Пациентка С., 40 лет, поступила в стационар на лечение с диагнозом: «Хронический холецистит, стадия обострения». Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость. Считает себя больной около 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи. Пациентка тревожна, депрессивна, жалуется на усталость, плохой сон. В контакт вступает с трудом, говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Задание:
1. Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
2. Определите приоритетную проблему и составьте план сестринского ухода для её решения.
3. Проведите с пациентом беседу о профилактике осложнений при холецистите.
4. Составьте план подготовки пациента к холецистографии.
5. Продемонстрируйте на фантоме постановку очистительной клизмы.
Эталон ответа к задаче № 3
Проблемы пациента:
· Настоящие:
- боли в правом подреберье;
- горечь во рту;
- нарушение сна;
- беспокойство по поводу исхода заболевания.
· Потенциальные:
- риск развития осложнений (калькулезный холецистит; перфорация желчного пузыря; эмпиема желчного пузыря; гангрена желчного пузыря).
· Приоритетная проблема пациента: боль в правом подреберье.
Краткосрочная цель: пациент отметит стихание болей к концу 7-го дня стационарного лечения.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на боли в правом подреберье к моменту выписки.
План | Мотивация |
1.Обеспечение диеты №5а. | Максимально щадить желчный пузырь. |
Беседа о сути заболевания и современных методах его диагностики, лечения, профилактики. | Для уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за свое будущее. |
3.Проведение беседы с пациенткой о подготовке к УЗИ ГБС и дуоденальному зондированию. | Для повышении эффективности лечебно-диагностических процедур. |
4.Обучение правилам приема мезим-форте. | Для эффективности действия лекарственного средства. |
5.Проведение беседы с родственниками пациента об обеспечении питания с ограничением жирных, соленых, жареных, копченых блюд. | Для предупреждения возникновения болевого синдрома. |
6.Обучение пациента методике проведения тюбажа. | Для снятия спазма желчных ходов, оттока желчи. |
7.Наблюдение за состоянием и внешним видом пациента. | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
Оценка эффективности: пациент отмечает снижение интенсивности болевого приступа. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациенту план подготовки к холецистографии.
Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы.
Ситуационнаязадача № 4
В стационар доставлен пациент с диагнозом: «Острый панкреатит». Отмечаются жалобы на сильные боли в верхней половине живота опоясывающего характера, неукротимую рвоту. Приступ болей появился несколько часов назад после приема алкоголя и нарушения диеты. Объективно: состояние тяжелое, пациент мечется от боли, АД 140/90 мм рт. Ст., пульс 100 уд. в мин., кожа бледная, склеры иктеричны, температура 38° С, язык сухой, живот вздут, болезненный в правом и левом подреберье. Анализ мочи на диастазу резко положителен.
Задание:
1. Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
2. Определите приоритетную проблему и составьте план сестринского ухода для её решения.
3. Расскажите о профилактике обострений панкреатита.
4. Подготовьте пациента к УЗИ органов брюшной полости.
5. Продемонстрируйте забор крови на биохимическое исследование.
Эталон ответа к задаче № 4
Проблемы пациента:
· Настоящие:
- боли в эпигастральной области опоясывающего характера;
- тошнота, рвота;
- метеоризм, неустойчивый стул;
- повышение температуры.
· Потенциальные:
- желудочное или кишечное кровотечение;
- тромбоз селезеночной вены;
- язва двенадцатиперстной кишки;
- жировая дистрофия печени;
- сахарный диабет.
Приоритетная проблема пациента: боль в эпигастральной области.
Краткосрочная цель: пациент отметит стихание болей к концу 7-го дня стационарного лечения.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на боли к моменту выписки.
План | Мотивация |
1.Обеспечить лечебно-охранительный режим. | Для улучшения психо-эмоционального состояния пациента, профилактики осложнений. |
2.Обеспечить питание пациента в соответствии с диетой №5. | Для максимальногощажения поджелудочной железы. |
3.Провести беседу о сути заболевания и современных методах его диагностики, лечения, профилактики. | Для уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за свое будущее. |
4.Провести беседу с родственниками пациента об обеспечении питания в соответствии с диетой №5. | Для предупреждения ухудшения состояния пациента. |
5.Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. | Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях. |
6.Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; своевременно менять постельное и нательное белье. | Для поддержания гигиенических условий, соблюдение СЭР. |
7.Обеспечить регулярное проветривание и уборку палаты. | Для предотвращения возможных осложнений. |
8.Обучить пациента правилам приема лекарственных средств. | Для достижения эффективности действия препаратов. |
9.Провести беседу о подготовке к УЗИ брюшной полости. | Для повышения эффективности лечебно-диагностических процедур. |
Оценка эффективности: пациент отмечает снижение интенсивности болей. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациенту о соблюдении правил, способствующих профилактике данного заболевания.
Студент выполняет в/в забор крови для биохимического исследования, согласно алгоритму данной манипуляции.