Притч.24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными

Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 24

Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

Притч.24:1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

Притч.24:2. потому что о насилии по­мышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17.

Притч.24:3. Мудростью устрояет­ся дом и ра­зу­мом утверждает­ся,

Притч.24:4. и с уменьем внутрен­ности его наполняют­ся всяким драгоцен­ным и пре­красным имуще­с­т­вом.

Притч.24:5. Человек мудрый силен, и человек ра­зу­мный укрепляет силу свою.

Притч.24:6. Поэтому с обдуман­ностью веди войну твою, и успех будет при множе­с­т­ве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

Притч.24:7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст сво­их.

Притч.24:8. Кто замышляет сделать зло, того называют зло­умышлен­ником.

Притч.24:9. Помысл глупости – грех, и кощун­ник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

Притч.24:10. Если ты в день бедствия ока­за­л­ся слабым, то бедна сила твоя.

Притч.24:11. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречен­ных на убие­ние?

Притч.24:12. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испыту­ю­щий сердцá раз­ве не знает? Наблюда­ю­щий над душею твоею знает это, и воз­даст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5Притч.24:13. Ешь, сын мой, мед, по­тому что он при­ятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Притч.24:14. таково и по­знание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18).

Притч.24:15. Не зло­умышляй, нечестивый, про­тив жилища праведника, не опустошай места по­коя его,

Притч.24:16. ибо семь раз­ упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в по­гибель.

Притч.24:17. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселит­ся сердце твое, когда он споткнет­ся.

Притч.24:18. Иначе, увидит Го­с­по­дь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5).

Притч.24:19. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Притч.24:20. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

Притч.24:21. Бойся, сын мой, Го­с­по­да и царя; с мятежниками не сообщайся,

Притч.24:22. потому что внезапно при­дет по­гибель от них, и беду от них обо­их кто пред­узнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн.Притч 13.9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн.1Пет 2.17; Рим 13.2).

Притч.24:23. Ска­за­но также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

Притч.24:24. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут про­клинать народы, того будут не­на­видеть племена;

Притч.24:25. а облича­ю­щие будут любимы, и на них при­дет благо­слове­ние.

Притч.24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными.

Притч.24:27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на по­ле твоем, и по­том устрояй и дом твой.

Притч.24:28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманы­вать устами тво­ими?

Притч.24:29. Не говори: «как он по­ступил со мною, так и я по­ступлю с ним, воз­дам человеку по делам его».

Новая группа изречении "мудрых» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13).

Притч.24:30. Проходил я мимо по­ля человека ле­нивого и мимо виноградника человека скудо­умного:

Притч.24:31. и вот, все это заросло терном, по­верхность его по­крылась крапивою, и камен­ная ограда его обрушилась.

Притч.24:32. И по­смотрел я, и обратил сердце мое, и по­смотрел и по­лучил урок:

Притч.24:33. «немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь, –

Притч.24:34. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооружен­ный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение Притч 6.10–11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: