Автотранспортом выполняется перевозка порядка 80% грузов. По структуре подвижного состава автотранспортные предприятия могут быть:
1. Общего назначения;
2. Специализированными.
Отношения между транспортным предприятием и строительной организацией либо грузополучателем определяются договором, в котором регламентируются их обязательства и ответственности сторон. Организация работы автотранспорта должна согласовываться с работой поставщиков, грузополучателей, графиком ремонта и обслуживания, работы водителей и обслуживающего персонала.
Работа может быть:
1. Односменной;
2. Двусменной;
3. Круглосуточной.
А выпуск машин на линию может быть:
1. Единовременным;
2. Последовательным;
3. Периодическим (групповой).
Организация перевозок может осуществляться по трем схемам:
1. Маятниковая схема – перевозку выполняет транспортное средство с не отцепляемым кузовом, поэтому общее время по полному циклу складывается из: времени на погрузку, движения груженым ходом, время на выгрузку, порожний пробег;
|
|
2. Маятниково-челночная схема – тягач обслуживает два полуприцепа: С одним прицепом он простаивает во время погрузки, а со второго прицепа в это время идет выгрузка привезенных грузов. Время оборота тягача складывается из: времени на погрузку, груженого хода, времени на отцепку и прицепку транспортного устройства, время порожнего хода;
3. Челночная схема – тягач работает с 3 и более транспортными устройствами. В этом случае исключается потери времени на погрузо-разгрузочные работы. Время оборота тягача складывается из: времени движения груженым ходом, два времени на отцепку и прицепку, и времени порожнего хода.
При организации работы с колес должно соблюдаться следующее условие:
Тц<=Км*Тм
Тм – время, затраченное на монтаж доставленных за одну ходку грузов;
Км – коэффициент резерва времени на монтаж.
Основными технико-экономическими показателями при комплектации транспортных средств являются:
1. Коэффициент использования парка автотранспортных средств;
2. Коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности;
3. Коэффициент использования пробега;
4. Среднее техническая скорость за 1 час движения.
Планирование строительства
Планирование строительного производства.
Система планирования состоит из отдельных плановых комплексов, к которым относятся:
1. Генеральное целевое планирование – это разработка материальных стоимостных социальных целей предприятия на долгосрочную перспективу сроком от 3 до 5 лет;
2. Стратегическое планирование – это планирование программы и потенциала предприятия по объектам и структуре объектов, сроком от 1 до 3 лет;
|
|
3. Оперативное планирование – это планирование процессов последовательности осуществления видов деятельности предприятия во времени и пространстве, необходимых для достижения поставленных целей. Сроком до 1 года.
В общем случае планирование – это составление, координация и реализация планов предприятия с осуществлением контроля его хозяйственной деятельности. Процесс планирования начинается с генерального целевого планирования.
Материальные, стоимостные, социальные и другие цели предприятия планируются с учетом показателей, достигнутых в предшествующие годы.
Материальными целями могут быть здания или сооружения, завершенные строительством, а так же комплексы работ гражданского, производственного, либо специального назначения.
Стоимостные цели – это финансовые и экономические цели по достижении требуемого экономического результата - запланированного уровня рентабельности, оборота и т.д.
Социальные цели – это обязанность строительной организации перед обществом по уплате обязательных налогов, различных государственных отчислений, социальной обеспеченности работающих, а так же отношений с работающими, заказчиками, инвесторами, субподрядными организациями и т.д.
Долгосрочное планирование – это необязательно комплексное планирование, оно может иметь и вполне конкретную цель. Например, охватывать одну из функций управления, развития и производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Контроль над реализацией планов осуществляется в ходе ежеквартальных совещаний по результатам деятельности предприятия, которые готовит плановый отдел предприятия, совместно с производственно-техническим отделом и отделом маркетинга. В совещании принимают участие члены правления и руководители подразделений, которые отвечают за рассматриваемые вопросы.
Принципиальные способы действия по формированию направлений, масштабов, структуры и субъектов развития строительной организации, называют стратегиями. Стратегическое планирование так же называют планированием роста. Цель его состоит в том, чтобы через выбор соответствующих решений определить рациональный путь развития предприятия с точки зрения повышения его общей эффективности.
Планирование организационно-технического потенциала строительной организации – это планирование его средств производства, качественного состава работающего персонала и системы управления в организации.
Планирование готовят все отделы предприятия, во главе с руководителями отдельных структурных подразделений и руководителем предприятия в целом.
Показателями стратегического планирования являются:
1. Для строительных организаций - завершенные строительством объекты, законченные виды работ в составе объекта, либо оказываемые услуги;
2. Для предприятий строительной индустрии (заводы ЖБК, ДСК, Деревоперерабатывающие) – продуктово-ассортиментная программа предприятия, т.е. выпуск серийных и экспериментальных конструкций, а так же проектируемые новые разработки.
Оперативным планированием является планирование мероприятий по выполнению производственной программы, и составляется продолжительностью не более 1 года. Включает в себя выполнение отдельных видов работ по выпуску готовой строительной продукции и работ, связанных с заделом последующего периода, при заданном организацинно-техническом потенциале предприятия. Оперативное планирование базируется на генеральном, целевом и стратегическом планированиях.
Для строительных организаций оперативное планирование включает в себя:
1. План производства строительно-монтажных или специализированных работ;
|
|
2. План маркетинга (сбыта) продукции;
3. План материально-технического обеспечения.
Общие положения по производственному планированию объекта.
Решения, принимаемые в оперативном планировании, являются текущими. Они:
1. Влияют на показатели производственно-хозяйственной деятельности строительной организации;
2. Действуют в краткосрочной перспективе и принимаются достаточно часто;
3. Требуют особой ответственности при принятии от строительных участков и отделов реализации;
4. Могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления, т.е. на всех уровнях управления.
По степени детализации и срокам выполнения производственное планирование можно разделить на 4 пункта:
1. Предварительное производственное планирование (предконтрольная стадия);
2. Общее планирование, заключение договора подряда и стадия подготовки перед началом строительства;
3. Производственное планирование на стадии строительства объекта (жизненный цикл объекта);
4. Недельно-суточное планирование в ходе строительства объекта.
Целью производственного планирования является определение для различных объектов способов производства работ, ресурсов и методов календарного планирования, которые в наибольшей степени обеспечили бы их реализацию, при этом каждая поставленная задача должна соответствовать единой технической политике предприятия.
Общие принципы составления недельно-суточных планов производства работ.
Пользователями этих планов являются: мастера и прорабы, бригадиры, субподрядные и смежные организации.
НСП служат руководством для краткосрочного планирования по использованию машин, механизмов, очередности поставок материалов, конструкций, изделий и т.п. и распределения людских ресурсов.
Планы составляют сроком на 2 недели. В нем указывают первоначальный объем работ и все необходимые материально-технические ресурсы. Составление графиков должно отражать хронометраж исполнения работ и принятой технологии производства работ.
Эти графики составляются мастерами и прорабами совместно с ведущими инженерами ПТО. Составляются графики обычно к концу недели таким образом, что следующая неделя прорабатывается подробно, с учетом фактических показателей по итогам предыдущей недели. А вторая, последующая за ней неделя, прорабатывается предварительно.
|
|
После составления графиков, их проверяют начальники ПТО с последующим утверждением главным инженером организации. Необходимо приводить графики в соответствии с работой субподрядных и смежных организаций.
Каждую неделю фиксируется степень готовности по выполнению работ, и измеряют оставшиеся объемы и трудозатраты для составления следующего недельного графика.
Исходными данными для разработки недельных графиков являются:
1. Календарный план строительства;
2. Предыдущий недельный план;
3. Производственная статистика;
4. Планы поставок;
5. Наличие ресурсов;
6. И другие дополнительные сведения.
Целью НСП является наиболее экономически эффективная реализация объекта строительства в заданное время по его обеспечению материально-техническими и людскими ресурсами, в соответствии с проектом, договором, требованиями СНиП с учетом необходимого качества выпускаемой продукции.
Недельно-суточные графики являются составной частью годовых и квартальных планов работы предприятия. В этих графиках должен быть охвачен весь объем СМР. Планирование выполняют с заполнением специальных форм (5 видов, см. приложение) в следующем порядке:
· Начальник строительного участка (старший прораб) совместно с мастерами и прорабами еженедельно (обычно к четвергу) составляет проекты графиков производства работ в натуральных показателях и заявки на материалы, конструкции, автотранспорт и механизмы. Затем представляет их в производственно-технический отдел (ПТО) своей строительной организации;
· ПТО, совместно с участием планового отдела, главного технолога, главного механика, старшего диспетчера, отдела маркетинга и др. служб, проверят в графиках:
1. Обеспечение технической документацией и фронтом работ запроектированных работ;
2. Проверяют соответствие заявок на материалы, механизмы, транспорт, запланированным объемом работ;
3. Проверяют соответствие объема работ месячным планам работы организации, с учетом работы смежников и субподрядчиков.
На основе рассмотренных и скорректированных графиков составляет проект сводного недельно-суточного графика, в который входят скорректированные графики по отдельным участкам. Одновременно составляется «Сводная заявка (график) материально-технического обеспечения» с разбивкой по объектам и участкам. В заявку включены:
1. Строительные материалы;
2. Конструкции;
3. Товарный бетон и раствор;
4. Автотранспорт;
5. Людские ресурсы.
Подготовленные проекты графиков рассматривают и подписывают Главный инженер, Начальник ПТО, затем утверждает Генеральный директор. Эти графики оформляются в двух экземпляров, после чего в пятницу их представляют в ПТО предприятий поставщиков для рассмотрения и согласования. Специализированные организации обязаны предварительно согласовывать проекты своих графиков с генподрядными строительными организациями.
ПТО предприятий поставщиков с участием Планового отдела, Главного диспетчера, Главных технолога и механика, энергетика проверяют графики и вносят свои коррективы.
Предприятия производственно-технологической комплектации (ППТК) составляют следующие документы:
1. Заявку обеспечения строительных участков изделиями, конструкциями и др. материалами;
2. График обеспечения строительных организаций бетоном и раствором.
Графики поставок должны быть согласованы с заводами-изготовителями и предусматривать их доставку по срокам в соответствии с технологической последовательностью производства работ. ППТК совместно с автотранспортным предприятием составляют Сводные графики централизованной перевозки грузов, а также графиков по выделению автотранспорта для внутриплощадочных работ.
Управление механизации, совместно с главным управлением составляют Сводный недельно-суточный график обеспечения организаций механизмами. Сначала утверждают графики производства работ по специализированным организациям, а затем строительно-монтажных организаций. Это позволяет предусмотреть в графиках первоочередное исполнение работ, после выполнения которых открывают фронт последующим исполнителям.
Графики по каждой организации остается у Главного диспетчера предприятия поставщика. По нему осуществляют контроль за ходом исполнения. В ходе работы мастера и прорабы ежедневно отмечают фактические показатели. Поэтому велика возможность, восстановить принятый или утвержденный ход работ за счет корректировки на последующие дни работы.
Операционный лизинг в системе планирования строительного производства.
Лизинг – комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду.
Операционный лизинг (эксплуатационный лизинг) – это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и сооружений производственного назначения.
Стержнем любой лизинговой сделки является финансовая операция. Собственник имущества (лизингодатель) оказывает пользователю (лизингополучателю) определенную финансовую услугу.
В экономическом смысле – это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого во временное пользование имущества для его предпринимательских целей.
При лизинге право пользования имуществом отличается от права владения. Лизингодатель сохраняет за собой право владения на передаваемое в лизинг имущество. Тогда как право на использование имущества временно переходит к лизингополучателю.
После окончания срока договора объект сделки остается собственностью лизингодателя.
Финансовая функция лизинга – выражается наиболее четко, т.к. лизинг является формой вложения средств в основные фонды.
Производственная функция лизинга – заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач, по средствам временного использования, а не приобретения машин, оборудования или производственных помещений в собственность.
Выделяют 2 формы лизинга:
1. Финансовый лизинг – представляет собой лизинг имущества, с полной окупаемостью либо с полной выплатой его стоимости; при этом срок сделки совпадает со сроком полной амортизации;
2. Операционный лизинг – срок договора несколько короче, чем экономическая продолжительность службы имущества; за период сделки происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества, поэтому лизингодатель вынужден сдавать имущество во временное пользование по несколько раз, как правило, разным потребителям.
В зависимости от характера объекта лизинга различают лизинг движимого и недвижимого имущества. Объектами движимого имущества являются транспортные средства, строительная техника, смесительные машины, средства малой механизации, механизированный инструмент, мобильные заводы (щебеночные узлы, например), средства вычислительной техники. Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения.
Участниками лизинговой сделки являются как правило 3 субъекта:
1. Лизингодатель – в его лице могут выступать:
1.1. 1.1.Управление механизации - передвижные механизированные и др. предприятия, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности
1.2. Финансовая лизинговая компания – создается специально для осуществления лизинговых операций, основной функцией которой является оплата имущества, т.е. финансирование сделки;
1.3. Специализированная лизинговая компания – в ней, кроме финансового обеспечения сделки, берет на себя комплекс услуг нефинансового характера (содержание и ремонт, замена изношенных частей, проведение консультаций по использованию того или иного имущества и т.д.);
1.4. Любая фирма, либо предприятие, для которых лизинг не профилирующая, но при этом не запрещенная уставом, сфера предпринимательства, при этом имеются финансовые источники для проведения лизинговых операций.
2. Лизингополучатель – любое юридическое лицо, независимо от формы собственности.
3. Продавец лизингодателя – любое юридическое лицо (производитель имущества, снабженческо-сбытовые фирмы, торговые организации и т.д.).
В зависимости от экономических условий, число участников лизинговой сделки может расширяться, либо сокращаться. Кроме перечисленных сторон в лизинговой сделке могут принимать участие брокерские лизинговые фирмы (посредники).
В операционном лизинге состав участников сокращается, если поставщиком и лизингодателем является одно и тоже лицо (управление механизации).