Анна Фрейд. Профессиональная деятельность. Работы

На рабочем заседании 13 июня 1922 года Анна Фрейд официально избирается членом Венского психоаналитического объединения. Таким образом, дочь Зигмунда Фрейда по всей форме была принята в ряды психоаналитиков.

Однако до марта 1923 года Анна не практиковала в качестве аналитика. Своих первых пациентов Анна Фрейд анализировала частным образом в собст­венном доме. У нее был рабочий кабинет, обустроенный отцом. Он располагался на том же этаже, где жил Фрейд, и был отделен от его кабинета коридором.

Хотя Анна Фрейд по тогдашним понятиям получила полноценное аналитиче­ское образование и практиковала, к ней, как и к ее коллегам того же возраста, ана­литики старшего поколения все же не относились как к равной. В течение многих лет новичков несколько пренебрежительно называли «неопытными». В то время еще не было тех отношений между обучающими аналитиками и кандидатами, которые возникли в результате последующей институционализации образования, однако между двумя группами аналитиков существовала большая дистанция. Сама Анна Фрейд лишь слушала на заседаниях объединения доклады, но не участвовала в дискуссиях старших коллег, к которым можно причислить Нунберга, Дойч, Фе-дерна, Хичманна и Йекельса.

Этим во многом объясняется то, что новички образовали дискуссионную груп­пу, которая, что показательно, называлась «детским семинаром» — не только пото­му, что в ней обсуждались, например, вопросы детского анализа, но и потому, что начинающие аналитики обсуждали свои проблемы и трудности. Помимо Анны Фрейд, в работе этой группы принимали участие Жанна Аампль-де Гроот, Марианна Крис, Эрнст Крис, Роберт Вельдер, Анни Катан, Вильгельм Райх, Эдуард Бибринг, Грета Бибринг и, вероятно, Хайнц Гартманн.

После первых анализов взрослых пациентов Анна Фрейд обратилась к анализу детей. Детский анализ как особое направление в психоанализе в то время находился лишь на стадии становления, а его технические отличия от анализа взрослых еще не совсем были понятны.

Пожалуй, первым в истории психоанализа детским анализом можно назвать анализ фобии маленького Ганса, проведенный в 1909 году самим Фрейдом. Но здесь все же нельзя говорить о детском анализе в современном понимании, поскольку проблемы, связанные с его техникой, в то время особою значения еще не имели.

 

 

К концу Первой Мировой войны в Вене были организованы консультационные центры, в ко­торых аналитики занимались в первую очередь педагогическими проблемами. Айххорн работал педагогом-консультантом при городской службе по делам молодежи в Вене, и, наконец, уже тогда члены Венского объединения читали лекции и прово­дили семинары для социальных работников и воспитателей.

Анна Фрейд, будучи педагогом аналитического направления, также оказалась в этом ряду венских аналитиков. Хотя Термина Хуг-Хельмут умерла только в 1924 го­ду, она не участвовала в обучении Анны Фрейд. Анна знала ее труды, но из-за отсутст­вия формальных принципов обучения у них не было отношений, которые существу­ют между учеником и учителем. В новой области — детском психоанализе — каждый поначалу работал сам по себе и пытался самостоятельно найти ответ на огромное число возникавших вопросов. Именно поэтому Анна Фрейд работала совершенно независимо от Хуг-Хельмут.

 

Необычайно большое значение имеет избрание Анны в 1933 году вторым заместителем председателя Венского психоаналитического объединения. Наря­ду с другими мотивами решающим, возможно, явилось желание Фрейда с помо­щью дочери сохранить ведущие позиции в объединении. Ведь после заболевания он лишь однажды принял участие в заседании общества (это было заседание, по­священное памяти Карла Абрахама), но вплоть до его ликвидации национал-со­циалистами оставался его председателем. То, что дочь занимала здесь должность, давало возможность отцу по-прежнему влиять на работу объединения и ее кон­тролировать.

Помимо того, что Анна Фрейд ухаживала за отцом и была его представителем, она разрабатывала собственные психоаналитические идеи и концепции. Новое направление в психоанализе, детский анализ, приложение психоанализа к области пе­дагогики и, наконец, организация обучения психоанализу в только что созданном Венском учебном институте также требовали от Анны большой энергии.

В мае 1927 года состоялся важный для работы Анны Фрейд симпозиум, органи­зованный группой Мелани Кляйн. В связи с публикацией первой книги Анны Бри­танское психоаналитическое общество провело дискуссию под названием «Симпо­зиум по детскому анализу», которая в полном объеме опубликована в 8-м томе журнала «International Journal of Psychoanalysis». И критика Анной Фрейд разработанного Мелани Кляйн метода детского психо­анализа, и незамедлительная реакция учеников Кляйн, высказанная в резкой форме, указывают на то, что спор между двумя этими направлениями должен был разго­реться значительно раньше, а книга Анны Фрейд явилась для него лишь внешним поводом.

Различия, относившиеся вначале к вопросу о технике, с течением времени все больше стали распространяться на теоретические аспекты психоанализа, а пото­му между сторонниками двух направлений в детском анализе возникла непреодоли­мая пропасть.

 

На общем собрании Венского психоаналитического объединения, состоявшем­ся 7 октября 1931 года, Анна избирается секретарем объединения вместо Нунберга. Помимо должности секретаря учебного института, она теперь вместе с Йоклем за­нимает еще один пост в Венском объединении. Этот выбор можно, пожалуй, расце­нить также как знак ее официального признания.

В начале 1932 года Анна расширяет свою практическую деятельность и начина­ет работать в возглавлявшейся первое время Герминой Хуг-Хельмут педагогической консультации при Венской амбулатории. В этом учреждении консультировали де­тей и подростков из малообеспеченных семей, которых туда направляли учителя, врачи или частные лица. Если им требовался анализ, то его проводили бесплатно. В остальных случаях детей наблюдали и консультировали. Вместе с другими сотруд­никами консультации — Айххорном, Хоффером и Эдитой Штербой — Анна пред­ставляла здесь группу педагогически ориентированных детских аналитиков Вены.

Важнейшим событием явилось избрание в 1933 году Анны вторым заместите­лем председателя Венского объединения, благодаря чему она заняла второй по важ­ности пост в этой организации.

Летом 1937 года Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем и несколькими колле­гами организует детский сад на Рудольфсплатц в Вене. Этот детский сад, называв­шийся также «Домом детей», представлял собой экспериментальную школу, орга­низованную в соответствии с принципами Монтессори. Это учреждение продолжило традиции первой школы Монтессори, созданной в 1930 году местным самоуправле­нием города Вены. Анна Фрейд с давних пор была знакома с принципами воспита­ния итальянского врача и педагога Марии Монтессори и считалась сторонницей этой свободной индивидуальной педагогики.

 

20 марта Венское психоаналитическое объединение было ликвидировано нацис­тами.

 

Первое время в эмиграции А. Фрейд работала в рамках Британского психоаналитического обще­ства, в которое вместе с отцом была принята сразу после приезда в Англию. Кроме того, в том же году Анна и ее отец были произведены в почетные члены Парижского общества. Одновременно уже в июне 1938 года Анна вступила в Комитет по вопро­сам образования Британского общества. Приезд Анны Фрейд и других бывших членов Венского объединения означал теперь, что разногласия в Британском обществе с Мелани Кляйн стали еще сильнее.

 

Работа в Хэмпстедском детском доме явилась продолжением возникшей еще в Вене и частично реализованной идеи создания прикладного, ориентированного на воспитание детского психоанализа. Помимо профессиональных интересов, работа в Хэмпстедском детском доме отвечала также желанию Анны Фрейд выразить свою благодарность английским вла­стям за разрешение эмигрировать в эту страну.

В общей сложности Хэмпстедский детский дом состоял из трех домов. Пер­вый дом, где содержались пятнадцать младенцев и маленьких детей, располагался на Незерхолл-Гарденз, 5 в Хэмпстеде. Также в Хэмпстеде, на Ведлербурн-Роад, 13, находился дневной детский сад и, наконец, в «Нью Варне» в Эссексе находился ин­тернат для эвакуированных лондонских детей в возрасте от трех до шести лет.

В соответствии с целями руководства работа в детских домах проводилась в че­тырех направлениях. Во-первых, преследовалась терапевтическая цель — устра­нить физические и психические последствия войны. Причинами этих физических и прежде всего психических травм являлись авиационные налеты, жизнь в бомбо­убежищах или на станциях метро, переживания разлуки с родителями и эвакуация. Кроме того, проводилась профилактическая работа, цель которой состояла в том, чтобы попытаться свести к минимуму обусловленные войной переживания разлуки. К этому в качестве важного психоаналитического раздела добавилась исследователь­ская работа, поскольку благодаря непосредственному наблюдению за детьми име­лась возможность изучать психические реакции детей на разлуку и жизнь в интер­нате. И, наконец, при Хэмпстедском детском саде был организован трехлетний учебный курс для воспитателей и медсестер, который должен был способствовать их психологическому пониманию проблем воспитания.

 

В 1944 году Анна Фрейд вновь занимает пост генерального секретаря Между­народного психоаналитического объединения, после того как подал в отставку — по всей видимости, из-за внутренних разногласий в Британском обществе — Эдвард Гловер. Поскольку никаких выборов на конгрессе не проводилось, следует предпо­ложить, что Анна Фрейд была назначена на эту должность самим президентом. Она занимала ее до 16-го Международного психоаналитического конгресса, состо­явшегося в 1949 году, после чего на смену ей пришла Грета Бибринг.

 

В 1947 году Анна Фрейд организовала первые учебные курсы для подготовки детских аналитиков, известные под названием «Хэмпстедские курсы и клиника дет­ской терапии». Этот способ обучения следует рассматривать как непосредственное продолжение организованных при Хэмпстедском детском доме учебных курсов для воспитателей и медсестер. После закрытия в 1945 году детского сада некоторые сотрудники продолжили обучаться профессии психолога или социального работни­ка, чтобы чувствовать себя подготовленными к решению педагогических задач, ста­новившихся для Великобритании все более актуальными. Однако в ходе рабо­ты с детьми они отмечали, что образования, полученного при Хэмпстедском детском доме, было недостаточно, а потому у них вскоре возникло желание всесторонне обу­читься детской психотерапии, а также пройти учебный анализ. Чтобы осуществить это желание, Анна Фрейд при поддержке Кати Фридлендер организовала Хэмпстед­ские курсы и клинику детской терапии. Хэмпстедские курсы и клинику детской терапии следует рассматривать как дело всей жизни Анны Фрейд. Здесь она сумела донести до других свои психоаналитиче­ские идеи и свое понимание психоанализа, использовать весь свой опыт и знания, накопленные ею, и вместе с тем создать внешние рамки для распространения собст­венных идей. Лишившись из-за эмиграции в Англию возможностей для подобной работы, она все же сумела продолжить начатый ею путь.

 

В августе этого же года (1949)она выступает в Лондоне на Международном конгрессе по проблемам психического здоровья с докладом «Заметки об агрессии». Его можно рассматривать как расширенный вариант доклада, прочитанного в 1947 году перед Королевским медицинским обществом, в котором она уже освещала с психоанали­тических позиций проблемы агрессии, но в этот раз, выступая перед аналитиками, она обсуждает их более обстоятельно и, скорее, в теоретическом аспекте.

В апреле 1950 года Анна Фрейд впервые в своей жизни отправляется в Америку. Это путешествие приобретает особое значение, если иметь в виду расхождения во взглядах, существовавшие между американцами и европейцами в вопросе о не­врачебном анализе, и что Анна Фрейд должна была убежденно отстаивать свое мне­ние, противоположное мнению американцев.

 

3 декабря 1965 года Анна Фрейд отмечала свое семидесятилетие. Однако главным событием 1965 года стала все же публикация ее новой книги «Норма и патология в детстве. Оценка развития». Три года спустя появился также немецкоязычный вариант этой книги. Эта книга является результатом более чем 15-летней работы в Хэмпстедской клинике детской терапии и представляет собой один из важнейших трудов Анны Фрейд. В ней дается информация о научном разви­тии Анны Фрейд и в подробной форме изложены ее нынешние представления о психоанализе. В этой книге она опубликовала свои идеи о «линиях психического развития» и тем самым внесла важные новшества в свою психоаналитическую тео­рию, благодаря которым появилась возможность рассматривать развитие челове­ка в сравнении и с учетом определенных норм. Ее теория основана на идее о том, что благодаря изолированному рассмотрению отдельных фаз психического разви­тия многие феномены, например судьба отдельных компонентов влечений, фор­мирование инстанций Я и Сверх-Я, нарушение комплексного развития личности, можно свести к определенным фазам детства. Исследовательскими группами в Хэмп­стедской клинике были изучены линии психического развития как нормальных де­тей и взрослых, так и психотиков. В свою очередь благодаря этому методу появилась возможность проводить сравнительное исследование отдельных случаев, изучать пси­хические процессы нормального детского развития и проще дифференцировать по­граничные случаи и патологические.

 

После 32-летнего отсутствия 25 июля 1971 года Анна Фрейд впервые вернулась в места своей прежней работы. Этот международный конгресс, на котором она сама с научным докладом не выступала, позволил ей снова увидеть свой бывший дом на Берггассе, 19. После реконструкции здесь был создан музей Зигмунда Фрейда, а на период конгресса была организована выставка фотографий, отображавших тогдашнюю жизнь в Вене. После посещения старой квартиры Анна Фрейд предложила реставрировать также другие комнаты и придать выставке по­стоянный характер. Кроме того, она попросила психоаналитиков своей совместной работой содействовать тому, чтобы дом на Берггассе, 19, как и прежде, был домом для всех психоаналитиков.

 

Анна Фрейд умерла в Лондоне в 1982 году.

 



Основные работы.

 

Основными работами, отражающими психоаналитическую деятельность Анны Фрейд, являются книги «Введение в технику детского анализа» (1927), «Введение в психоанализ для педагогов» (1930), «Я и защитные механизмы» (1936), «Малень­кие дети в военное время: год работы в детдоме» (1942), «Младенцы без семей: слу­чай за и против детского дома» (1943) и «Норма и патология в детстве. Оценка раз­вития» (1965а). В других публикациях Анны Фрейд в основном развиваются идеи, изложенные в этих книгах, и их следует расценивать как предварительные наброски или дальнейшую разработку этих мыслей. Кроме того, в работах Анны Фрейд рас­сматриваются важные прикладные проблемы психоанализа. Эти сочинения разде­ляются на работы, предназначенные для аналитиков и для неаналитиков, — в таком разделении она усматривала одну из задач своей деятельности.

В первую книгу Анны Фрейд вошли четыре доклада, посвященные технике дет­ского анализа, которые были прочитаны в Венском учебном институте. Они были опубликованы в 1927 году в книге «Введение в технику детского анализа»,

 

В своей книге «Введение в технику детского анализа» Анна Фрейд прежде всего обсуждает возможности изменения аналитической техники при работе с детьми. По ее мнению, необходимо разграничение между детским и взрослым анализом, поскольку взрослый анализ проводится с гораздо более зрелым и независимым су­ществом, тогда как ребенок пока еще является незрелым и несамостоятельным: «Само собой разумеется, при работе с таким измененным объектом метод не может оставаться прежним. Отдельные части его, которые в случае взрослого являются важ­ными и значительными, в новой ситуации теряют свою важность, роли различных вспомогательных средств смещаются; то, что здесь было необходимым безвредным действием, там, пожалуй, становится сомнительной мерой».

 

Самое существенное, пожалуй, различие между детским анализом и анали­зом взрослых Анна Фрейд усматривает в использовании появляющегося материала. Если при анализе взрослых проистекающие из бессознательного инстинктивные побуждения передаются в значительной степени сформированному Сверх-Я, то вследствие незрелости детского Сверх-Я и реального существования родителей это оказывается невозможным. Это означает, что материал передается не Сверх-Я, а инстанциям, формирующим Сверх-Я, то есть родителям, которые, изменив свои педагогические требования, становятся способными вылечить ребенка от невроза. Но такой путь Анне Фрейд не кажется доступным, поскольку, с одной стороны, в данном случае именно родители и вызывают невроз своими чрезмерными требо­ваниями к ребенку, которые вынуждают его к чрезмерному вытеснению; с другой стороны, они должны способствовать выздоровлению, а это предполагает измене­ние их прежних педагогических требований, что проявляется лишь в самых редких случаях. Выход из этого тупика заключается в том, что аналитик берет на себя функ­ции родителей и, таким образом, на протяжении всего анализа выступает в качестве детского Я-идеала. Предпосылкой этого является то, что аналитик обладает соответст­вующим авторитетом для ребенка и что ребенок принимает его в качестве Я-идеала.

 

Если Анна Фрейд при оценке аналитического материала после его осознания исходит из пока еще формирующегося Сверх-Я, то Мелани Кляйн говорит об обра­зовании Сверх-Я уже на первом или втором году жизни и возникающем затем эдипо­вом комплексе (см. статью Р. Ризенберг в этом томе, а также статью И. Шторка в т. II). По этой причине Кляйн отвергает и педагогический подход к анализу, по­скольку она точно так же может рассчитывать на детское Сверх-Я, как на Сверх-Я взрослого.

 

Основное отличие заключалось, однако, в том, что Анна Фрейд первое время при­меняла анализ к детям латентного периода, тогда как Мелани Кляйн с самого начала проводила ранний анализ, который уже сам по себе из-за недостаточного речевого развития детей требовал иных технических методов. И наоборот, можно сказать, что представление Мелани Кляйн о психозоподобных фазах развития предполагало проведение анализа с детьми в возрасте двух-трех лет, тогда как Анна Фрейд считала речь обязательным условием аналитической работы.

Со временем воззрения Анны Фрейд претерпевали различные изменения, кото­рые можно проследить в ее последующих публикациях.

 

В 1945 году Анна Фрейд вводит собственное техническое новшество. Она пыта­ется теперь «интерпретировать сновидения, грезы, фантазии, рисунки, чувства к ана­литику и родителям, — короче говоря, все то, что может вызывать вытеснение, смещение и прочие защитные механизмы, и выявлять скрывающиеся за ними бес­сознательные содержания». Однако она подчеркивает,,что этот новый метод можно применять лишь с детьми, которые уже обладают речью.

Этот новый метод анализа защит стал возможным, с одной стороны, благодаря теоретической работе «Я и защитные механизмы» самой Анны Фрейд, с другой стороны — благодаря техническому новшеству, предложенному Бертой Борнштайн в 1945 году, из-за которого вступительная фаза в детском анализе, по существу, стала ненужной. В обеих работах говорится о значении защищающегося Я и значе­нии этой функции для аналитической работы; тем самым был найден эквивалент недостаточных свободных ассоциаций.

Обосновывая свои сомнения, Анна Фрейд указывает, что отсутствие свободных ассо­циаций искажает картину переноса и что при отыгрывании, которое чаще всего можно наблюдать при детском анализе, переносятся в основном агрессивные им­пульсы, тогда как либидинозные реакции остаются на заднем плане.

 

Отталкиваясь от этих представлений, Анна Фрейд в дальнейшем развивает идею об отдельных линиях психического развития, исследование которых позволяет точ­но оценить нарушения, лежащие в основе невроза. В своей книге 1965 года она еще раз подчеркивает, что только детский невроз можно считать показанием к анализу. Анализ детей, где ставится цель оказать помощь в воспитании и развитии, подобный тому, который проводила, например, Мелани Кляйн, ставится Анной Фрейд под со­мнение, поскольку в таком случае выполняется задача, которую обычно приписыва­ют Я ребенка и внешнему миру. Нельзя также и любое отклонение в психическом развитии ребенка считать показанием, поскольку ребенок и сам стремится к тому, чтобы развиваться, а потому такие нарушения могут исчезать спонтанно. Сложная задача при постановке диагноза заключается в том, чтобы распознавать подобные случаи и отличать их от нарушений развития, вызванных детским неврозом, где дей­ствительно нужен анализ.

 

Ее книга «Я и защитные механизмы» вышла в свет в 1936 году в Международ­ном психоаналитическом издательстве. В этой важной работе четко и обстоятельно описывается роль защиты и ее психоаналитическая проработка, что значительно углубляет понимание способа функционирования психического аппарата. Здесь Анна Фрейд не ставила цель как можно более подробно изложить и описать все защитные механизмы; в ней она на кон­кретных примерах описывает многообразие и сложность понятия защиты.

Что касается детского анализа, то здесь важную роль играет введенное Анной Фрейд понятие защиты от аффектов. Под этим она понимает, что Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска, ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансфор­мированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я. Изуче­ние трансформаций аффекта позволяет проводить анализ ребенка со стороны его Я и получить верное представление о его личности. Благодаря такому процессу ей уда­лось обойти стороной опасность, возникавшую из-за односторонности кляйнианского символического толкования, когда в результате детского анализа можно было получить богатую информацию об Оно, тогда как знания о детском Я оставались скудными.

В качестве примеров типичных защитных механизмов приводятся «идентифи­кация с агрессором» и «особая форма альтруизма». Оба термина стали классически­ми понятиями в психоанализе. Первое понятие получило широкое распростране­ние, о втором, как ни странно, часто забывают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: