Учение о субстанции философии Бенедикта Спинозы (1632-77)

Философ материалист, сторонник пантеизма и монизма. Пантеизм = бог есть природа, монизм - существует лишь одна материальная субстанция. Субстанция, бог и природа у Спинозы слиты в одно понятие, т е все, что нас окружает, и есть субстанция. Субстанция бесконечна, едина, совершенна и неизменна. Субстанция и ее атрибуты - основные характеристики - это протяженность и мышление. Субстанция и ее атрибуты является природой творящей и единственным, что в своем существовании не нуждается ни в какой внешней причине. Субстанция существует сама по себе и является причиной самой себя. В то время, как мир единичных вещей является природой сотворенной и полностью зависит от внешних причин. Эти конечные вещи Спиноза называет модусами. Так как человек относится к миру сотворенных вещей (модусов), он в своей жизнедеятельности подчинен жесткой внешней необходимости. Спиноза считал, что свобода воли человека - иллюзия ума, не умеющего понять, что кажущаяся способность свободного выбора на самом деле выражение познанной или непознанной человеком внешней необходимости и его разумного ответа на ее требования. В этике Спиноза противопоставил свободу рабству человека перед своими страстями. Человек, как природное существо, не может освободиться от аффектов, но сам аффекты, проходя через разум, могут из нетворческого деструктивного состояния переходить в конструктивное и творческое. Это может случиться только при полном подчинении человека своему разуму. По Спинозе, свобода есть осознанная необходимсоть. "Этика" - главное произведение.

 

Годфрид Лейбниц (1646-1716).

Немецкий философ, математик и физик. Основные труды: "монадология" - новые опыты о человеческом разуме.

 1. Сущность мира представлена монадами, как духовными с ловыми субстанциями. Монада от слова "неделимый" (от греч. Единица). Монада есть простая и неделимая сущность. Она заряжена духовной энергией. Такой духовный атом обладает внутренним совершенством. Четыре класса монад:

 -голые монады (неорганич. Природа - камни, земля)

 -монады животных

 -монады души

 -бог

 Все монады способны к восприятию, а монады души человека способны к самовосприятию (осознанному восприятию себя).

 2. Как микркосм, любая монада воспринимает всю вселенную. Как маленькие зеркала, монады отражают друг друга - принцип взаимосвязи монад во вселенной. Таким образом, реализуется принцип "все во всем", но каждая монада индивидуальна. Все сотворенные богом монады взаимосвязаны предустановленной гармонией. Таким образом, бог сотворил лучший из возможных миров. Природу Лейбниц толковал, как привычку бога.

 

Познавательные способности человека

1. Чувствительная (осязание, обоняние)

2. Мыслительная

Рассудочная (рассудок 1 уровень мышления для обработки чувств материала)

3. Разум – для формирования понятий

 

 

Идеалисты

1)субъективные (Беркли)

2)объективные (Платон, Гегель, Фридрих)

 

Иммануил Кант

Кенигсберг (Калининград) – могила

Увлекался книгами. Не был женат.

В творчестве Канта существует 2 периода:

1. Докритический (до 1770г) «Всеобщая естественная история и теория».

2. Критический (после 1770г)

Мир познаваем (докритический)

Вещи можно постичь (как они есть) сами по себе.

Критический: 1. «Критика чистого разума» (1781)
2. «Критика практического разума» (1788)

3. «Критика способности суждения» (1790)

 

 


Как возможно познание?

Необходимо соизмерить познавательную способности человека:

                                           2 уровня

1) Имперический (опытный)

2) Трансцендентальный (от лат.переходить, переступать находящ. По ту сторону опыта, запредельный) способности человека как такого

 

Кант задается вопросами: Что такое человек?

Что я могу знать? – гносеология

Что я должен делать? – мораль

На что я смею надеяться? – религиозность

 

В «Критике чистого разума» Кант ставит вопросы:

-как возможна наука математика?

-как возможно естествознание?

-как возможна философия (метафизика)

 

Познавательные возможности человека:

1.Чувственная – созерцать вещи, предметы, явления, таким образом в основе математики лежит созерцание пространства и времени, их формы на находятся в самих вещах, а являются априорными формами.

Пространство и время – формы, изначально присущие предмету.

2. Рассудок – дело рассудка – мыслить.

У субъекта (человека) имеются схемы или формы рассудочной деятельности. Они так же носят априорный характер, называются категориями – это неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт, подводящих под единство.

Категории:

1.Качества – определенность предмета: то, что отличает его от других.

2.Количество – единство, множество

3.Отношение – взаимосвязь всех явлений (причины и действия)

4. Модальность – хар-ка суждения, выражает ли она возможность или невозможность, действительность или недействительность.

 

Рассудочная деятельность в познании заключается в том, что мы данные, содержания подводим под априорные категории рассудка.

3.Разум – доходит до идей, поэтому философия возможна, потому что в разуме человека есть всеобщие идеи:

-идея души

-идея Бога

-идея мира

 

Эти идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть т.е. разум впадает в противоречия (антиномии – противоречия разума).

Например, возьмем идею мира.

1.Антиномия – мир имеет начало во времени и пространстве. Мир во времени и пространстве бесконечен.

2.все в мире состоит из простого, все простое сложно

3.все в мире есть необходимость и все в мире случайно

 

Вывод: Мир, по Канту, оказывается противоречивым, поэтому не важно, какую категорию познавать, это дело привычки субъекта.

Человек знает о вещах лишь в той форме, как они даны его сознанию, т.е. мы познаем явления.

Все вещи сами по себе становятся для человека «вещами в себе», т.е. человек не может познать сущность человека, а может познать лишь явление.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: