Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленные производственными процессами.
Особенности: продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.е. не производит вещи, а лишь перемещает товары, созданные в других отраслях.
Транспорту не принадлежат предметы труда, они принадлежат отправителю и получателю. Цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые, пассажирские перевозки.
В качестве единицы измерения – 1 т/км, 1 пасс/км, т/грузы, количество пассажиров.
Продукцию транспорта нельзя накопить, отложить в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва.
В составе средстве производства на транспорте нет сырья, стоимость которых на других предприятиях весьма значительна. Характеризуется неравномерностью использования в течение года.
Финансы предприятия – совокупность денежных отношений с образованием первичного дохода и их накоплений, их распределением и использованием.
|
|
Собственный доход = доход+амортизация.
Функции финансов предприятия:
· Обеспечение предприятия денежными средствами;
· Распределительная;
· Контрольная.
Для реализации функции финансов предприятия создан финансовый аппарат, на который возложены следующие функции: денежные отношения в процессе материального производства, реализация транспортной продукции, повышение рентабельности, улучшение хозяйственной деятельности и т.д.
Взаимоотношения состоят из 4 групп:
1. с другими предприятиями и организациями;
2. внутри предприятия;
3. внутри вышестоящей организации;
4. финансово-кредитная система (бюджет, страховое звено, банк, фондовый рынок).
Рынок ценных бумаг и его участники. Виды ценных бумаг и их сущность.
Рынок – экономические отношения по купле-продаже ценных бумаг.
Роль ценных бумаг – обеспечение притока капитала для развития производства; неинфляционное привлечение ресурсов для бюджета; обеспечение стабильности финансовой системы.
Для государства и корпоративных структур рынок ценных бумаг выступает источником необходимых ресурсов, а для инвесторов – сферой приложения капитала. Включает в себя – облигации, акции, векселя, различные суррогатные бумаги.
Ценная бумага – документ установленной формы с обязательными реквизитами и удостоверяющий имущественные права.
Выпуск ц/б – эмиссия, выпускающий – эмитент.
Основные виды:
· Акции – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца на часть капитала в виде девидентов. Бывают обыкновенные, привилегированные.
· Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение в установленный срок номинальной стоимости и зафиксированных процентов.
|
|
· Вексель – одна из форм предоставления кредита. Используется в настоящее время редко.
Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичный – первое размещение; вторичный – перепродажа ранее выпущенных.
Виды рынков: биржевой (прошли допуск, т.е. листинг), внебиржевой (не прошли листинг).
Участники рынка ц/б:
· Брокер – тот, кто совершает сделки на основе договора и по поручению клиента (хоз.субьект, гражданин);
· Дилер – совершает куплю-продажу за свой счёт от своего имени путем публичного объявления цен (только хоз.субьект);
· Депозитарий – хранение ц/б;
· Регистратор – занимается организационными вопросами.
Самые ликвидные ц/б – ГКО (государственные краткосрочные обязательства).
Система ценообразования. Виды рыночных цен.
Цена – сложная экономическая категория, выраженная в денежной форме. Есть проявление закона стоимости, т.е. затраченного количества труда на единицу продукта.
Цены выполняют двоякую функцию: должны обеспечивать достаточное выражение общественных затрат труда и служит инструментом перераспределения.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.
2 системы:
- рыночное ценообразование – функция на базе взаимодействия спроса и предложения;
- централизованное государственное – формированное государственными органами.
Виды цены:
· Фиксированные,
· Свободные,
· Стандартные,
· Единые,
· Престижные,
· Экспортные,
· Оптовые,
· Отраслевые,
· Розничные,
· Плановые.
Тарифы устанавливаются государством. Величина зависит от отраслевой себестоимости перевозок.
Основной капитал. Источники финансирования капитальных вложений в основные фонды.
Материально-технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. Они представляют собой средства труда, которые многократно используют в хозяйственном процессе.
Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов – называются основными средствами и образуют основной капитал.
К источникам финансирования воспроизводства основных средств относятся:
- собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные средства инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие средства);
- заёмные финансовые средства инвестора (банковские кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлечённые финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежные средства, централизуемые объединениями предприятий в установленном порядке;
- инвестиционные ассигнования из госбюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов;
- иностранные инвестиции.
Одним из основных источников являются амортизационные отчисления.