Цель занятия: на основе современных философских концепций определить причины, проявления и пути решения глобальных проблем современности.
Установка: опираясь на учебную, справочную литературу и работы конкретных авторов, сформулировать собственную позицию по данной теме.
Требуемое время: - самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 2-3 недели до занятия); - аудиторное обсуждение (1.5 часа).
Состав участников: - преподаватель; участники или рабочие группы (по 2-3 человека в группе); экспертная группа (3 человека)
Порядок проведения игры-дискуссии:
1. Распределение рабочих групп.
2. Изучение участниками литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций).
3. Выступление с докладами (7-10 минут) от каждого участника или рабочей группы.
4. Аудиторное обсуждение.
Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих вопросов и того, как они отражаются в философии ХХ-ХХI вв.:
- почему данное противоречие относится к разряду глобальных проблем;
- причины возникновения данной проблемы;
- сущность и проявления названной проблемы;
- пути и решения глобальных проблем и данной проблемы, в частности.
Каждый участник (рабочая группа) выбирает для анализа конкретную проблему и готовит доклад-презентацию в соответствие с заданным планом.
Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок.
Задания для самоконтроля
Базовый уровень подготовки:
1.Основная функция философии:
а) утешительная б) описательная
в) критическая г) мировоззренческая
2. Исходная категория онтологии -
а) бытие б) существование
в) сущность г) жизнь
3. Представителем средневековой патристики является…
а) Аристотель б) Фома Аквинский
в) Августин Блаженный г) Николай Кузанский
4. Античный философ, создатель теории идеального государства-
а) Анаксимен б) Сократ
в) Платон г) Фома Аквинский
5. Основные философские направления Нового времени:
а) пантеизм и гуманизм б) рационализм и эмпиризм
в) космизм и натурфилософия г) патристика и схоластика
6. Теория «непротивления злу насилием» принадлежит:
а) Ф.М. Достоевскому б) Н.Г. Чернышевскому
в) Л.Н. Толстому г) Н.А. Бердяеву
7. В основе экзистенциализма находится учение о…
а) социальном прогрессе б) человеческом существовании
в) законах природы г) методах познания
8. У России свой путь развития, собственные ценности утверждали:
а) почвенники б) славянофилы
в) западники г) консерваторы
9. Учение К.Маркса определяют как…
а) диалектический материализм б) объективный идеализм
в) метафизический материализм г) вульгарный материализм
10.Направление в философии, уделяющее особое внимание наличию в структуре личности бессознательного, называется…
а) позитивизм б) психоанализ
в) персонализм г) реализм
Повышенный уровень подготовки:
1. Категория «бытие» указывает на единство:
а) материи и идеи б) природы и общества
в) объективной и субъективной реальности г) Бога и человека
2. Наиболее общее определение движения можно рассматривать как…
а) всякое передвижение вообще б) отсутствие покоя
в) атрибут материи г) всякое изменение вообще
3. Идеальное – атрибут…
а) материи б) того, чего нет в объективном мире
в) сознания г) пространства
4. Протяженность – атрибут:
а) времени б) пространства в) движения г) материи
5. Часть реального бытия, подвергающаяся познанию -
а) объект познания б) субъект познания
в) предмет познания г) метод познания
6. Познание на уровне сущности – это:
а) чувственное познание б) рациональное познание
в) теоретическое познание г) интуитивное познание
7. Принцип, отрицающий возможность правильного познания мира:
А. оптимизм Б. скептицизм В. агностицизм Г. солипсизм
8.Восстановите диалектическую пару:
Форма – Причина –
Количество – Общее –
Явление – Единое –
9.Перечислите основные эмпирические методы научного познания (не менее 3х):
10.Соотнесите название произведения и автора:
а) «Логика и рост научного знания»
б) «Закат Европы»
в) «Открытое общество и его враги»
г) «Капитал»
(О.Шпенглер, К. Маркс, К. Поппер, А. Тойнби)
Методические рекомендации студентам
В рамках дисциплины «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:
Работа на семинарах.
Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Дисциплина призвана привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. Максимальный рейтинг по 5 баллов за каждую тему семинара.