Практическое занятие № 3. Философия Китая (2 часа)

Этапы развития философии Китая. Особенности китайской философии. Философия даосизма. Определение понятий «дао», «инь», «ян», «ци». Связь идей даосизма с современностью. Жизнь и учение Конфуция. Моральный идеал конфуцианства. Политический идеал конфуцианства. Связь идей конфуцианства с современностью.

Тема 3. Античная философия.

Лекционное занятие № 3. Философия Древней Греции (1 час).

Предпосылки формирования и основные этапы развития древнегреческой философии. Оппозиция понятий «космос» и «хаос». Космоцентризм. Рационализм. Определение «натурфилософии». Милетская школа: основные идеи и представители. Милетская школа: основные идеи и представители. Элейская школа: основные идеи и представители. Пифагорейская школа: основные идеи и представители. Философы-одиночки. Философия Гераклита. Философия Демокрита. Понятие «атом».

Классическая философия Древней Греции. Общая характеристика учений Сократа, Платона и Аристотеля. Зарождение древнегреческой науки. Три научные программы Древней Греции. Идеи античной философии и современность.

Практическое занятие № 4. Классическая философия Древней Греции (2 часа).

Поворот от натурфилософии к философии человека в философии Сократа. Идея человека как микрокосмоса. Диалектика как учение о диалоге. Метод «майевтика».

Универсальный характер учения Платона. Система знаний о мире и человеке: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), этика (учение о морали, добре и зле), эстетика (учение о красоте), социальная философия (учение об обществе). Учение Платона об эйдосах (идеях). «Мир идей» и «мир теней». Учение Платона об идеальном государстве. Математика Платона.

Аристотель как историк и систематизатор всего научного и философского знания античности. Логика как наука о законах последовательного, доказательного мышления. Этика и политическая философия Аристотеля. Разработка категориального аппарата философии. Физика Аристотеля.

Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения.

Лекционное занятие № 4. Философия Византии (2 часа).

Теоретические истоки философии эпохи средневековья. Этапы развития средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Основные идеи и представители апологетики. Основные идеи и представители патристики. Отцы церкви.

Особенности философии Византии. Богословие (теология). Теоцентризм. Креационизм. Трансцендентно-имманентный характер представлений об Абсолюте. Христианская антропология. Учение о человеке как образе и подобии Бога. Разум и воля. Свобода выбора. Мистическое учение. Концепция «обожения плоти» (теозис). Любовь. Вера. Исихазм. Умно-сердечная молитва.

Идеи философии Византии и современность.

Практическое занятие № 5. Западноевропейская философия эпохи средневековья и Возрождения (2 часа).

Особенности средневековой философии Западной Европы. Основные идеи схоластики и ее представители.

Учение Фомы Аквинского. Фундаментальный синтез идей христианства и философии Аристотеля. Проблема соотношения теологии, философии и науки, веры и разума. Пять доказательств существования Бога. Учение Аквинского о бытии, о материи и форме, о человеке и его душе.

Проблема универсалий в споре реалистов и номиналистов. Сущность дискуссии и ее значение для западноевропейской цивилизации и научно-технического прогресса. 

Особенности философского мировоззрения Итальянского Ренессанса. Философия гуманизма и ее значение для цивилизации. Антропоцентризм. Пантеизм.Философские взгляды Н. Кузанского. Научная революция Коперника-Галилея и ее философские последствия.

 

Тема 5. Западноевропейская философия 17-18 веков.

Лекционное занятие № 5. Западноевропейская философия 17-18 веков (3 часа).

Предпосылки формирования философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм: достоинства и ограниченность. Союз философии и науки. Философия Ф. Бэкона. Философия Р. Декарта. Механицизм. Онтологическая проблема в философии 17 века. Философия Б. Паскаля. Философия Г. Лейбница. Формирование классической научной картины мира. 

Значение немецкой классической философии. Основные проблемы немецкой классической философии. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Философская система И. Канта. Значение «коперниканского» переворота в гносеологии. Априрное и постериорное знание. «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Этическое учение И. Канта. Категорический императив. Философская система Г. Гегеля. Философия духа. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Философия природы. Диалектическое учение Гегеля. Антропотеизм Л. Фейербаха.

Практическое занятие № 6. Западноевропейская философия эпохи Просвещения (2 часа).

Основные черты западноевропейской философии ХVIII века. Философские идеи английского Просвещения. Внимание к проблемам истории и общественной жизни. Философия Дж. Локка. Либерализм: достоинства и ограничения новой политической концепции. Идеология консерватизма.

Философские идеи французского Просвещения: критика церкви, суеверий и предрассудков; критика атеизма; критика социального неравенства и сословного деления общества; идея утверждения естественных прав гражданина – свободы, собственности, равенства. Деизм в философии Вольтера и Дидро. Учение о просвещенном абсолютизме. Энциклопедизм Дидро. Теория искусства Дидро. Критика цивилизации и культуры в философии Ж-Ж. Руссо.

Тема 6. Современная философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: