлекательные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательстве, смелости и трусости, трудолюбии...), о забавах детей. Методический аппарат учебника и рабочей тетради направлен на формирование всех сторон навыка чтения.
Литературные произведения учебника для 2 класса подобраны таким образом, чтобы наиболее полно представить весь спектр литературы для детей в её идейно-тематическом, видо-жанровом и эстетическом многообразии. Структура учебника отражает его методическую направленность
В учебнике для 3 класса остаётся актуальным внимание к работе над читательскими умениями, однако достаточно высокий уровень навыка чтения уже позволяет выдвинуть на первый план иную (воспитательную) задачу, а значит и другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике. В книге для чтения содержится богатый материал для осмысления сложных неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и противоречии, что отражается даже в названиях тем, например: «Труд человека кормит, а лень портит»
В учебнике для 4 класса акцент делается на литературном образовании младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в основной школе) литературное развитие и образование учащихся.
|
|
Характеристика программ по литературному чтению (взяла 3 примера)