Основные черты | Ситуации психологического комфорта | Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации |
Наиболее яркими чертами подростков этого типа являются не окрашенные негативизмом замкнутость, отгороженность от окружающих, эмоциональная холодность, что делает их малопонятными для других. Часто отсутствуют видимые стремления установить близкие отношения складываются с трудом. Очень часто такие подростки сосредоточены на идее совершенствования в какой-либо области, во всем хотят разобраться сами. Независимы от мнения окружающих, действуют самостоятельно, но без риска и опрометчивости. В "принятой" работе добросовестны, исполнительны, предпочитают индивидуальные виды деятельности. Снижен видимый интерес к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряженно). Бедность мимики и жестикуляции. | Воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких. Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения. Условия общения не только в кругу семьи, но и с чужими людьми, взрослыми и сверстниками. Психологический комфорт интровертированных подростков возрастает при принятии взрослыми и поддержке их самых неожиданных увлечений (кроме опасных и асоциальных). Необходимо своевременное семейное – половое просвещение и воспитание. Интровертированные подростки легко переносят и часто стремятся к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Любят беседы на интересующие их темы со своими "единомышленниками". | Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях доминирующей гиперпротекции, в"маятниковых" условиях, в условиях изоляции, сопровождающейся эмоционально-психологической депривацией. При сформировавшейся акцентуации происходит ее усиление в ответ на бурные аффективные реакции взрослых, длительные психотравмирующие ситуации. Интровертированные подростки болезненно реагируют на неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир, вмешаться в их дела – неожиданно "выдают" резкую прямолинейную критику других без учета последствий для себя. Так же часто вступают в конфликт, если требования других противоречат их внутренним принципам. Невыносимы для них ситуации длительного неформального общения в группах. Возможны срывы в ситуациях необходимости быстрого принятия решения. |
|
|
Таблица 14
ШИЗОИДНЫЙ (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ) ТИП – индивидуальный подход и коррекция
Общие требования
| Индивидуальный подход и коррекция | |
в урочной деятельности | во внеурочной деятельности | |
Принятие интровертированного подростка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему. Включение в группу только с согласия самого подростка (следует помнить, что интровертированный подросток при самостоятельной работе быстрее достигает поставленных целей). Акцентирование любых успехов подростка в его общении с окружающими. Терпимое отношение к "чудачествам" интровертированного акцентуанта, т.к. они являются сущностью его противоречивой натуры. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что может помочь умелому включению подростка в групповое взаимодействие. | Прежде всего –- это четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности, что накладываясь на добросовестность и исполнительность нтровертированных акцентуантов, во многом обеспечивает их активное участие в урочной деятельности, и наоборот, невключенность таких подростков в целевые установки деятельности приводит чаще всего к пассивности на уроке. Учителю необходимо иметь арсенал средств, позволяющих в случае "ухода подростка в себя" легко вернуть его к учебной деятельности: вербальная, визуальная, тактильная стимуляция, вопрос, задание и т.п., своевременное переключение подростка с одного вида деятельности на другой. Поэтапный контроль работы. | Поручения. Интровертированные подростки прекрасно справляются со всеми видами поручений, которые осуществляются индивидуально и не были сразу ими отвергнуты. Гораздо важнее суметь включить интровертированного акцентуанта в выполнение поручения, требующего определенного взаимодействия с другими, при этом важно учитывать желания, интересы и предпочтения самого подростка. Участник коллективных дел в сфере интересов, связанных с развитием и реализацией потребности в общении. Внушение: способный, успешный в деятельности, понимаемый, принимаемый, интересный собеседник и товарищ. Обучение: умению выражать свои чувства и понимать чувства и состояние других, умению общаться. Воспитательные воздействия: убеждение, поощрение, проявление внимания, обходное движение, просьба, опосредование, поддержка организаторского успеха, параллельное действие, доверие, предупреждение. |
Таблица 15
|
|