Кризис рутинной работы

По результатам исследований кризис возникает у педагогов обладающих богатым опытом работы, компетентных в своем предмете, как правило, имеющих 10-15 лет стажа, полностью "отдающих себя работе". В этот период в психике учителей могут возникнуть деструктивные образования ("выработался", "сгорел", "устал", "не вижу перспектив для дальнейшего роста"), синдром эмоционального сгорания (истощения), деперсонализация.

Последствия данного кризиса таковы, что педагог превращается постепенно в формалиста, постоянно испытывая

§ монотонность и механичность работы;

§ глубокое чувство неудовлетворенности;

§ потерю в возможность реализоваться;

§ потерю стимула к обновлению и развитию.

Такие проявления перерастают зачастую в нежелание и даже отрицание каких-либо инноваций и профессионального роста и приводит к увольнению специалиста.

Типовая стратегия преодоления этого кризиса предполагает создание условий, в которых педагог осознал бы необходимость постоянного профессионального развития:

§ создание системы непрерывного образования;

§ взятие новых задач (создание авторской программы, написание методического пособия и т.д.);

§ делегирование педагога в НИИ, центры, инновационные ОУ с целью знакомства с нововведениями;

§ предложение новых ролей или общественных функций;

§ привлечение к участию в исследования, в проведении ОЭР.


Кризис завершения профессиональной активности.

Педагоги, проходящие этот кризис, обладают богатым опытом работы и сталкиваются с необходимостью принципиальной корректировки своей работы. Вынужденность подстраиваться под ситуацию (новое поколение и идеалы; новые требования к организации учительского труда …) может дополнительно углублять чувство неудовлетворенности. Степень переживания данного кризиса зависят от системы ценностей данной личности, определения смысла профессиональной деятельности в соотношении с современными требованиями, открытости к сотрудничеству и доброжелательного принятия помощи, нахождении новых возможностей применения своего опыта, исследовательская работа. Однако, в ситуациях, где педагог отрицает любую помощь, уверен в том, что его учили и изменять ничего не надо, кризис усугубляется, переводя учителя в состояние обиды, нетерпимости, замкнутости или агрессии.

В этой связи хочется упомянуть о научных исследованиях Ю.Н. Кулюткина, которых определил ряд интеллектуально-личностных качеств, позволяющих взрослым преодолеть кризисные ситуации. К таким качествам относятся:

  • открытость ума, проявляющаяся в высокой чувствительности к противоречивым проблемам, положительной склонности ко всему новому, неожиданному. Конечно же, в процессе профессиональной деятельности мы обрастаем всякого рода стереотипами, играя положительную роль в регуляции действий (отсутствие привело бы к крайней неустойчивости), они "закрывают" от нас новое, нам порой удобнее действовать по привычке, несмотря на то, что условия уже изменились. Поэтому открытость ума необходима как осознание множественности, неоднородности взглядов на одно и то же явление. Иногда открытость ума оценивается непредвзятостью, не скрываемостью своих мыслей и чувств.
  • Децентрированность мышления - способность человека перейти с одной точки зрения к другой, более широкой.
  • Гибкость мышления, исключая процессы ригидности и полной лабильности.
  • Рефлексивные механизмы мышления: осмысление собственных поступков, отражение внутреннего мира другого.
  • Метакогнитивные структуры - когнитивный опыт личности, обеспечивающий управление интеллектуальной деятельностью (на уровне непроизвольном - процессы внимания, памяти и т.д.; на уровне произвольном - способность планировать, прогнозировать, выбирать стратегию)
  • Метакогнитивная осведомленность - представление человека о своих интеллектуальных ресурсах, готовность себя стимулировать.

Стратегия преодоления кризиса позволяет утверждать, что в этот период педагог хоть и имеет многочисленные стереотипы, но способен к самообновлению (см. психологические особенности). Главное в данной ситуации стимулировать преодоление кризиса не формальными решениями, носящими внешний характер, а оказывать помощь опосредованно, предоставляя свободу выбора в целях и задачах модернизации своей профессиональной деятельности учителю.

Планирование профессионального пути - это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом "человеческого фактора" (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т. д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.


Фактор 1

Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2

Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3

Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4

Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

 

 

14. Цели и функции профессионально-педагогического общения.(ОПК-8)

По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов).

Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.

Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида.

Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели прежде всего обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения закл ючаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) "читать" и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: