Деятельности ОАО «Нить»

 

 

 Объем производства, и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Товарная продукция представляет собой стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, за исключением незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Объем реализованной продукции представляет собой ту продукцию, которая была отгружена или оплачена покупателями. Динамика объемов товарной и реализованной продукции представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Динамика объемов товарной и реализованной продукции

 

Как видно из графика объем товарной продукции в 2004 году составил 412437 тыс. руб., то есть сократился по сравнению с 2003 годом на 20002 тыс. руб. (4,7%). Объем товарной продукции к 2005 году составил 495587 тыс. руб., то есть увеличился на 83150 тыс. руб. или на 4,63% по сравнению с 2004 годом.

Объем реализованной продукции в 2004 году увеличился на 33101 тыс. руб. (9%) по сравнению с 2003 годом. В 2005 году увеличение объема произошло на 137208 тыс. руб. или на 36% по сравнению с 2004 годом.

На графике мы видим, что в 2003 году объем товарной продукции превышает объем реализованной продукции, что говорит о падении спроса и скоплении готовой продукции на складах. 2004 год оказался кризисным в работе предприятия: мы видим падение уровня производства и реализации. Но за последний год предприятию удалось ликвидировать эти излишки при сохранении роста объемов производства.

В 2004 году себестоимость товарной продукции снизилась на 19677 тыс. руб. или на 4,6% по сравнению с 2003 годом и составила 416565 тыс. руб. За последний год себестоимость товарной продукции составила 482061 тыс. руб., что говорит об ее увеличении на 65496 тыс. руб., то есть на 15% по сравнению с 2004 годом.

Себестоимость реализованной продукции в 2004 году составила 384560 тыс. руб., что на 51446 тыс. руб. или на 15% больше, чем в 2002 году. В 2005 г. мы снова наблюдаем увеличение данного показателя до 501062 тыс. руб., то есть на 116502 тыс. руб. или на 30% по сравнению с 2004 годом.

Динамику данных показателей представим на втором рисунке.

 

         

Рисунок 2 – Динамика себестоимости товарной и реализованной продукции

 

На графике мы видим, что за последний год наметилась тенденция к повышению себестоимости товарной и реализованной продукции, обусловленную увеличением объемов производства и реализации продукции.

Следующий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

В 2004 году затраты на 1 рубль товарной продукции составили 1,01 рубля, что говорит об их увеличении на 0,002 руб. или на 1% по сравнению с 2003 годом. В 2005 году произошло снижение затрат до 0,972 руб., то есть на 0,038 руб. или на 15% по сравнению с 2004 годом.

 Динамику данного показателя представим на рисунке 3 вместе с показателями себестоимости и объема товарной продукции.

                                   

 

Рисунок 3 – Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции

 

Итак, на графике видно, что в 2004 году затраты на 1 рубль товарной продукции были максимальными. В 2005 году значительный рост объёма товарной продукции сопровождался снижением затрат на один рубль товарной продукции.

Не менее важен показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции, так как учитывает затраты на реализацию продукции предприятия. В 2004г. произошло снижение затрат на 0,103 рубля или на 10,8% по сравнению с 2003г. В 2005г. произошло повышение данного показателя на 0,111руб. или на 12%, в результате чего сумма затрат на 1 рубль реализованной продукции составила 97 копеек. Динамика изменения данного показателя представлена на четвертом рисунке.

 

Рисунок 4 – Динамика затрат на 1 рубль реализованной продукции

 

На графике мы видим, что минимальные затраты приходятся на 2004 год, при относительном росте объема реализации и росте себестоимости реализованной продукции. В 2005 году затраты на 1 рубль реализованной продукции возросли при сохранившемся росте объема реализации и себестоимости.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции и постоянными расходами отчетного периода предприятия.

В 2004 году предприятие оказалось в кризисном положении, так как совсем не было прибыли, а убыток составил -5219 тыс. руб., то есть падение уровня прибыли от реализации составило 60,3% по сравнению с 2003 годом. В 2005 году прибыль от реализации составила 15487 тыс. руб., то есть произошло повышение на 20706 тыс. руб. или на 196% по сравнению с 2004 годом.

Балансовая или валовая прибыль – это общая сумма прибыли, в состав которой входят прибыль от реализации, процентные доходы от инвестиционной деятельности, сальдо внереализационных финансовых результатов и проценты к уплате за привлеченный капитал. Как мы знаем, за 2003 и 2004 годы предприятие имеет балансовый убыток в размере -242 и -17317 (тыс. руб.) соответственно. В 2005 году предприятие получило балансовую прибыль в размере 5160 тыс. руб., что говорит об ее росте на 22477 тыс. руб. или на 70,2% по сравнению с 2004 годом.

Чистая прибыль характеризует конечные результаты деятельности предприятия. В 2003 и 2004 годах также предприятие лишилось чистой прибыли, а сумма убытков составила -3321 и -19009 (тыс. руб.) соответственно. В 2005 году предприятие имеет чистую прибыль в размере 3855,3 тыс. руб., то есть произошел ее рост на 22864,3 тыс. руб. (на 79,8%).

 Динамику данных показателей рассмотрим на графике пятого рисунка.

     

Рисунок 5 – Динамика показателей прибыли от реализации, а также балансовой и чистой прибыли

 

Рентабельность производства показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2004 году производство было совсем нерентабельным, о чем говорит отрицательное значение данного показателя (-1,25%), что на 58,5% меньше, чем в 2003 году. В 2005 году рентабельность производства достигла 3,21%, то есть произошло ее увеличение на 4,46% или на 156,8% по сравнению с 2004 годом.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Как мы видим, в 2004 году продажи были нерентабельны (-13,75%), то есть меньше на 17,54% или на 96,38% чем за предыдущий год. В 2005 году рентабельность продаж составила 2,99%, что говорит об ее увеличении на 16,74% или на 117% по сравнению с 2004 годом.

Фондорентабельность характеризует эффективность использования основных средств. В 2004 году основные средства использовались крайне неэффективно, о чем свидетельствует отрицательное значение данного показателя (-0,227), то есть произошло его снижение еще на 0,224%. В 2005 году фондорентабельность составила 0,068%, что означает ее повышение на 0,295% или на 70,1% по сравнению с 2004 годом.

Динамику данных показателей отобразим на рисунке шестом.

0,068
-0,003
-0,227
      

Рисунок 6 – Динамика показателей рентабельности производства, продаж и основных фондов

 

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспечение предприятия основными производственными фондами, а также более полное их использование. За последние три года наблюдается некоторое снижение стоимости основных фондов. Так, в 2004 году данный показатель снизился с 76960,6 тыс. руб. до 76115,5 тыс. руб., то есть на 815,1 тыс. руб. или на 1,1%. В 2005 году показатель снизился на 475,1 тыс. руб. или на 0,7%.

Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов служат показатели,  фондоотдача и фондоёмкость.

Фондоотдача характеризует выпуск продукции на 1 рубль стоимости основных производственных фондов за определенный период. Так, в 2004 году наблюдалось снижение фондоотдачи на 0,2 руб. или на 3,6% по сравнению с 2003 годом. Но уже в 2005 году рост фондоотдачи произошел на 1,13 руб. или на 21% по сравнению с 2004 годом.

Фондоемкость характеризует стоимость основных производственных фондов, необходимых для выпуска одной единицы продукции. Чем меньше фондоемкость, тем меньше средств предприятие затрачивает на выпуск продукции. Мы видим, что в 2004 году был наихудший показатель фондоемкости, который составил 0,18 руб., то есть на 0,01 руб. или на 5% больше, чем в 2003 году. В 2005 году данный показатель равнялся 0,15 руб., то есть снижение произошло на 0,03 руб. или на 16,7%

Динамику данных показателей представим на следующем рисунке.

 

75640,4
76115,5
76930,6
       

Рисунок 7 – Динамика показателей фондоотдачи и фондоемкости

 

Фондовооруженность характеризует обеспеченность предприятия основными производственными фондами. В 2004 году наблюдается некоторый спад данного показателя на 0,13% или на 0,2% по сравнению с 2003 годом. В 2005 году картина меняется, и увеличение происходит на 1,07% или на 1% по сравнению с 2004 годом. Рост фондовооруженности создает предпосылки для роста производительности труда, а следовательно, и прибыли предприятия.

Производительность труда в 2004 году имеет некоторый спад на 15,99 тыс.руб./чел. или на 3,8% по сравнению с 2003 годом. В связи с ростом фондовооруженности в 2005 году, происходит увеличение производительности труда на 95,48 тыс.руб./чел. или на 23%.

Динамику данных показателей представим графически на рисунке 8.

   

Рисунок 8 – Динамика показателей фондовооруженности и

производительности труда

 

Производительность труда можно также представить через показатели объема товарной продукции и численности персонала. Рассмотрим динамику этих показателей на рисунке 9.

 

412437
495587
432439
            

 

Рисунок 9 – Динамика производительности труда

 

Фонд оплаты труда увеличивался на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2004 году он увеличился по сравнению с 2003 годом на 31276 тыс. руб. или на 24%, а в 2005 году он увеличился по сравнению с 2004 годом на 23336 тыс. руб. или на 14%.

Среднемесячная заработная плата на протяжении всего рассматриваемого периода также имела тенденцию к повышению. Так, в 2004 году произошло поднятие ее уровня на 384 руб. или на 25%, но в 2005 году темпы увеличения были меньше и составили 17% или 336 руб.

Покажем на графике, как ведут себя среднемесячная зарплата и производительность труда.

 

 

                      

Рисунок 10 – Динамика показателей производительности труда, среднемесячной заработной платы и численности персонала

 

Рентабельность персонала показывает, насколько эффективно используется рабочая сила предприятия. В 2004 году показатель рентабельности персонала имеет отрицательное значение (-18,76%) как и в предыдущем году (-3,24%). Снижение произошло на 15,52% или 94,21%. В 2005 году рентабельность персонала имеет положительное значение (3,91%), то есть увеличение состоялось на 22,67% или на 79,2%. Рентабельность персонала покажем вместе с показателями чистой прибыли и численности персонала на следующем рисунке.

 

 

         
   


                      1022

                                                        1013

 

                                                                                                              986

                                                                                                      3855,3

                                                                                               3,91

                                                                2003                                2004                                2005 годы

                                          -3,24

                                         -3321

 

                           

                                                                                          -19009

 

 

                                                                                                -18,7

                                            Чистая прибыль, тыс. руб.

                                            Рентабельность персонала, %

                                           Среднесписочная численность, чел.

 

Рисунок 11 – Динамика показателей чистой прибыли, рентабельности персонала и среднесписочной численности рабочих предприятия

Опираясь на результаты проведенного анализ, можно с уверенностью предложить для повышения эффективности деятельности предприятия обновить основные производственные фонды за счет освоения нового оборудования по производству синтетических волокон нового поколения, которые наиболее востребованы на рынке. Данное мероприятие позволит повысить рентабельность продукции и продаж в целом, а также повысить рентабельность собственного капитала предприятия.


Вывод

На основе проведенного технико-экономического анализа можно сделать вывод о том, что на предприятии имеются как негативные тенденции, так и положительные моменты.

Среди положительных изменений следует отметить:

- рост объемов товарной и реализованной продукции свидетельствует нам о том, что продукция пользуется спросом. Более того, заметно превышение объема реализации над объемом производства, что позволяет предприятию избавиться от скопившейся готовой продукции на складе и избежать затоваривания;

- затраты на рубль товарной продукции в последнем году рассматриваемого периода не превысили единицы, что указывает на рентабельность товарной продукции;

- показатели фондоотдачи и фондоемкости за последний год показали, что основные производственные фонды использовались наиболее эффективным образом, даже не смотря на то, что их стоимость имела некоторый спад;

- возросла производительность труда, рост которой обусловило увеличение заработной платы;

- самым главным положительным моментом, конечно, явилось получение предприятием чистой прибыли;

- выгодное соотношение цена/качество, не смотря на продолжающуюся тенденцию роста стоимости энергоресурсов и сырья, позволяет рассчитывать на постепенное увеличение объемов производства.

К негативным сторонам деятельности предприятия можно отнести:

- тенденция сокращения наиболее высококвалифицированных работников по пенсионному возрасту и отсутствие стимулирования набора новых молодых специалистов;

- увеличение себестоимости товарной и реализованной продукции за счет удорожания сырья, энергоносителей и транспортных расходов;

- снижение стоимости основных производственных фондов из-за их физического и морального износа.

 1.4 Теоретический аспект источников формирования капитала

Анализ источников формирования капитала

Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.

Формируется капитал как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников (рис. 12).

 

Хозяйственные средства предприятия

Основные средства

Оборотные средства

Источники формирования (финансирования)

Собственный капитал

Привлеченный капитал

Уставной капитал Добавочный капитал

Долгосрочные заемные средства

Краткосрочные заемные средства
Резервный капитал Резервные фонды Фонды накопления Целевые финансирования и поступления Арендные обязательства Нераспределенная прибыль Амортизационные отчисления

Долгосрочные кредиты

Долгосрочные займы

Долгосрочная аренда основных фондов

Краткосрочные кредиты Краткосрочные займы Авансы покупателей и заказчиков Кредиторская задолженность

Долгосрочный капитал

Краткосрочный капитал
       

 

Рисунок 12 – Хозяйственные средства предприятия

 

Основным источником финансирования является собственный капитал, схема которого представлена на рисунке 13. В его состав входит уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

 

 


Рисунок 13 – Состав собственного капитала предприятия

 

 Уставной капитал играет наиболее важную роль в функционировании пред-приятия, поскольку его средства являются базисными для хозяйственной деятель-ности и на его основе формируется большая часть фондов денежных средств предприятия.

Уставный капитал – это сумма средств учредителей для обеспечения устав-ной деятельности. На государственных предприятиях – это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях – это номинальная стоимость акций; для общества с ограниченной ответственностью – сумма долей собственников; для арендного предприятия – сумма вкладов его работников и т.д.

Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в резуль-тате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной их стоимости.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством или в соответствии с учредительными документами за счет чистой прибыли пред-приятия. Он выступает в качестве страхового фонда для возмещения возможных убытков и обеспечения защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли для выкупа акций, погашения облигаций, выплаты процентов по ним и так далее. По его величине можно судить о запасе финансовой прочности предприятия. Отсутствие или недостаточная его величина рассматривается как фактор дополнительного риска вложения капитала в предприятие.

К средствам специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержания объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) представляет собой денежные средства предприятия после образования целевых фондов и уплаты всех обязательных платежей, отражается в балансе накопительным итогом с начала функционирования предприятия. Показывает, на сколько увеличилась величина собственного капитала предприятия за счет результатов его деятельности. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о вариантах распределения и использования чистой прибыли.

Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия (рис.14). Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.

 

 


Рисунок 14 – Источники пополнения собственного капитала предприятия

 

Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимают амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и не-материальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования. К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с учредителями и др. Они не играют заметной роли в формировании собственного капитала предприятия. Основную долю в составе внешних источников формирования собственного капитала занимает дополнительная эмиссия акций. Государственным предприятиям может быть оказана безвозмездная финансовая помощь со стороны государства. К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые предприятию бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности.

Заемный капитал (рис. 15) – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

 

 


  

 


Рисунок 15 – Классификация заемного капитала

 

Заемный капитал, как правило, берется под определенные проценты, поэтому логичным было бы предположить, что чем быстрее этот капитал будет исполь-зован, тем меньшую сумму придется возвращать, а следовательно, тем большую прибыль он принесет.

По целям привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:

· Средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов;

· Средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;

· Средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.

По форме привлечения заемные средства могут быть в денежной форме, в форме оборудования (лизинг), в товарной форме и других видах; по источникам привлечения они делятся на внешние и внутренние; по срочности погашения – долгосрочные и краткосрочные; по форме обеспечения – обеспеченные залогом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные. Обеспеченные обязательства в случае ликвидации предприятия удовлетворяются в приоритетном порядке, необеспеченные – по остаточному принципу.

При анализе структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей. Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем больше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.

Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться очень большие средства на банковских счетах, а в другие – их будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может контролировать более крупные денежные потоки, расширить масштабы своей деятельности, повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала. Как правило, предприятия берут кредит, чтобы усилить свои рыночные позиции.

В то же время следует учитывать, что пропорционально росту удельного веса заемного капитала возрастает риск снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, снижается доходность совокупных активов за счет выплачиваемого ссудного процента. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

От того, насколько оптимальное соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

В процессе последующего анализа необходимо более детально изучить состав собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных его составляющих частей и дать оценку этих изменений за отчетный период.

Факторы изменения собственного капитала нетрудно установить по данным отчета Ф. № 3 «Отчет об изменении капитала» и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и добавочного капитала, нераспределенной прибыли, целевого финансирования и поступлений.

Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли отчетного периода к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:

· рентабельности оборота (Rоб) – отношение чистой прибыли к выручке;

· оборачиваемости капитала (Коб) – отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;

· мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала;

· доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дотч) – отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли.

Для расчета влияния данных факторов на изменение темпов роста собственного капитала используется следующая модель:

Т СК = Rоб * Коб *  МК *  Дотч     (1)

 Для оценки структуры формирования капитала предприятия рассчитывают также коэффициент самофинансирования – отношение суммы самофинанси-руемого дохода (капитализированная прибыль + амортизация) к общей сумме внутренних и внешних источников финансовых доходов (рис. 16).

 

 

 


Рисунок 16 – Источники финансовых доходов предприятия

 

Данный коэффициент можно рассчитать также отношением самофинанси-руемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень самофинан-сирования деятельности предприятия по отношению к созданному богатству. Можно определить также, сколько самофинансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Такие показатели в западных странах рассмат-риваются как один из лучших критериев определения ликвидности и финансовой независимости компании.

Анализ структуры заемного капитала

Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств, то есть соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.

Привлечение заемных средств и оборот предприятия – явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной кредиторской задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплачен-ных пеней за просрочку платежей. Для этого можно использовать данные отчетной формы № 5 «Приложение к балансу», а также данные первичного и аналити-ческого бухгалтерского учета.

Средняя продолжительность использования кредиторской задолженности в обороте предприятия (Пк.з.) рассчитывается следующим образом:

 

Пк.з = Кост * Д / Кпог ,     (2)

где Кост  – средние остатки кредиторской задолженности,

 Д – дни отчетного периода,

 Кпог  - сумма погашенной кредиторской задолженности за отчетный период.

Качество кредиторской задолженности может также быть оценено удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации.

Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности.

 

К = Дб / Кр, (3)

где Дб – сумма дебиторской задолженности на отчетную дату,

   Кр – сумма кредиторской задолженности на отчетную дату.

Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свиде-тельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолжен-ность.

Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятель-ности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска, и, во-вторых, для самого предприятия для определения перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

  Методика оценки стоимости капитала

Капитал, как и другие факторы производства, имеет стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат.

Стоимость капитала – это есть его цена, которую предприятие платит за его привлечение из разных источников.

Поскольку стоимость капитала представляет собой часть прибыли, которую предприятие должно уплатить за использование сформированного или прив-леченного нового капитала для обеспечения процесса производства и реализации продукции, данный показатель выступает минимальной нормой прибыли от операционной (основной) деятельности. Если рентабельность операционной дея-тельности окажется ниже, чем цена капитала, то это приведет к «проеданию» капитала и банкротству предприятия.

Кроме того, стоимость капитала используется в качестве дисконтной ставки в процессе осуществления реального и финансового инвестирования. Если ставка доходности по инвестиционному проекту ниже цены инвестированного капитала, то такой проект будет убыточным, что также приведет к уменьшению капитала предприятия.

Показатель стоимости капитала предприятия может выступать критерием к оценке эффективности лизинга. Если стоимость финансового лизинга превышает стоимость капитала предприятия, то использование лизинга для формирования основного капитала невыгодно.

Показатель стоимости заемного капитала используется для оценки эффекта финансового левериджа, который показывает прирост рентабельности собствен-ного капитала за счет использования заемных средств. Эффект будет положи-тельным, если цена заемных средств ниже рентабельности инвестированного капитала в операционные активы.

И, наконец, стоимость капитала является важным измерителем уровня ры-ночной стоимости акционерных предприятий открытого типа, при снижении стои-мости капитала происходит рост рыночной стоимости предприятия, и наоборот.

Поскольку капитал предприятия формируется за счет разных источников, в процессе анализа необходимо оценить каждый из них и произвести сравнительный анализ их стоимости. Такая оценка последовательно осуществляется на предприятии по следующим трем этапам:

- Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия;

- Оценка стоимости отдельных элементов привлекаемого предприятием заемного капитала;

- Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия.

Рассмотрим особенности оценки стоимости капитала предприятия в разрезе каждого из перечисленных этапов.

Стоимость собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется следующим образом:

 

Ц СК = ЧП / СКср * 100%, (4)

где ЧП – Сумма чистой прибыли, изъятая собственниками предприятия,

   СКср – Средняя сумма собственного капитала в отчетном периоде.

Стоимость заемного капитала в виде банковских кредитов (Цкр) исчисляется следующим образом:

    

Цск = П / См,    (5)

где П – сумма начисленных процентов за кредит,

   См – средства, мобилизованные с помощью кредита.    

          

Если проценты за кредит включаются в себестоимость продукции, то действительная цена кредита будет меньше на уровень налога на прибыль.

 

Цкр = СП * (1 – Кн)

                                 1 - Зкр                           (6)

где СП – ставка процента на банковский кредит, %

   Кн – ставка налога на прибыль в виде десятичной дроби,

Зкр – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный в виде десятичной дроби.

Так определяется индивидуальная стоимость каждого кредита. Если же предприятие использует разные виды кредита или пользуется кредитной линией, то средняя цена кредитных ресурсов определяется делением суммы начисленных процентов за кредиты в отчетном периоде на среднегодовую сумму исполь-зованных кредитных ресурсов:

 

Цкр = П / Кср * (1 – Кн),      (7)

где П – сумма начисленных процентов за кредиты в отчетном периоде,

   Кср – средняя сумма кредитов банка в отчетном периоде.

Стоимость внутренней кредиторской задолженности предприятия при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается при нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала. Сумма этой задолженности условно при-равнивается к собственному капиталу только при расчете норматива обеспе-ченности предприятия собственными оборотными средствами; во всех остальных случаях эта часть так называемых «устойчивых пассивов» рассматривается как краткосрочный привлеченный заемный капитал.

С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов заемного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть определена средневзвешенная стоимость капитала.

Средневзвешенная стоимость всего капитала предприятия основывается на поэлементной оценке стоимости каждой из его составных частей. Результаты этой поэлементной оценки стоимости капитала предварительно группируются в таб-лице. С учетом приведенных исходных показателей определяется средне-взвешенная стоимость капитала (Ц), принципиальная формула расчета которой имеет вид:  

Ц = ΣУдi * Цi,       (8)

где Цi – стоимость конкретного элемента капитала предприятия,

   Удi – удельный вес конкретного элемента капитала в общей его сумме.

Уровень средневзвешенной цены капитала зависит не только от стоимости отдельных его слагаемых, но и от доли каждого вида источника формирования капитала в общей его сумме.

Рассчитанная средневзвешенная стоимость каптала является главным крите-риальным показателем оценки эффективности его формирования предприятием.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: