Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра биологической химии
Методические рекомендации
Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой
ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ лечебного, педиатрического, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО, ФАРМАЦЕФТИЧЕСКОГО факультетов К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям
По биологической химии
Владикавказ – 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема: «Химия белка. Биологические функции белков.
Аминокислотный состав. Общие свойства и методы
их исследования»........................................................................................................... 5
Тема: «Структурная организация белковой молекулы»........................... 12
Тема: «Физико-химические свойства белков»............................................... 19
Тема: «Простые и сложные белки»......................................................................... 26
|
|
Тема: «Строение и общие свойства ферментов.
Особенности ферментативного катализа.
Классификация и номенклатура ферментов»................................................. 33
Тема: «Регуляция активности ферментов. Активаторы
и ингибиторы ферментов»........................................................................................... 39
ТЕМА: «Водорастворимые витамины»................................................................... 47
ТЕМА: «Жирорастворимые витамины».................................................................. 55
ТЕМА: «Энергетический обмен. Биологическое окисление»................ 61
Тема: «Общий путь катаболизма - цикл Кребса»............................................. 68
Тема: «Строение и общие свойства углеводов»........................................... 76
Тема: «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте,
всасывание, транспорт в крови»........................................................................... 81
Тема: Катаболизм глюкозы. Анаэробное окисление глюкозы............ 88
Тема: «Аэробное окисление глюкозы»................................................................ 96
Тема: «Регуляция содержания сахара в крови»........................................... 102
ТЕМА: «Строение и свойства липидов, их классификация,
биологическая роль липидов».............................................................................. 111
ТЕМА: «Переваривание и всасывание липидов
в желудочно-кишечном тракте. Транспортные формы липидов...... 118
ТЕМА: «Окисление высших жирных кислот и кетоновых тел.
Синтез высших жирных кислот и метаболизм кетоновых тел»....... 123
ТЕМА: «Обмен триацилглицеридов. Биосинтез ТАГ.
Мобилизация жира из депо. Нарушение обмена ТАГ – ожирение». 129
ТЕМА: «Метаболизм холестерина и его регуляция. Нарушение
|
|
липидного обмена - атеросклероз»................................................................... 134
ТЕМА: «Липопротеиновый спектр плазмы крови в норме и
при патологии. Теории развития атеросклероза.
Изменение ЛП – спектра при атеросклерозе».............................................. 140
ТЕМА: «Обмен сложных липидов. Пути биосинтеза сложных
липидов. Катаболизм фосфолипидов. Болезни накопления –
сфинголипидозы»........................................................................................................... 144
ТЕМА: «Переваривание, всасывание и гниение белков
в желудочно-кишечном тракте»............................................................................. 152
ТЕМА: «метаболизм аминокслот. общие пути катаболизма:
трансаминирование и декарбоксилирование аминокислот»......... 158
ТЕМА: «пути обезврежинания аммиака в организме.
орнитиновый цикл. методы количественного
определения мочевины и креатинина в моче»........................................... 164
ТЕМА: «особенности обмена отдельных аминокислот.
синтез креатина и креатинина, его количественное
определение»..................................................................................................................... 171
ТЕМА: «Обмен нуклеопротеидов. Определение мочевой
кислоты в моче (качественные реакции). Пуриновы
нуклеопротеиды»............................................................................................................. 179
ТЕМА: «Обмен нуклеопротеидов. Определение мочевой кислоты
в моче (качественные реакции). Пиримидиновые
нуклеопротеиды»............................................................................................................. 185
ТЕМА: «Обмен хромопротеидов. Распад гема. Определени
в крови и моче желчных пигментов»................................................................. 193
ТЕМА: «Нарушения пигментного обмена»........................................................ 200
ТЕМА: «механизм действия белково-пептидных гормонов»............... 208
ТЕМА: «инсулин. гормоны щитовидной железы»........................................ 215
ТЕМА: «стероидные гормоны».................................................................................. 221
ТЕМА: «эндокринопатии»............................................................................................. 227
ТЕМА: «Биохимия крови. Органический состав»......................................... 236
ТЕМА: «Биохимия крови. Электролитный состав»...................................... 242
ТЕМА: «Биохимия мочи. Органический состав мочи.
Минеральные компоненты мочи»......................................................................... 247
ТЕМА: «Биохимия мочи. Патологические составные
части мочи»......................................................................................................................... 251
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию
По теме: «Химия белка. Биологические функции белков. Аминокислотный состав. Общие свойства и методы их исследования»
Исходный уровень знаний:
· Понятие о белковой молекуле.
· Функции белка.
· Что такое аминокислоты.
· Общая формула аминокислот.
· Понятие о заменимых и незаменимых аминокислотах.
· Основные и кислотные свойства аминокислот.
Студент должен знать: · Строение, свойства и функции белков. · Структуру, классификацию аминокислот. · Общие свойства аминокислот, обусловленные наличием амино- и карбоксильной групп. · Специфические свойства аминокислот. Студент должен уметь: · Написать структуру отдельных аминокислот. · Определить свойства аминокислот, обусловленные наличием амино- и карбоксильной групп. · Определить рН водных растворов аминокислот. · Провести реакции аминокислот с азотной кислотой (Ван-Слайка), с нингидрином и формальдегидом. · Анализировать полученные результаты и делать соответствующие выводы. | Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», Москва, 2007, стр.19-20, 33-43. · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2003, стр.9-15. · Е.С. Северин «Биохимия с упражнениями и задачами», Москва 2008, стр.10-14. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания по курсу биологической химии, Владикавказ 2007, стр 3. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 3-14. Дополнительная литература: · Е.А.Строев. Биологическая химия, Москва 1986. стр.24-35, 55-60. · Ленинджер Л. «Биохимия» Москва, 1976. стр.62-100, 102-127. · Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазук «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008. стр7-14. · Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва 2000, стр 5-7. · Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. · Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия, Москва 2000, стр.20-21, 62-63 |
Задания для работы
|
|
1. Заполните таблицу «Классификация аминокислот, основанная на полярности радикалов».
Неполярные R-группы | Полярные, незаряженные R-группы | Ароматические R-группы | Отрицательно заряженные R-группы | Положительно заряженные R-группы |
2. Допишите определения:
1. Аминокислота это___________________________________
_________________________________________________________
2. Белки это_________________________________________
_________________________________________________________
3. Напишите формулы всех возможных дипептидов (6) из аминокислот лизина, пролина, глутаминовой кислоты. Назовите их.
4. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в своем составе гетероциклическое кольцо.
5. Напишите структуру аминокислот:
1. моноаминокарбоновых ____________________________________
2. диаминомонокарбоновых __________________________________
3. моноаминодикарбоновых __________________________________
6. Перечислите свойства аминокислот?
7. Напишите формулы дикарбоновых аминокислот. Дайте им рациональные и тривиальные названия. Обозначьте углеродные атомы греческими буквами.
|
|
8. Напишите проекционные формулы D и L-фенилаланина.
9. Перечислите:
1. гомоциклические аминокислоты_____________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. гетероциклические аминокислоты___________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Тестовые задания.
1. Укажите функции белков:
1. Гемоглобин; 2. Коллаген; 3. Эластин; 4. Муцин; 5. Инсулин; 6. Актин; 7. Иммуноглобулин; 8. Амелогенины; 9. Бета-глобулины; 10. ЛДГ; | А. Структурная; Б. Каталитическая; В. Защитная; Г. Транспортная; Д. Сократительная; Е. Регуляторная. |
2. Подберите правильные характеристики АМК:
1. Лиз А. Содержит индольное кольцо
2. Сер Б. Иминокислота
3. Гис В. АМК с (+) зарядом
4. Три Г. Входит в состав коллагеновых белков
5. Про Д. Входит в состав фосфо- и гликопротеи-
дов
3. Серосодержащими аминокислотами являются:
1. Треонин;
2. Тирозин;
3. Цистеин;
4. Триптофан;
5. Метионин.
4. Иминокислотой является:
1. Глицин;
2. Цистеин;
3. Аргинин;
4. Пролин;
5. Серин.
5. Подберите правильные характеристики АМК:
1. Гис А. Гидрофильная с анионной группой
2. Лей Б. Гидрофильная с катионной группой
3. Сер В. Гидрофильная незаряженная
4. Лиз Г. Гидрофобная
5. Глу Д. Входит в состав альбуминов
6. Тир
7. Трп
6. Подберите правильные характеристики аминокислот
1.Иле 5.Сер А. Полярная с катионной группой.
2.Асн 6. Про Б. Полярная с анионной группой.
3.Глу 7. Мет В. Полярная незаряженная.
4. Цис 8. Гис Г. Неполярная
7. Подберите правильные характеристики АМК:
1.Лиз А. Содержит индольное кольцо
2.Сер Б. Иминокислота
3.Гис В. АМК с (+) зарядом
4.Трп Г. Входит в состав коллагеновых белков
5. Про Д. Входит в состав фосфо- и гликопротеидов.
8. Подберите правильные характеристики аминокислот
1. Гис А. Гидрофильная с анионной группой
2. Лей Б. Гидрофильная с катионной группой
3. Сер В. Гидрофильная незаряженная
4. Лиз Г. Гидрофобная
5. Глу Д. Входит в состав альбуминов
6. Тир
7. Трп
9. Белки выполняют различные функции, кроме:
1. Структурной;
2. Каталитической;
3. Регуляторной;
4. Генетической;
5. Рецепторной
10. Аминокислоты, имеющие гидрофобный радикал:
1. Тирозин;
2. Аланин;
3. Серин;
4. Треонин;
5. Цистеин.
11. Биполярный ион диаминомонокарбоновой кислоты заряжен:
1. Отрицательно;
2. Положительно;
3. Электронейтрален.
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию