МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По выполнению курсовой работы по дисциплине
Теория государства и права
Направленность (профиль) образовательной программы
«Общеправовая подготовка»
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Челябинск
2020
Теория государства и права: Методические указания по выполнению курсовой работы / М.С. Нагорная – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2020. – 36 с.
Теория государства и права: Методические указания по выполнению курсовой работы по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» являются едиными для всех форм обучения.
Составитель: Нагорная М.С., к.и.н., доцент
Рецензенты:
декан факультета экономики и права Челябинского филиала РАНХиГС к.ю.н., доцент Ильиных А.В.
|
|
председатель Саткинского городского суда Сорокин Е.Е
Общие положения
Одним из важнейших этапов обучения бакалавров является выполнение курсовой работы по дисциплинам, предусмотренным учебным планом очной и очно-заочной форм обучения по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (профиль: Общеправовая подготовка).
Курсовое проектирование – один из важнейших видов учебной работы обучающихся, развивающий навыки самостоятельной творческой работы в процессе написания курсовой работы (проекта), направленный на подготовку обучающихся к выполнению выпускной квалификационной работы.
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа обучающихся, выполняемая в течение учебного года (семестра) по одной из актуальных проблем соответствующей дисциплины. Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, формирование у обучающихся общепрофессиональных и /или профессиональных компетенций самостоятельного решения профессиональных задач.
Курсовая работа должна основываться на знаниях, полученных в рамках изучения учебной дисциплины Теория государства и права, способствовать формированию умений и навыков самостоятельной творческой работы обучающегося на основе углубленного изучения избранной темы, формированию общепрофессиональной компетенции ОПК-2 (способность работать на благо общества и государства), профессиональных компетенций ПК-6 (способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства), ПК-15 (способность толковать нормативные правовые акты).
|
|
Цели и задачи курсовой работы:
Цели курсовой работы:
- систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических профессиональных умений обучающихся по дисциплине;
- применение теоретических знаний при решении конкретных задач в юридической области.
– формирование, расширение и углубление компетенций, которые формируются у обучающихся в процессе изучения дисциплины
– овладение обучающимися навыками ведения и презентации исследовательской работы и публикаторской деятельности;
– контроль качества профессиональной подготовки обучающихся.
Задачи курсовой работы:
- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации, в т.ч. подбор, систематизация и логический анализ содержания монографических исследований, международного, зарубежного и отечественного нормативно-правового материала, учебной литературы, материалов судебной практики;
- формирование умения работы со справочными правовыми системами;
- развитие у обучаемых логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
- формирование у обучающихся системного мышления через определение целей и постановку задач и навыков ведения научно-исследовательской работы; самостоятельное исследование актуальных вопросов в соответствующей предметной области;
- овладение нормам научной этики.
- формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-2 (способность работать на благо общества и государства), профессиональных компетенций ПК-6 (способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства), ПК-15 (способность толковать нормативные правовые акты); повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся.
На основании настоящей курсовой работы обеспечивается максимальное приближение обучения к реально решаемым на рабочем месте юриста задачам и преодолевается разрыв между теорией и практикой юриспруденции.
2 Требования к результатам курсовой работы:
К важнейшим требованиям, предъявляемым к курсовым работам, относятся:
- глубокая теоретическая проработка исследуемой проблемы на основе анализа литературных, нормативно-правых и статистических источников;
- умелая систематизация данных, в т.ч. в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития государственно-правовых явлений;
- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
- литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;
- оформление работы в соответствии с требованиями;
- уровень самостоятельности (оригинальности текста) не менее 51% по результатам проверки на объем заимствований с помощью программы «Antiplagiat»
- защита (презентация): логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, отвечать на вопросы, вести дискуссию, аргументировано отстаивать собственную позицию.
Невыполнение данных требований в полной мере служит основанием для снижения оценки курсовой работы или возврата ее обучающемуся на доработку.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине указан в рабочей программе дисциплины.
Критериями оценки курсовой работы являются:
- актуальность и степень разработанности темы;
- творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
- полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
- уровень овладения методикой исследования;
- научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
- научный стиль изложения;
|
|
- самостоятельность выполнения работы (работа проверяется на объем заимствований с помощью программы «Antiplagiat»).
- соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
3 Примерная тематика курсовых работ:
1. Основные подходы к сущности государства
2. Функции государства: соотношение с сущностью и типом государства
3. Цивилизационный подход к типологии государства
4. Соотношение типа и формы государства
5. Монархия в современном мире
6. Понятие и виды федераций
7. Гражданское общество и государство.
8. Форма правления: понятие и виды.
9. Политический режим: понятие и виды
10. Предпосылки формирования авторитарных и тоталитарных режимов
11. Проблемы современной демократии
12. Государство и церковь: основы взаимодействия.
13. Понятие и структура гражданского общества
14. Становление и развитие идеи правового государства
15. Судебная власть в современном государстве.
16. Глобализация, ее влияние на развитие государств и правовых систем.
17. Государственный суверенитет: современные взгляды и прогнозы.
18. Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества.
19. Происхождение права, его сущность и социальное назначение.
20. Исторические предпосылки (причины) возникновения государства.
21. Современные школы (концепции) правопонимания.
22. Право как мера свободы личности.
23. Политика и право: современные проблемы.
24. Марксистская концепция генезиса государства и права.
25. Развитие правопонимания в российской юридической науке.
26. Право в системе социального регулирования
27. Право и мораль: современные представления об их соотношении.
28. Принципы права: понятие, характеристика видов.
29. Нормы права и их эффективность.
30. Формы права и их развитие (исторический и сравнительно-правовой анализ).
31. Закон как основной источник (форма) российского права.
32. Правовой обычай как источник права.
33. Правовой прецедент как источник права.
34. Международно-правовой договор в системе национального права.
35. Юридические факты в юридической практике
|
|
36. Правоотношение: понятие, состав и виды
37. Предмет, сфера, способы, методы и типы правового регулирования
38. Правовая культура: понятие и элементы
39. Право как система. Публичное и частное право.
40. Правомерное поведение, его состав и виды.
41. Пробелы в праве: причины и способы преодоления
42. Правопорядок как результат реализации требований законности.
43. Понятие и признаки правового отношения.
44. Объект правоотношения.
45. Профессиональное правовое сознание юристов.
46. Толкование норм права: объект и пределы.
47. Понятие и виды правонарушений.
48. Состав правонарушения.
49. Понятие, содержание и виды юридической ответственности.
50. Юридические коллизии. Способы их разрешения.
51. Объективно-противоправные деяния: понятие, состав и правовые последствия.
52. Злоупотребление правом: понятие и правовые последствия.
53. Принципы юридической ответственности.
54. Правовые системы современности: понятие и типы
55. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы
56. Общая характеристика романо-германской правовой системы
57. Религиозная правовая система
58. Сущность государства и его роль в обществе.
59. Государственная власть как разновидность социальной власти.
60. Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан.
61. Государство в политической системе общества.
62. Общая характеристика отраслей права
63. Механизм государства: структура и принципы организации.
64. Формы территориально-государственного устройства.
65. Основные разновидности антидемократических политических режимов.
66. Демократия как разновидность политического режима.
67. Концепция разделения властей и её реализация.
68. Права человека и правовой статус личности.
69. Правовое государство: концепция и реальность.
70. Интеграция и международная унификация правовых систем.
71. Законность и справедливость: единство и противоречие.
72. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
Обучающийся может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки и при согласовании с заведующим кафедрой и/или руководителем.
Тема курсовой работы определяется обучающимся самостоятельно.
Дублирование тем внутри одной группы не допускается.
Темы курсовой работы равноценны по объему и сложности.
Методические рекомендации по процедуре выполнения и защиты курсовой работы
Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме.
3. Составление предварительного плана.
4. Изучение отобранных литературных источников.
5. Составление окончательного варианта плана.
6. Сбор и обработка фактических данных на основе статистической информации, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщения.
7. Написание текста курсовой работы.
8. Защита курсовой работы.