Методические рекомендации

Человек в своей жизни порой не замечает, какое большое значение играют слова. Каждое из них наделяется тем или иным смыслом, превращаясь в понятия.

Понятие – логически оформленная мысль о предмете, идея предмета.

Категория (от греч. «высказывание, признак») – предельно общее понятие.

Философия как наука направлена на формирование наиболее общих представлений о мире и человеке. Поэтому во все времена своего существования философия опирается на категории и постоянно совершенствует, дополняет свой категориальный аппарат.

Диалектика - философское учение о материальном мире, в котором все взаимосвязано, имеет причину и следствие, состоит из противоположностей, находится в бесконечном развитии и является единым Целым.

Философские категории можно условно разделить на несколько групп. Семинар посвящен рассмотрению категорий определения, причинности и целостности. Все категории связано между собой парно, поскольку наш материальный мир состоит из противоположностей. Внутри каждой пары категории тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, подобно даосских инь и ян. Помимо этого существуют взаимосвязи между отдельными парами категорий.

Рекомендуется каждую категорию рассматривать на конкретном примере.

Пример:

Каждый объект окружающего мира может быть назван явлением - то, что существует наяву, может быть зафиксировано нашими органами чувств. Явлением можно считать обычную ручку, которой мы пишем в тетради.

Но каждое явление имеет сущность – смысл существования данного явления, его предназначение. Сущность ручки – писать.

Обычно люди фиксируют явление, то есть то, что на виду, явно. Сущность всегда глубинна, скрыта. Если явление можно зафиксировать органами чувств, то познание сущности сопряжено с деятельностью разума, процессом мышления, что требует от человека дополнительных усилий.

Каждое явление имеет помимо сущности форму и содержание.

Форма всегда определяется внешними признаками явления, его цветом, материалом, параметрами. Например, ручка может быть деревянной, резной, покрытой бесцветным лаком, длиной 15 см. и т.д.

Содержание – то, что наполняет форму. Ручка может содержать черную пасту, быть гелевой или чернильной.

Многие допускают ошибку, отождествляя содержание и сущность. Однако понятно, что категория «сущность» более глубинна, чем «содержание».

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее», покажите их взаимосвязь.

2. Дайте определение категорий «явление» и «сущность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

3. Дайте определение категорий «форма» и «содержание», покажите их диалектическую взаимосвязь.

4. Дайте определение категорий «причина» и «следствие», покажите их диалектическую взаимосвязь.

5. Дайте определение категорий «случайность» и «необходимость», покажите их диалектическую взаимосвязь.

6. Дайте определение категорий «возможность» и «действительность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

7. Дайте определение категорий «часть» и «целое», покажите их диалектическую взаимосвязь.

8. Дайте определение категорий «элемент» и «система», покажите их диалектическую взаимосвязь.

9. В чем сущность современной концепции холизма?

Практическое занятие № 3. Философия Китая.

План

1. Основные положения философии даосизма.

2.  Жизнь и учение Конфуция.

 

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: рассмотреть основные философские школы Древнего Китая; показать их значение для мировой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: