Констатирующая способность ума, его умение узнавать то, с чем он уже встречался

Эта функция нашего интеллекта не менее важна, а в иных случаях она выходит на первый план.

Виды интеллекта


Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.

Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.

Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.

Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.

Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.

Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.

Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо интеллект понятие структура и видыанализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.

Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.

Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.




Предмет и методы возрастной психологии

ПОНОМАРЕВА:  

Вопрос: Это большой вопрос?

Ответ: Это не большой вопрос. Перечислить и сказать, что используются все методы Общей психологии для изучения псих функций памяти, внимания, мышления с адаптацией к возрастному периоду, говорите про метод срезов, лонгитюд, близнецовый, сравнитеьный…

---

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко).
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
       Объектом
изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);
2) детская психология (от рождения до 17 лет);
3) психология взрослых, зрелых возрастов;
4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Проблемы современной возрастной психологии:

1- проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

2-проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей;

 3-проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

4-проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;

5-проблема разработки разделов возрастной психологии;

6-проблема возрастной периодизации;

7-проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов. Выделяется 4 раздела возрастной психологии: 1) перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 17 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста

Методы: наблюдения, эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий), вспомогательные методы исследований (беседа, интервью, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества), проективные), сравнительные методы исследования (близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический),лонгитюд (наблюение 1 чел.длит период времени).
метод срезов в больших группах тесты например, сравнительный метод много групп сравнивается и выводится закономерности, лонгитюдный.

 


15. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.









ПОНОМАРЕВА:  Нужно ли в ответе освещать понятие Ритуализация?

Ответ: Как лучше всего строить свой ответ? Рекомендую по каждому вопросу иметь план ответа. Вы говорите, что в этом вопросе хотел бы осветить следующие пункты и перечисляете. Комиссия радуется ответственному отношению к делу и могут попросить осветить некоторые из них. По данному вопросу сказать, как она была создана Эриксоном, основные понятия, связанные с эгоидентичностью, кризисами развития, перечислить стадии психосоциального развития. Неплохо рассказать про ритуализацию, но могут про нее не спросить.

---

Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Он трактует структуру личности так же, как и 3. Фрейд (как состоящую из "Оно", "Я", "Сверх-Я"), стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон концентрировался, главным образом, на роли социальных вза-имодействий в формировании личности, поэтому его подход назван теорией психосоциального развития. Еще одно отличие основывающейся на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда состоит в том, что представленные в ней стадии развития охватывают всю человеческую жизнь, а не заканчиваются вступ-лением ребенка в пубертат.

 В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим принципом. Это биологическая концепция, указывающая, что во всех живых организмах заложен некий «основной план» (groundplan), определяющий или, по меньшей мере, задающий условия для развития на всем протяжении жизни данного организма.

Все детство человека - от рождения до юности - рассматривается Эриксоном как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости своего индивидуального бытия.

Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность — основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я.

Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-идентичности. "Эго-идентичность" – это чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности - длительный процесс, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходят ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Решение задачи зависит как уже от достигнутого психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое прояв­ляется в определенном возрасте, заключено глубинное от­ношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным раз­витием личности, и негативным, вызывающим отрицатель­ные сдвиги в развитии, его регресс.

Жизненный путь Эриксон разделил на 8 стадий, дав качественное описание каждой. Указаны 2 возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.

1 стадия (до 1 года) Младенчество (орально-сенсорная). Доверие или недоверие. Деструктивное новообразование: уход – отказ от общения, деятельности, познания мира. Позитивное новообразование: надежда – вера в разумность и надежность мира. Вырабатывается базисное доверие к миру. Потому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, а к ним относятся с заботой и вниманием, обращаются с ними достаточно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир неоднозначен, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. Значимые отношения с матерью. Ритуализация: обожествляющая.

2 стадия (1-3 года) Раннее детство (мышечно-анальная). Психо-социальный кризис: Автономия/стыд, сомнения. Значимые отношения с родителями. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах. Деструктивное новообр-ие: навязчивость. Ритуализация: Рассудительная (закон и порядок).

3 стадия (3-6 лет) Возраст игры (локомоторно- генитальная). Психо-социальный кризис: Инициатива/ чувство вины. Значимые отношения: семья. Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственно-го тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздейство-вать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эф-фективна, они научаются конструктивньгм способам взаимодействия с людьми и вещами, становятся инициативными. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки. Позитивное новообр- ие: целеустремленность; Деструктивное новообр-ие: заторможенность. Ритуализация: драматическая.

4 стадия (6-12 лет) Школьный возраст. Психо-социальный кризис: Трудолюбие/неполноценность. Значимые отношения: Соседи, школа. Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетентности ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. Позитивное новообр-ие: Компетентность, умение; Деструктивное новообр-ие: инертность. Ритуализация: формальная.

5 стадия (12-18 лет) Подростковый возраст. Психо-социальный кризис: Эго- идентичность/диффузия. Значимые отношения: сверстники. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — учени-ка или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить се-рьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. Позитивное новообр-ие: верность; Деструктивное новообр-ие: отрицание. Ритуализация: идеологическая.

6 стадия (19-25 лет) Юность. Психо-социальный кризис: Интимность/изоляция. Значимые отношения: друзья, партнеры. Позитивное новообр- ие: любовь. Деструктивное новообр-ие: исключительность. Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неудачами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход — еще более полная изоляция. Счастливый выход — это овладение интимностью, способностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентности приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями). Близость включает в себя нечто большее, чем просто сексуальная близость. Это способность отдать часть своей «души» другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Ритуализация: группирования.

7 стадия (25-65 года) Зрелость. Психо-социальный кризис: Продуктивность/застой. Значимые отношения: Разделенный общий труд и общий дом. Позитивное новообр-ие: забота. Деструктивное новообр-ие: отвержение. Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и природы. Личность продуктивна и полна творчества. При неудачном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощущать безнадежность и бессмысленность жизни, чрезмерно поглощена собой: излишняя озабоченность своим здоровьем, стремление непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п. Силы тратятся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачинателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами разрушительных и человеконенавистнических идей являются неблагополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества. Ритуализация: наставничество.

8 стадия (после 65 лет) Старость. Психо-социальный кризис: Эго- интеграция/отчаяние. Значимые отношения: человечество. Позитивное новообр- ие: мудрость. Деструктивное новообр-ие: презрение. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то результатом является обретение им чувства целостности Эго. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сож алением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склонностью к старческому слабоумию. Ритуализация: философская.

Относительно восьми стадий, Эриксон предполагал, что каждая из них строится на основании того, что было создано ранее. Хотя приспособления, сделанные человеком на одной из стадий, могут пересматриваться или изменяться в дальнейшем, наиболее предпочтительным ходом развития является «позитивное» разрешение конфликта или кризиса развития на каждой из них. Например, дети, не получившие достаточно внимания и любви в период младенчества, могут компенсировать это, если получат огромное количество внимания на последующих стадиях. Тем не менее развитие происходит более гладко, если дети в младенческом возрасте получают все, что им нужно, и выходят из него с прочным чувством доверия к другим людям и к окружающему их миру.

Кризисом развития сопровождается формирование всех форм идентичности. По мнению Э. Эриксона, основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Если процессы развития идут удачно, то происходит обретение «взрослой идентичности», а при возникновении трудностей в развитии отмечается задержка идентичности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: