МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По учебной практике
«ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ»
Для направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность:
Образование лиц с нарушением интеллекта
Курган 2016
Кафедра: «Дефектология»
Составитель:кандидат педагогических наук, доцент Л.С.Яговкина
Утверждены на заседании кафедры «18» октября 2016 г. протокол заседания № 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел программы бакалавриата «Блок 2. «Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Вид практики – учебная.
Тип практики – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
В процессе прохождения практики студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения таких дисциплин как «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании», «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания литературы (специальная)», «Методика преподавания математики (специальная)».
|
|
Сформированность педагогических компетенций в результате прохождения практики необходима для изучения курсов: «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха», «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения».
Практика является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
Учебная практика проводится на III курсе в VI семестре (очная форма обучения и очно-заочная форма обучения).
Прохождение учебной практики является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.
Цели учебной практики
1. Ознакомление студентов с учебно-воспитательным процессом в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (начальное звено).
2. Закрепление, углубление и проверка теоретических знаний студентов по дисциплинам «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания литературы (специальная)», «Методика преподавания математики (специальная)», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании».
|
|
3. Формирование навыков владения методами индивидуального и дифференцированного подхода во время организации и проведения занятий, уроков и мероприятий с детьми с нарушением интеллектуального развития.
4. Формирование навыков владения методами планирования и проведения методической, коррекционно-развивающей, учебной, воспитательной и внеклассной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости в соответствии с ФГОС, создания предпосылок для овладения знаниями, умениями, навыками, коррекции нарушений познавательной сферы в соответствии с возрастом ребенка.
Задачи практики
- Ознакомить студентов с условиями, особенностями организации работы учителя начальных классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, принципами отбора и комплектования групп, классов, с документацией.
- Формировать у студентов умение применять на практике имеющиеся теоретические знания.
- Формировать умения, навыки проведения психолого-педагогического обследования детей с легкой степенью умственной отсталости.
- Формировать навыки планирования коррекционно-образовательной, учебно-воспитательной работы в соответствии с ФГОС, навыки ведения, оформления отчётной документации.
- Формировать умения отбора адекватных методов, приёмов коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта и их практического применения в процессе проведения занятий, уроков и воспитательных мероприятий.
- Формировать умения организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей; организовывать совместную с воспитателями, учителями, психологом, администрацией школы, родителями коррекционную работу.
- Формировать коммуникативные способности студентов при общении с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, коллегами, администрацией, родителями.
Компетенции, формируемые в результате прохождения практики:
Прохождение практики в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Образование лиц с нарушением интеллекта» направлено на формирование следующих компетенций:
- готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2);
- способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5);
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-развивающих программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
- способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);
- способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);
- способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10);
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
знать:
- этиологию интеллектуальных нарушений (для ПК-1);
- методы коррекционного воздействия (для ПК-1);
- нозологические формы интеллектуальных нарушений и специфику коррекционного воздействия (для ПК-1);
|
|
- основы психологии детей с нарушением интеллекта (для ПК-1);
- статус лиц с нарушением интеллекта (для ОПК-2);
- характер влияния нарушений интеллекта на общее психическое развитие (для ПК-1);
- дифференциальные характеристики лиц с нарушением интеллекта и лиц со сходными проявлениями психического дизонтогенеза (для ОПК-2, для ПК-1);
- теоретическую и методическую обеспеченность существующих технологий коррекционного воздействия при нарушении интеллекта (для ПК-1, ОПК-5);
- технологии комплексного сопровождения лиц с нарушением интеллекта
(для ПК-1, ПК-4, ОПК-5);
- методологические и теоретические основы диагностики интеллектуальных нарушений (для ПК-5);
- методы коррекционного исследования (для ПК-5, ОПК-5);
- основные модели диагностики проявлений дефицитарности (для ПК-5);
- о содержательных компонентах диагностики интеллектуальной патологии (для ПК-5);
- о диагностическом инструментарии педагога-дефектолога (для ПК-5, ОПК-2);
- о технологиях обследования детей с нарушением интеллекта (для ПК-5, ОПК-5);
- об актуальных и потенциальных возможностях детей, имеющих нарушения интеллекта (для ПК-5);
- о специфике дифференциальной диагностики (для ПК-5);
- методологические и теоретические основы культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ПК-4);
- виды и формы культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ПК-1);
- технологии культурно-просветительскойдеятельности (для ПК-10, ОПК-5);
уметь:
- определять рациональные пути и оптимальные условия коррекционного воздействия (для ПК-1, ПК-4);
- реализовывать перспективное и календарное планирование коррекционного воздействия (для ПК-1, ОПК-5);
- реализовывать обеспечение материально-технической базы коррекционного воздействия (для ПК-4, ОПК-5);
- обеспечивать комплексность воздействия при работе с лицами, имеющими нарушения интеллекта (для ПК-1, ПК-4);
- организовывать и осуществлять обследование лиц с нарушением интеллекта с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (для ПК-5, ПК-4, ПК-1);
|
|
- анализировать результаты комплексной мультидисциплинарной диагностики состояния лиц с нарушением интеллекта (для ПК-5, ПК-4, ПК-1);
- работать с населением (для ПК-10, ОПК-2);
владеть:
- реализовывать выбор адекватных средств и методов коррекционно-компенсирующего, образовательно-развивающего и воспитательного педагогического воздействия (для ПК-1, ПК-4);
- обеспечивать целостность коррекционного процесса (для ПК-1, ПК-4);
- взаимодействовать с общественными организациями и семьями лиц с нарушением интеллекта с целью обеспечения процессов социализации лиц данной категории (для ПК-1, ПК-4, ОПК-5);
- использовать методы психолого-педагогической диагностики, в том числе методы дифференциальной диагностики для определения типа нарушений (для ПК-5, ПК-1);
- осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (для ПК-5, ПК-1, ПК-4);
- организовывать и осуществлять консультирование родителей и родственников лиц с нарушением интеллекта, а также других участниками образовательного процесса (для ПК-5, ПК-1);
- организовать и реализовать культурно-просветительскуюдеятельность (для ПК-10, ПК-1, ОПК-2).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Педагогическая деятельность студентов в период учебной практики подразделяется на два этапа: