Главные идеи философии Будды

 

 


Характерные понятия индийской философии:

♦ сансара — философское учение о перевоплощении души в различ­ные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;

♦ карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воз­даяние за человеческие поступки, закон причинности;

♦ мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;

♦ ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не­причинение зла всему окружающему.

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахма­низма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверж­дая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средне­вековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы:

1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, ми­манса, санкхья, йога, ньяя, вайщешика;

2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): локаята, джайнизм, буддизм.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

2. Назовите основные заповеди буддизма.

 

    & И.Л. ☺↔☺ ☺↔☺  
 
К

 

 


☺↔☺ ☺↔☺

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древ­некитайские мыслители в VIII-V вв. до н. э. уже выделяли пять сти­хий, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бес­форменный хаос — из него родились два духа Инь (пассивная жен­ская сила) и Ян (активная мужская сила), которые заня­лись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей. Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Среди философских школ Китая особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций). ДАОСИЗМ Центральной идеей даосизмабыла теория дао. Основоположник - Лао-цзы(604 г. до н. э.) Китайское слово «Дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и чело­веческого поведения. Обычно его переводят как «путь». Главным про­изведением Лао-Цзы был труд «Дао дэ цзин» («Учение о Дао и дэ»), т. е. о вечном пути (Дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В философии Лао-цзы обращается внимание на единство чело­века и неба. По Лао-Цзы, в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека,— следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубле­ние, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По те­ории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма — теория недеяния.   КОНФУЦИАНСТВО  Основоположник - Конфуций(551-479 гг. до н. э.). «Ана­лекты Конфуция», посмертный сборник его высказываний, дает пред­ставление об учении философа. Размышляя о судьбе сво­его общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций при­шел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. И в центре его учения оказался человек — венец приро­ды, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством. Главные принципы конфуцианства. ♦ Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим». ♦ Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный че­ловек предъявляет требования к себе, низкий человек предъяв­ляет требования к другим». ♦ Принцип «чжэн-мин», т. е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын». ♦ Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. ♦ Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим. ♦ Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возра­сту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если чело­век правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добива­ется успехов. Если человек добр, он может использовать других». ♦ Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный ав­торитет правительства. Правители должны вносить в жизнь по­рядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алч­на, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеаль­ном (благородном) человеке составило цельное учение конфуциан­ства. Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения. Она стала одним из определяющих принципов социаль­ной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века. Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»? 2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»? 3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
к

                    ☺↔☺ ☺↔☺

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античной философией называют философию Древней Греции и Древ­него Рима (VIIв. до н. э. — IIIв. н. э.). Культурные достижения древ­негреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли — философ­ской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной филосо­фии выделяют следующие этапы: VII-Vвв. до н. э. — доклассический, или натурфилософский; V-IVвв. до н. э. — классический; IVв. до н. э. — IIIв. н. э. — эллинистический. Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-V вв. до н. э.) Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) — от имени древнегречес­кого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии Его особенность неразделенность собственно – философских и естественнонаучных знаний. Первые греческие философы были учеными естествоиспытателями, механиками, математиками. Центральным вопросом досократиков был вопрос о первоначале мира.Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит_ огонь, Анаксимандр – «апейрон» (беспредельное вечное начало), Демокрит – атом (мельчайшую неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Такая точка зрения определяется как гилозоизм (учение о всеобщей одушевленной материи)  Классический период (V -IV вв. до н. э) Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.. СОФИСТЫ (от греч. – мудрец, искусник, знаток) – древнегреческие просветители. Не создали ни единого философского учения, они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. В современном языке софистикой называют искусство доказывать любые, даже неверные положения.

Сократ (460 – 399 гг. до н. э.) при обосновании своих взглядов пользовался методом искусного наведения вопросов, называл этот метод «майевтикой», т.е повивальным искусством. Сократ впервые предметом анализа сделал понятия, а не саму действительность, Поэтому его часто называют первым философом.

В учении Сократа были вопросы этики «того кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание»Основными добродетелями считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти «за непочтение к богам и развращение юношества»

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) настоящее имя Аристокл, Платон – «широкоплечий». Методом философствования Платона был Сократовский метод диалога.

Диалектика – учение о бытии
Этика – учение о нравственности
Физика – учение о природе
Философия Платона

 

 

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавал приоритет идеям, заложил основы идеалистической линии в философии.

Мир состоит из двух миров: мира веще и мира идей. Знания у человека в душе из мира идей

В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» — мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логи­ки). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государ­ственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

                     
     

 

                  ☺☺                     ☺☺
К

Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. Пос­ле смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве вос­питателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и мето­дику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и под­верг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но исти­на дороже» Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущ­ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которо­му все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теорети­ческие (математика, физика, психология), практические (этика), твор­ческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?» Главные положения философии Аристотеля. 1. Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафи­зика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом. 2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобще­ны в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых — «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отноше­ние», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «об­ладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные. 2. Наука о законах мышления — логика (где дал понятие дедуктив­ного метода познания). 3. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в ак­туальное сущее. 4. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает спо­собностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа. Эллинистический период (4 – 3 века до н. э.)Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни Школа киников,или циников (от названия холма в Афинах, где за­нимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее извест­ный представитель — Диоген(ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характер­ными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение неза­висимости и внутренней свободы. Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпику­ра (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукре­ций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в пред­местье Афин, в саду. Отсюда название — «философы Сада». Основные положения эпикурейской философии: · реальность поддается осмыслению человеческим разумом; · в реальности есть место для счастья; · счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; · для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; Стоицизм(III в. до н. э. — IIIв. н. э.). Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жиз­ни человека. Счастье,, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособ­ление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что на­правлено на его уничтожение. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохране­ние и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Важнейшее поня­тие — долг, морально совершенное пове­дение, опирающееся на рациональное следование природе. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков? 2. В чем главная особенность классической философии? 3. Назовите основные философские школы периода эллинизма Тестовые задания 1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок­сальную: А. локаята; Б.буддизм; В.джайнизм; Г. веданта. 2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:          А.конфуцианства; Б.буддизма; В.мусульманства; Г.йоги. 3. «Теория недеяния» — основной принцип: А.даосизма; Б.буддизма; В. конфуцианства; Г. моизма. 4, Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу: 1 А. Пифагору, Б. Гераклиту; В. Платону; Г. Фалесу. 5. Впервые в центр философии ставит проблему человека как мо­рального существа: А.Протагор; Б. Платон; В. Сократ; Г. Зенон. 6.По своему мировоззрению Платон был: А. объективным идеалистом; Б. субъективным идеалистом; В. скептиком;   Г. материалистом. 7. Логику сделал орудием познающего разума: А. Протагор; Б. Платон; В. Зенон;    Г. Аристотель 8.Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности: А. софистов; Б. стоиков; В. эпикурейцев; Г. киников.   Упражнения и задачи 1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь). 3. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-фило­софского мировоззрения древних китайцев? 4. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Кон­фуция «Управлять — значит поступать правильно»? 5. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит? 6. Кто такие софисты и в чем значение их учения? 7. На что были направлены философские рассуждения Сократа? 10. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона? 11. В чем видел Аристотель сущность вещей? 12. В чем состоит концептуальное различие классического и элли­нистического этапов философии? 13. Какие философские проблемы объединяют школы эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов? 14. Прокомментируйте слова философов. ♦ Гераклит • «Многознание уму не научит». •  «Все течет, все изменяется». ♦ Демокрит • «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сна­чала властвовать над собой». • «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать». • «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд». Пифагор • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защит­ником до нетерпимости». • «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами».               
 
К


☺☺                       ☺☺

Р


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: