Характерные понятия индийской философии:
♦ сансара — философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
♦ карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;
♦ мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
♦ ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы:
1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайщешика;
|
|
2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): локаята, джайнизм, буддизм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
2. Назовите основные заповеди буддизма.
|
☺↔☺ ☺↔☺
|
|
|
☺↔☺ ☺↔☺
Сократ (460 – 399 гг. до н. э.) при обосновании своих взглядов пользовался методом искусного наведения вопросов, называл этот метод «майевтикой», т.е повивальным искусством. Сократ впервые предметом анализа сделал понятия, а не саму действительность, Поэтому его часто называют первым философом.
В учении Сократа были вопросы этики «того кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание»Основными добродетелями считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. Сократ был приговорен к смерти «за непочтение к богам и развращение юношества»
| ||||||||
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) настоящее имя Аристокл, Платон – «широкоплечий». Методом философствования Платона был Сократовский метод диалога.
Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавал приоритет идеям, заложил основы идеалистической линии в философии. Мир состоит из двух миров: мира веще и мира идей. Знания у человека в душе из мира идей В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в мире бывания они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». Вот это: «красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» — мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума. | ||||||||
|
Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но истина дороже» Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?» Главные положения философии Аристотеля. 1. Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафизика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом. 2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых — «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные. 2. Наука о законах мышления — логика (где дал понятие дедуктивного метода познания). 3. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее. 4. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа. Эллинистический период (4 – 3 века до н. э.)Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни Школа киников,или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген(ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы. Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Представителями направления были Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) и Гораций. Школа располагалась в предместье Афин, в саду. Отсюда название — «философы Сада». Основные положения эпикурейской философии: · реальность поддается осмыслению человеческим разумом; · в реальности есть место для счастья; · счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; · для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; Стоицизм(III в. до н. э. — IIIв. н. э.). Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека. Счастье,, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Важнейшее понятие — долг, морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков? 2. В чем главная особенность классической философии? 3. Назовите основные философские школы периода эллинизма Тестовые задания 1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную: А. локаята; Б.буддизм; В.джайнизм; Г. веданта. 2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель: А.конфуцианства; Б.буддизма; В.мусульманства; Г.йоги. 3. «Теория недеяния» — основной принцип: А.даосизма; Б.буддизма; В. конфуцианства; Г. моизма. 4, Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу: 1 А. Пифагору, Б. Гераклиту; В. Платону; Г. Фалесу. 5. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа: А.Протагор; Б. Платон; В. Сократ; Г. Зенон. 6.По своему мировоззрению Платон был: А. объективным идеалистом; Б. субъективным идеалистом; В. скептиком; Г. материалистом. 7. Логику сделал орудием познающего разума: А. Протагор; Б. Платон; В. Зенон; Г. Аристотель 8.Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности: А. софистов; Б. стоиков; В. эпикурейцев; Г. киников. Упражнения и задачи 1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь). 3. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев? 4. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»? 5. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит? 6. Кто такие софисты и в чем значение их учения? 7. На что были направлены философские рассуждения Сократа? 10. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона? 11. В чем видел Аристотель сущность вещей? 12. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии? 13. Какие философские проблемы объединяют школы эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов? 14. Прокомментируйте слова философов. ♦ Гераклит • «Многознание уму не научит». • «Все течет, все изменяется». ♦ Демокрит • «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой». • «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать». • «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд». Пифагор • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». • «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами». |
☺☺ ☺☺ Р |