Передача информации.
Коммуникацию можно определить как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии.
Следует различать коммуникации:
1. несловесные персональные;
2. словесные устные;
3. письменные персональные;
Письменные групповые.
Руководитель устанавливает критерии для подчиненных, контролирует результаты действий подчиненных и осуществляет их корректировку. Процесс обратной связи является важным этапом коммуникации и принятия решения.
Коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.
Нисходящее направление используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. Чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена.
|
|
Восходящее направление — перемещение от более низкого к более высокому уровню. Оно используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.
Горизонтальное направление — общение между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня. Данный процесс позволяет экономить время и координировать действий.
При рассмотрении коммуникаций выделяют элементы:
1. источник — сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целями;
2. кодирование — перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели;
3. передача сигнала — переход информации в виде сигнала, форма которого зависит от используемого канала;
4. канал — быть устное обращение друг к другу, телефонные разговоры, неформальные связи, групповые собрания и др.;
5. обратная связь — ответ получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях.
Помехи и барьеры в деятельности организации: отвлечения; неправильная интерпретация со стороны получателя или источника информации; различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы); статусное различие между руководителями, и подчиненными в восприятии организационной дистанции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними; получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка).
|
|
Коммуникация как действие — односторонний процесс, где отсутствует обратная связь.
Коммуникация как взаимодействие — двухсторонний процесс связи.
Внутриличностная коммуникация — коммуникация, возникают внутри индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств.
Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком. Это самый распространенный тип коммуникации. В межличностной коммуникации мы действуем и как принимающая, и как посылающая информацию сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является обычно взгляд или звук, а обратной связью — ответ каждого участника коммуникации. Интервью часто рассматривается как тип межличностной коммуникации.
Коммуникация в малой группе — каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе.
Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении. Часто малые группы называются «командами».
Общественная коммуникация — выступающий (источник информации) передает послание аудитории (получателям информации).
Общественная коммуникация возникает, когда группа слишком большая, чтобы все члены могли эффективно участвовать в работе.
Большинство образований, в которых действует общественная коммуникативная связь, являются формальными, поэтому аудитория обычно не интерпретирует выступающего, однако аудитория в той или иной форме выражает отношение к выступающему. Общественная коммуникативная связь обычно нерегулярна. Она возникает на собраниях, церемониях, пресс-конференциях.
Внутренняя оперативная коммуникация — структурированная коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация является частью деятельности организации. Рабочие цели организации соотносятся с ее непосредственной деятельностью, например производственной или относящейся к сфере услуг.
Примерами такой коммуникации являются связь между отделами предприятия.
Внешняя оперативная коммуникация — связи между организацией и образованиями, которые существуют вне ее, взаимоотношения с правительственными, государственными, региональными органами и общественностью.
Личностная коммуникация — случайный обмен информацией между людьми при встрече.
Особенно важно, чтобы в процессе коммуникаций была обеспечена обратная связь. В организации обратная связь может осуществляться различными путями. При непосредственном общении руководитель может использовать прямую обратную связь, в других случаях ему приходится полагаться больше на косвенные методы обратной связи.
СЛАЙД 9. Виды социальных организаций
Социальная организация — искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций.
Социальная организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект — система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели.
К ее существенным признакам следует отнести:
1. наличие целей;
|
|
2. конкретное воплощение отношений общественной власти;
3. совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;
4. правила, регулирующие отношения между ролями;
5. формализация значительной части целей, задач и отношений.
Важнейшие функции социальной организации:
1. интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
2. упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.
Для социальных организаций выделяют три организационные формы:
1. Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования — административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности;
2. Общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей;
3. Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).
С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:
1. нахождение сходных организаций, что помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
2. возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т. д.;
3. принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Одним из критериев классификации могут быть принципы построения и функционирования организации, на основе которых целесообразно разделять организации на формальные и неформальные.
|
|
СЛАЙД 10
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества, можно выделить совокупность государственных организаций и совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества (рис. 8).
В российском обществе к государственным относятся федеральные и муниципальные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера и целей их деятельности можно разделить на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности.
СДАЙД 11
Некоммерческие организации подразделяются по формам создания и объединения.
СЛАЙД 12
Хозяйственные организации — организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. К хозяйственным организациям относятся:
1. юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.;
2. неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.
Юридическим лицом признается организация, которая:
1. зарегистрирована в установленном порядке;
2. имеет расчетный счет в банке;
3. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4. отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6. выполняет возложенные обязанности;
7. имеет самостоятельный баланс или смету;
8. может быть истцом и ответчиком в суде.
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальное принадлежит частным лицам — юридическим или физическим.
Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, объем выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Наиболее полно представлены критерии отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:
а) доля уставного капитала МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % от уставного капитала МП;
б) предельные значения среднесписочной численности работников (без совместителей и работников несписочного состава):
в промышленности, строительстве и на транспорте 100;
в сельском хозяйстве и инновационной деятельности 60;
в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании 30;
в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах деятельности 50.
Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у МП, считаются микроорганизациями.
Коммерческие организации определяются в ГК РФ как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности. Предмет и цели деятельности не должны (но могут) быть указаны в учредительных документах.
По виду и характеру хозяйственной деятельности коммерческие организации разделяются на виды:
1. промышленные фирмы (осуществляют производство товаров, более 50 % оборота приходится на производство промышленной продукции);
2. кредитно-финансовые учреждения (банки, осуществляющие банковские операции в соответствии с законом; небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции);
3. торговые фирмы (осуществляют операции по купле-продаже товаров, могут входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, осуществлять торгово-посреднические операции);
4. транспортные фирмы (занимаются перевозкой грузов и пассажиров, подразделяются на судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные);
5. транспортно-экспедиторские фирмы (специализируются на доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и иных фирм);
6. страховые фирмы (осуществляют страхование грузов при морских, авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозках и перегрузках).
По принадлежности капитала коммерческие организации разделяются на два типа:
1. предприятия (организации), являющиеся собственностью одного лица, как юридического, так и физического;
2. предприятия (организации), являющиеся собственностью семейства, которое несет ответственность по обязательствам этого лица.
Единоличными предприятиями бывают, как правило, мелкие и средние фирмы, однако иногда встречаются единоличные компании-гиганты семейного типа.