Самостоятельная работа студентов – это вид учебной деятельности студентов в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории с использованием различных средств обучения и источников информации.
Целью самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория и практика психологической помощи» является:
– создание условий для реализации творческих способностей студентов;
– развитие академических, профессиональных, социально-личностных компетенций;
– активное включение в учебную, научную, общественную и инновационную деятельность;
– овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, умениями и навыками выполнения самостоятельной работы, углубленное и творческое освоение учебного материала;
– формирование у студентов умений и навыков самостоятельного решения актуальных учебных, научных и инновационных задач;
– личностное развитие студентов в качестве субъектов образовательной и профессиональной деятельности.
|
|
Самостоятельная работа как важная составная часть образовательного процесса должна опираться на мотивацию студентов, доступность и качество научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
1. подготовительный (определение целей, подготовка методического обеспечения);
2. основной (использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
3. заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, выводы о направлениях оптимизации труда).
При выполнении самостоятельной работы создаются условия, при которых обеспечивается активная позиция студентов в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, студент должен:
- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем;
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
- самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя;
- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
|
|
Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория и практика психологической помощи» без участия преподавателя являются:
· написание рефератов на основе информационных образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
· подготовка к лабораторным работам, их оформление;
· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
· подготовка практических разработок;
· выполнение домашних заданий в виде решения психологических задач по отдельным разделам содержания учебной дисциплины.
Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория и практика психологической помощи» с участием преподавателя являются:
· текущие консультации;
· коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания учебной дисциплины;
· презентация результатов лабораторных работ;
· выполнение учебно-исследовательской работы.
ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к зачету
по ДИСЦИПЛИНЕ «теория и практика психологической помощи»
1. Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.
2. Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.
3. Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя». Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.
4. Основные предпосылки и источники становления и развития зарубежной и отечественной психологической помощи.
5. Современные тенденции, проблем и перспективы в развитии психологической помощи. Основные направления деятельности практического психолога.
6. Задачи и формы психологической помощи. Структура процесса принятия человека человеком.
7. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.
8. Основные теоретические конструкты к пониманию психологической помощи в классическом психоанализе, аналитической психологии, индивидуальной психологи, психосинтезе, неофрейдизме.
9. Основные идеи эго-психологии и селф-психологии.
10. Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи. Показания и ограничения к использованию психодинамического подхода как практики психологической помощи.
11. Общая характеристика техник оказания психологической помощи в психодинамическом подходе.
12. Цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения.
13. Научение как базовый концепт бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи.
14. Общая характеристика основных процедур и техник в бихевиоральном подходе к оказанию психологической помощи. Стратегия предотвращения рецидивов.
15. Когнитивный подход к оказанию психологической помощи.
16. Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи.
17. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода. Область применения. Особенности и ограничения когнитивного направления психологической помощи.
18. Общая характеристика техник в когнитивном направлении психологической помощи. Оценка эффективности в когнитивном направлении психологической помощи.
19. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования.
20. Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологической помощи. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода.
|
|
21. Основные теоретические положения клиент-центрированного консультирования, теории самоактуализации, жизнеизменяющей психотерапии, гештальт-подхода.
22. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода.
23. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи.
24. Оценка эффективности экзистенциального подхода к оказанию психологической помощи.
25. Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы.
26. Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистского подхода к пониманию психологической помощи.
27. Краткая характеристика постмодернистких подходов: текстологического, симуляционного, номадологического, шизоаналитического и нарративного.
28. Структура нарративной работы. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей.
ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к экзамену по ДИСЦИПЛИНЕ «теория и практика психологической помощи»
1. Социокультурный контекст психологической практики. Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.
2. Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика. Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя».
3. Основные предпосылки и источники становления и развития зарубежной и отечественной психологической помощи.
4. Современные тенденции, проблем и перспективы в развитии психологической помощи. Основные направления деятельности практического психолога.
5. Задачи и формы психологической помощи. Структура процесса принятия человека человеком.
6. Психическое и психологическое здоровье личности: понятие, критерии. Уровни психического здоровья, компоненты психологического здоровья.
7. Факторы и условия психического благополучия и риска.
8. Модели психологической помощи по направленности (ориентированности): медицинская, педагогическая, социальная, диагностическая, психологическая.
9. Психологическая культура (понятие, структура, уровни) и ее роль в сохранении психического здоровья человека.
|
|
10. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.
11. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.
12. Основные теоретические конструкты психоаналитического подхода к пониманию психологической помощи (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).
13. Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). Показания и ограничения к использованию психоанализа как практики психологической помощи.
14. Общая характеристика техник оказания психологической помощи в психоаналитическом подходе.
15. Цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения.
16. Научение как базовый концепт бихевиорального подхода к оказанию психологической помощи.
17. Общая характеристика основных процедур и техник в бихевиоральном подходе к оказанию психологической помощи.
18. Когнитивный подход к оказанию психологической помощи (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер).
19. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода. Область применения.
20. Общая характеристика техник в когнитивном направлении психологической помощи. Оценка эффективности в когнитивном направлении психологической помощи.
21. Гуманистический подход к оказанию психологической помощи: ценностный подход к проблеме человеческого существования (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь).
22. Цели и задачи психологической помощи в рамках гуманистического подхода. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода.
23. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Р. Лэнг).
24. Экзистенциальный подход к оказанию психологической помощи (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом).
25. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи (диалог, ценность, опыт, переживание, бытие и др.).
26. Постмодернистские подходы к оказанию психологической помощи (текстологический, номадологический, симуляционный, шизоаналитический, нарративный).
27. Постмодернистское видение реальности. Различия модернистского и постмодернистского мировоззрения. Контекстуальный характер проблемы (С. Пеппер).
28. Социальный конструкционизм, как методологическое основание постмодернистского подхода к оказанию психологической помощи. Особенности социального конструкционизма.
29. Теоретические подходы к оказанию психологической помощи: сравнительный анализ.
30. Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом, в России и в Республике Беларусь.
31. Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии.
32. Виды психологической помощи.
33. Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.
34. Понятие, цели и задачи психопрофилактики. Уровни психопрофилактики.
35. Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий.
36. Понятие, задачи, формы и методы проведения психологического просвещения. Средства просветительской работы.
37. Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей. Типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения.
38. Психологическая диагностика в работе практического психолога. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
39. Методологические основы получения психодиагностических данных. Принципы организации психодиагностической деятельности практического психолога.
40. Понятие о психологическом консультировании. Цели, задачи и предмет психологического консультирования.
41. Место психологического консультирования в системе психологической помощи.
42. Модели и виды психологического консультирования.
43. Психологическое консультирование в социокультурном контексте. Факторы эффективности психологического консультирования.
44. Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога. Виды психологической коррекции.
45. Методы, процедуры и техники коррекционной работы. Средства психокоррекционных воздействий.
46. Принципы построения психокоррекционных программ.
47. Понятие психологического тренинга, как формы активного обучения.
48. Особенности тренинга как вида психологической помощи: преимущества работы в группе, отличия от групповой психотерапии и групповой психокоррекции. Типы тренинговых групп.
49. Понятие о групповой динамике.
50. Общая характеристика тренинговых методов. Требования к составлению тренинговых программ.
51. Психотерапия, как вид психологической помощи: понятие, цели и задачи. Формы психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная).
52. Междисциплинарные аспекты психотерапии: психотерапия и психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия, психотерапия и психологическая коррекция.
53. Модели психотерапии. Основные направления психотерапии.
54. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения использования психотерапии в деятельности практического психолога.
55. Коучинг: понятие, цели и задачи. Основные принципы коучинга.
56. Общая характеристика коучинга как технологии. Отличие коучинга от других видов помощи.
57. Направления коучинга. Виды коучинга. Этапы коучинга.
58. Предпосылки, история становления и развития кризисного вмешательства.
59. Цели, задачи и основные принципы кризисного вмешательства.
60. Общая характеристика методов кризисной интервенции. Кризисные службы.
61. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в учреждениях образования. Требование к оформлению и ведению документации.
62. Статус и профессиональное место психолога в образовательном учреждении.
63. Положение о кабинете психологической службы учреждений образования.
64. Работа психолога во внешкольных учреждениях, в социально-педагогических центрах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в учреждениях специального и интернатного типа.
65. Работа психолога на предприятиях и фирмах.
66. Личность и профессиональное развитие практического психолога.