· Тип и класс профессии
Профессия организатора работы с молодежью относится к типу: «Человек — Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
· История профессии
Реализация государственной молодежной политики является одним из ведущих направлений деятельности российского государства. При этом особенно остро на всех уровнях государственного управления стоит вопрос разработки и апробации новых технологий работы с различными категориями молодежи, нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики, повышения уровня профессиональной компетентности специалистов этой сферы.
Работа с молодежью — новая специальность для российских вузов, однако в настоящее время является приоритетной как в нашей стране, так и за рубежом. Это определяется тем, что молодежь является стратегическим ресурсом развития страны, и все вопросы, связанные с жизнью молодых людей, входят в сферу национально-государственных интересов. Студенты направления получают педагогическое образование, с упором на социально-психологические аспекты. Изучаются педагогическое обеспечение работы с молодежью, социология молодежи, психологические основы работы с молодежью, социальные основы работы с молодежью. Студенты получают представление о молодежных субкультурах, молодежной политике Российской Федерации. Знакомятся с молодежными движениями в России и за рубежом.
|
|
· Преимущества профессии
Основные места работы выпускников – различные комитеты по молодежной политике, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные и реабилитационные центры, общественные объединения и фонды. В процессе обучения организуется непосредственная практика в органах управления и учреждениях молодежной сферы. Во время прохождения практики студенты имеют возможность прикрепиться к наиболее привлекательным объектам профессиональной деятельности и решить проблемы последующего трудоустройства.
Организаторы работы с молодежью способны развивать такие сферы, как молодежное предпринимательство и предпринимательская культура школьников, культурно-досуговая деятельность молодежи, здоровый образ жизни молодежи, международное молодежное сотрудничество и др. Организаторы работы с молодежью могут работать в органах власти, образовательных организациях всех уровней, корпорациях, досуговых организациях, общественных объединениях и бизнес-структурах с молодыми людьми различных социальных категорий от 14 до 30 лет.
|
|
· Ограничения профессии
После окончания бакалавриата можно продолжить образование в любой магистратуре социально-гуманитарного профиля или выбрать практическую деятельность.
· Содержание деятельности
· Организатор работы с молодежью должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
· научно-исследовательская:
· сбор и систематизация научной информации по молодежной проблематике; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по молодежной тематике; участие в работе семинаров, научно-практических конференций, тренингов; участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике;
· организационно-управленческая:
· организация и планирование работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; участие в выявлении проблем в молодежной среде и выработке их организационного решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, досуга, быта и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; организация информационного обеспечения молодежи по вопросам реализации молодёжной политики, взаимодействие с молодежными СМИ и молодежными редакциями СМИ; участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;
· информационно-аналитическая:
· применение статистических и социологических методов для сбора и классификации информации; составление информационных обзоров по исследуемой проблеме; применение статистических и социологических методов сбора социальной информации; участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;
· производственная и социальная технологическая:
· участие в социально-психологической адаптации молодых людей в организации; участие в регулировании конфликтов молодежи с внешней средой; использование социально-технологических методов при осуществлении профессиональной деятельности; освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью;
· социально-проектная:
· участие в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; участие в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка инновационных инициатив в молодежной среде;
· организационно-массовая:
· участие в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; участие в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; участие в организации досуговой деятельности.
· Требования к знаниям и умениям
Организатор работы с молодежью должен знать:
§ закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;
§ социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества;
§ закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности;
§ психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью;
§ историю и этапы становления и развития социологии молодежи;
§ уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики;
§ историю развития молодежного движения в нашей стране и за рубежом;
§ эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;
|
|
§ основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы;
§ теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи;
§ технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами.
Организатор работы с молодежью владеть:
§ способами исследования, диагностики и оценки положения молодых людей в обществе;
§ навыками эффективного взаимодействия с молодыми людьми и молодежными сообществами;
§ навыками проектирования, внедрения и сопровождения молодежных проектов;
§ способами информирования и консультирования молодых людей, молодежных организаций;
§ навыками организации деятельности молодых людей в группах, развития самодеятельности молодежи;
§ навыками управленческой деятельности;
§ технологиями экономической деятельности и экономического обеспечения работы с молодежью;
§ технологиями разработки и внедрения услуг, востребованных в молодежной среде;
§ способами организации взаимодействия с органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;
§ технологиями эффективного вовлечения молодых людей в экономическую, общественно-политическую, культурную жизнь общества;
§ способами, методами и технологиями интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества;
§ технологиями развития активности, лидерства и самоуправления молодежи;
§ способами и технологиями развития карьеры молодежи, предпринимательства и экономической успешности молодежи на рынке труда.
· Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности организатору работы с молодежью необходимо обладать следующими профессионально-важными качествами:
§ склонность к работе с людьми, склонность к работе в сфере общения;
§ склонность к сервисной работе;
§ коммуникабельность, эмпатия, эмоциональная стабильность, внимательность, наблюдательность, аккуратность, ответственность, организованность;
|
|
§ высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, аналитичность мышления;
§ хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
§ творческие способности;
§ инициативность и готовность к сотрудничеству;
§ организаторские способности;
§ стрессоустойчивость, способность работать в напряженных условиях;
§ умение работать в условиях ненормированного графика.
· Условия труда
В зависимости от профиля деятельности, организатор работы с молодежью может разных условия: в одном и том же здании (учреждении, клубе и т.д.), выезжать на места проведения мероприятий под открытым небом и т.д. Возможны командировки. Для организатора работы с молодежью характерна работа с отдельными людьми и коллективами.
· Базовое образование
Специальность «Организация работы с молодежью» - высшее профессиональное образование (39.03.03)
· Пути получения профессии
Высшие учебные заведения.
· Области применения профессии
· федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике;
· учреждения органов по молодежной политике;
· центры социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, поддержки молодой семьи, профориентации, занятости, трудоустройства молодежи;
· институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· молодежные пресс-центры;
· центры отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив;
· центры международного молодежного сотрудничества;
· центры информационного обеспечения;
· центры поддержки молодёжных объединений и молодёжных инициатив, международного молодёжного сотрудничества;
· институты научных исследований проблем молодежи и молодежной политики;
· молодежные жилищные и социальные комплексы;
· формальные и неформальные объединения различных возрастных, социальных, территориальных групп молодежи.
· Перспективы карьерного роста
В профессии организатора работы с молодежью возможны различные пути продвижения по построению профессиональной карьеры, в том числе имеются предпосылки заниматься руководящей работой, связанной с планирование и реализацией государственной молодежной политики.
· Предпринимательское развитие
Достаточно широкий спектр данной вопроса, можно работать в социальной службе, т.е. являться гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Также можно разрабатывать программы для развития малого и среднего бизнеса, с дальнейшей реализацией этих проектов. Либо самому заняться предпринимательской деятельности и открыть, например, центр дополнительного образования.