МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА
Учебное пособие
Таганрог
Южный федеральный университет
2016
УДК 62-83(075.8)
ББК 34.43я73
П ‑ 536
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета
Рецензенты:
Кандидат технических наук, доцент, НИЦ супер ЭВМ и нейрокомпьютеров, Левина М.Г.;
Кандидат технических наук, доцент, кафедры электротехники и мехатроники ЮФУ, Бурьков Д.В.
Полуянович Н.К., Дубяго М.Н., Щуровский В.А., Береснев М.А.Методы экспериментального определения характеристик электрического привода: учебное пособие. ‑ Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. ‑ 121 с.
В учебном пособии излагаются теоретические основы современных методов управления электроприводом постоянного и переменного тока. Основная цель работы состоит в том, чтобы научить студентов практическому приложению знаний и навыков по отдельным разделам курса "Электрический привод", приобретению самостоятельности при решении конкретных технических задач.
|
|
Пособие предназначено для использования в учебном процессе направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электрооборудование предприятий, организаций и учреждений, электрического транспорта, автомобилей и тракторов».
Ил. 42. Табл. 3. Библ.:23назв.
№114041540005 «Теория и методы позиционно-траекторного управления морскими роботизированными системами в экстремальных режимах и условиях неопределенности среды».
ISBN УДК 62-83(075.8)
ББК 34.43я73
© Южный Федеральный Университет, 2016
© Полуянович Н.К., Дубяго М.Н., Щуровский В.А., Береснев М.А
Введение
Решение вопросов автоматизации технологических процессов, а именно автоматизированных систем управления различных электроприводов, является актуальной задачей.
Современный автоматизированный электропривод ‑ сложная многокомпонентная система. Понимание физических процессов в ЭП, знакомство с современными техническими решениями, умение оценивать и сопоставлять их возможности, применять на практике ‑ все это необходимо инженерам многих специальностей, чей труд связан с эксплуатацией, техническим обслуживанием различных электромеханических преобразователей.
При проектирования систем управления они представляются функционально законченными подсистемами. Выделяются следующие основные основные уровни:
1. Высший уровень управления. На котором осуществляется решений глобальных задач управления технологическим процессом, а именно планирование функционированием электроприводом.
|
|
2. Средний уровень. Осуществляет решение локального управления технологическим процессом, а именно распределение движений механизмов электрического привода по степеням подвижности.
3. Нижний уровень. На этом уровне характерно цифровое или цифро-аналоговое управление исполнительными приводами оборудованием электропривода.
Целью учебного пособия является закрепление и систематизация знаний по автоматизированному электроприводу, развитие самостоятельной работы студентов с использованием различной литературы, а именно учебников, справочников, периодических изданий а также интернет ресурсов.
Учебное пособие нацелено на изучения скоростных и механических характеристик двигателей постоянного и переменного тока, исследование схем управления электроприводом, широтно-импульсных преобразователей, систем стабилизации скорости ЭП, исследование систем подчинённого регулирования.
Глоссарий
1. Асинхронный двигатель ‑ двигатель переменного тока, в котором ротор вращается с частотой меньше частоты вращения электромагнитного поля статора (относительная разность этих частот - скольжение).
Асинхронные двигатели:
· с короткозамкнутым ротором (беличье колесо);
· с фазовым ротором.
Режимы работы:
· двигательный режим 0 < s < 1 n<n1;
· генераторный режим s < 0 n>n1.
Преимущества АД с короткозамкнутым ротором:
- нетребовательны к тех. обслуживанию;
- эксплуатация во взрывоопасной зоне (так как отсутствуют щётки, а следовательно - искрение);
- высокий КПД и коэффициент мощности;
- низкая стоимость
2. Синхронный двигатель ‑ машина переменного тока, в котором ротор вращается с той же частотой, что и электромагнитное поля статора. Двигатель имеет постоянную скорость, не меняющуюся во времени при номинальных изменениях нагрузки, скольжение s=0%. Двигатель имеет сложную конструкцию и поэтому высокую стоимость.
3. Синхронный реактивный двигатель ‑ синхронный двигатель, в роторе которого отсутствует обмотка возбуждения (постоянные магниты). РД относительно недорогие и надёжные по сравнению с СД. Недостатками является низкий КПД и коэффициент мощности, большая масса.
4. Синхронная скорость (п1) - частота вращения электромагнитного поля статора:
n1= [min-1],
f1 ‑ частота питающего напряжения;
p ‑ число пар полюсов двигателя.
5. Скольжение (s)- отношение скольжения скорости к синхронной скорости:
s = =.
6. Скорость вращения ротора:
n = n1×(1‑ s)
7. Коэффициент мощности:
cosj =, P ‑ активная мощность; S ‑ полная мощность.
8. Номинальный момент двигателя:
Mn [Nm] = Pn ‑ номинальная мощность двигателя;
nn ‑ номинальные обороты двигателя
9. Полная мощность двигателя: - мощность, потребляемая двигателем из сети и определяемая как геометрическая сумма активной и реактивной мощностей:
S = = ×U1×I1
U1 ‑ номинальное напряжение, I1 ‑ номинальный ток; ‑ активная мощность; Q ‑ реактивная мощность.
10. Активная мощность двигателя ‑ мощность, связанная с преобразованием электроэнергии в механическую энергию.
P = U×I×cosj = I2×r = S× cosj.
j - угол сдвига между векторами напряжения и тока;
U,I ‑ действующие значения напряжения и тока.
11. Реактивная мощность двигателя ‑ мощность, связанная с созданием магнитных полей в обмотках двигателя и покрытием потерь на магнитные поля рассеяния.
Q = U×I×sinj = I2×xl, xl ‑ индуктивное сопротивление;
j - угол сдвига между векторами напряжения и тока;
U,I ‑ действующие значения напряжения и тока.
12. КПД двигателя ‑ отношение номинальной мощности двигателя к активной мощности.
|
|
h = [%].
13. Индуктивное сопротивление ‑ сопротивление обмоток двигателя, связанное с созданием вокруг них переменного магнитного поля.
xl = 2pfL = wL,
f ‑ частота тока, Гц; w ‑ угловая частота, рад/с.
14. Переменные токи и напряжения:
f =, Гц - частота тока и напряжения двигателя
Мгновенные значения тока и напряжения: - значения тока и напряжения, определяемые для произвольного момента времени t.
i = Imsin(wt+Yi), A,
u = Um sin(wt+Yu), B,
Im,Um ‑ амплитудные значения тока и напряжения;
Yi, Yu ‑ углы сдвига фаз тока и напряжения относительно начала координат;
Yu‑ Yi,=j ‑ угол сдвига фазы тока относительно фазы напряжения.
Действующие значения ‑ значения такого периодического тока, который производит тот же тепловой эффект, что и равный ему по величине постоянный ток. Эти значения являются среднеквадратичными значениями их мгновенных значений.
I = = 0,707×Im, A;
U = = 0,707×Um, B; Im,Um ‑ амплитудные значения тока и напряжения.
15. Режимы работы двигателей:
· продолжительный S1;
· кратковременный S2;
· прерывистый S3,S4,S5;
· продолжительный с периодической нагрузкой S6.
16. Преобразователь частоты (ПЧ) ‑ устройство для управления двигателями и позволяющее выполнять следующие основные функции:
- плавное регулирование скорости двигателя;
- возможность запитывать ПЧ однофазным или трёхфазным напряжением;
- управление временем разгона и замедления;
- управление торможением:
1. замедление переменным током;
2. торможение постоянным током;
- электронное реверсирование;
- увеличение мощности двигателя (87-герцовая характеристика);
- защитные функции по току, напряжению, температуре и др.
Основные компоненты ПЧ:
- выпрямитель ‑ служит для преобразования переменного напряжения сети (однофазного или трёхфазного) в постоянное напряжение;
- промежуточный контур ‑ служит для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения. Состоит из сглаживающего конденсатора большой ёмкости и балластного резистора (для ограничения тока зарядки конденсатора);
|
|
- инвертор ‑ служит для инвертирования постоянного напряжения промежуточного контура в переменное по частоте и амплитуде напряжение при помощи силовых ключей (полевые или IGBT транзисторы) с использованием широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Несущая частота при этом достигает 16 кГц.
Параметры, измеряемые в ПЧ для реализации защитных функций:
- напряжение промежуточного контура;
- ток между конденсатором и инвертором;
- сумма выходных напряжений;
- токи выходных фаз.
17. Буст ‑ увеличение входного напряжения двигателя для компенсации его падения на индуктивном сопротивлении обмотки статора на малых частотах.
18. Пульт управления (оператор) ‑ устройство для ввода параметров.
Типы операторов:
- цифровой;
- интерфейс-оператор;
- оператор с памятью (COMBICARD);
- интерфейсы (CAN; LON; InterBus; PropfiBus; LWL; BUS).
19. PLC ‑ программируемый контроллер.
20. Резольвер ‑ sin-cos датчик обратной связи для измерения скорости вращения ротора (аналог СКВТ).
21. Энкодер ‑ оптический датчик для измерения скорости вращения ротора посредством подсчёта числа импульсов в единицу времени. Используется в цепях обратной связи.
МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБЕГА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ И МАХОВОГО МОМЕНТА ЭЛЕКТРОПРИВОДА