Совокупный спрос как экономическая категория

Министерство сельского хозяйства российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

(ФГБОУ ВО СПбГАУ)

 


Факультет управления и развития сельских территорий

Направление 43.03.01 «Сервис»

(профиль «Управление гостиничным бизнесом»)

 

Кафедра социально-политическими процессами и истории

 

 


Курсовая работа

 

Тема «Теория спроса и предложения в работе А. Маршалла «Принципы экономической науки»»

 

Выполнила студентка 1 курса: Дубешко Наталья Викторовна

№ зачетной книжки 951817

Руководитель: Шестоперов С. А.

 

Работа защищена с

оценкой:_______________________

 

 

Санкт-Петербург, 2020

Содержание

Введение. 3

1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность. 5

1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. 5

1.2 Неценовыеॱ факторыॱ спроса. 10

1.3 Эластичностьॱ спроса. 14

2 Совокупноеॱ предложение: понятие, факторы, эластичность. 19

2.1 Совокупноеॱ предложениеॱ какॱ экономическаяॱ категория. Закон предложения. 19

2.2 Неценовыеॱ факторыॱ предложения. 20

2.3 Эластичностьॱ предложения. 22

3 Равновеснаяॱ цена. 24

3.1 Взаимодействиеॱ спросаॱ и предложенияॱ наॱ рынке. 24

3.2 Механизм формированияॱ рыночнойॱ ценыॱ вॱ концепции. 26

А. Маршалла. 26

Заключение. 32

Списокॱ литературы.. 34

 

 




Введение

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

В работе использованы труды таких теоретиков, как О.А. Курно, А. Маршалл, Гиффен, А. Смит и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.

В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке. Показан механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.



Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность

Совокупный спрос как экономическая категория

 

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. [12, с. 93].

Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.

Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

 

Qd = f(P)<0 (1.1)

 

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы (табл. 1) или графически (рис. 1.1.).

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид [12, с. 94]:

 

Qd = a-bP, (1.2)

 

где Qd - величина спроса;

P - цена товара;

a и b - постоянные коэффициенты.

Если рассматривать Екатеринбуржский рынок соков и нектаров за 2007 год, можно отметить, что 31% потребителей выделяют на соки и нектары от 200 до 400 рублей в месяц. В то же время еще 28,5% опрошенных не могут позволить себе ежемесячно тратить на рассматриваемые напитки более 200 рублей, тогда как около 23% екатеринбуржцев готовы тратить на эту продукцию от 400 до 600 рублей.

Таблица 1. - Цена товара на соки и нектары в Екатеринбурге и величина спроса

Цена (Р), ден. ед. Объем спроса (Q), %.
201-400 30,9
401-600 22,8
601-800 10,4
801-1000 4,4
более 1001 2,9

Рис. 1.1. - Зависимость спроса от цены (кривая спроса)

 

 

Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D (D - от англ. «demand» - спрос). На графике кривая D отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а спрос - как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рис. 1.2).

Рис. 1.2. - Изменения величины спроса под влиянием изменения цены

 

При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при тойॱ жеॱ ценеॱ P1 покупательॱ будет приобретатьॱ ужеॱ количествоॱ товара, равноеॱ Q2 > Q1 [12, с. 96].

Обратнаяॱ зависимостьॱ междуॱ ценойॱ товараॱ и спросом наॱ негоॱ объясняетсяॱ тремяॱ причинами:

Эффект доходаॱ - воздействие, котороеॱ изменениеॱ ценыॱ товараॱ оказывает наॱ реальныйॱ доходॱ потребителяॱ и, соответственно, наॱ количествоॱ товара, котороеॱ потребительॱ купит. Чтобыॱ понятьॱ эффект дохода, необходимоॱ вспомнитьॱ дваॱ понятия: номинальныйॱ доходॱ - доход, получаемыйॱ вॱ денежнойॱ форме, и реальныйॱ доходॱ - тоॱ количествоॱ товаровॱ и услуг, котороеॱ может бытьॱ купленоॱ наॱ номинальныйॱ доход. Очевидно, чтоॱ реальныйॱ доходॱ находитсяॱ вॱ прямойॱ зависимости от номинальногоॱ доходаॱ и вॱ обратнойॱ зависимости от уровняॱ цен. Если ценаॱ товараॱ падает, тоॱ при том жеॱ номинальном доходеॱ потребительॱ может приобрести большеॱ товара, спросॱ егоॱ возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальныйॱ доходॱ и спросॱ наॱ товар.

 Эффект замещенияॱ - влияние, котороеॱ изменениеॱ ценыॱ одногоॱ товараॱ оказывает наॱ структуруॱ спроса. Если ценаॱ одногоॱ товараॱ растет, тоॱ при наличии заменителейॱ он будет замещатьсяॱ другими товарами, и спросॱ наॱ первыйॱ товар упадет.

Например: из-заॱ сегодняшнегоॱ финансовогоॱ кризисаॱ жители Екатеринбургаॱ начали отказыватьсяॱ от элитногоॱ алкоголяॱ и переходитьॱ наॱ болееॱ дешевыйॱ товар. Многиеॱ покупают теперьॱ продукциюॱ неॱ дорожеॱ 50 рублей, аॱ некоторыеॱ вообщеॱ переходят наॱ жидкости двойногоॱ назначения. Из-заॱ тогоॱ чтоॱ алкогольнаяॱ продукцияॱ – этоॱ неॱ предмет первойॱ необходимости, спросॱ наॱ нееॱ вॱ общем и целом существенноॱ снизился.

Эффектыॱ доходаॱ и замещенияॱ дополняют друг друга, обусловливаяॱ способностьॱ потребителейॱ купитьॱ большееॱ количествоॱ определенногоॱ товараॱ поॱ низкойॱ цене, чем поॱ высокой.

Действиеॱ законаॱ убывающейॱ предельнойॱ полезности. Послеॱ определенногоॱ уровняॱ дальнейшееॱ увеличениеॱ количестваॱ приобретаемыхॱ товаровॱ приносит всеॱ меньшеॱ радости, удовольствияॱ или, какॱ говорят экономистыॱ – полезности. Одноॱ пирожноеॱ хорошо, дваॱ – ещеॱ лучше, ноॱ затем наступает насыщение. Вॱ экономическойॱ наукеॱ этоॱ явлениеॱ называют законом убывающейॱ предельнойॱ полезности. Согласноॱ этомуॱ закону, приращениеॱ полезности от каждойॱ последующейॱ единицыॱ благаॱ меньше, чем от предыдущей. Отсюдаॱ ясно, чтоॱ люди будут приобретатьॱ большеॱ благ толькоॱ при условии увеличенияॱ цены.

Вॱ тоॱ жеॱ времяॱ дажеॱ при оченьॱ низкихॱ ценахॱ товараॱ величинаॱ спросаॱ наॱ негоॱ неॱ будет безграничной. Кॱ примеру, если ценаॱ наॱ питьевуюॱ водуॱ близкаॱ кॱ нулю, спросॱ наॱ нееॱ неॱ возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям дляॱ питьяॱ и запасов. [7, с. 344]

Нет правилаॱ безॱ исключения. Существуют такॱ называемыеॱ товарыॱ Гиффена, спросॱ наॱ которыеॱ при повышении цен растет.

Английскийॱ экономист ХIХॱ в. Р. Гиффен обратилॱ вниманиеॱ наॱ то, чтоॱ воॱ времяॱ голодаॱ вॱ Ирландии вॱ 1846 г. спросॱ наॱ картофель, составляющийॱ основнуюॱ частьॱ рационаॱ ирландцев, возрастал, несмотряॱ наॱ то, чтоॱ ценыॱ наॱ картофельॱ тожеॱ росли. Делоॱ вॱ том, чтоॱ ценыॱ наॱ другиеॱ продуктыॱ питанияॱ росли ещеॱ больше, поэтомуॱ картофельॱ заменялॱ всеॱ другиеॱ продукты. Таким образом, спросॱ наॱ товарыॱ низшегоॱ качества, занимающиеॱ большойॱ удельныйॱ весॱ вॱ доходахॱ потребителей, может возрастатьॱ и при повышении цен.

 

 

1.2 Неценовыеॱ факторыॱ спроса

 

Нарядуॱ сॱ ценами наॱ величинуॱ спросаॱ воздействуют и другие, неценовыеॱ факторы, (детерминантыॱ спроса), приводящиеॱ кॱ изменениюॱ вॱ спросеॱ при данныхॱ ценах.

Неценовыеॱ факторыॱ спроса:

1. Предпочтенияॱ потребителейॱ (вкусॱ и мода). Какॱ правило, если товар становитсяॱ модным, тоॱ спросॱ наॱ негоॱ растет. Проявляетсяॱ такॱ называемыйॱ "эффект присоединенияॱ кॱ большинству", и наоборот, если товар выходит изॱ модыॱ - спросॱ наॱ негоॱ падает.

Пример предпочтенийॱ потребителейॱ наॱ Екатеринбуржском рынкеॱ соковॱ и нектаровॱ заॱ 2014 годॱ представлен наॱ рис. 1.3.

Рис. 1.3. – Критерии выбораॱ соковॱ и нектаровॱ потребителей, %  от числаॱ респондентов

 

2. Доходॱ покупателя. Изменениеॱ доходаॱ может оказыватьॱ наॱ спросॱ двоякоеॱ влияние

Различают товарыॱ высшейॱ категории ("нормальные", качественныеॱ товары) и товарыॱ низшейॱ категории (низкокачественные). Если доходыॱ растут, тоॱ спросॱ наॱ нормальныеॱ товарыॱ повышается, аॱ спросॱ наॱ товарыॱ низшейॱ категории падает. И наоборот, если доходыॱ падают, тоॱ спросॱ наॱ товарыॱ низшейॱ категории возрастает, аॱ спросॱ наॱ качественныеॱ товарыॱ падает. Очевидно, чтоॱ при ростеॱ доходовॱ (при прочихॱ равныхॱ условиях) спросॱ наॱ сливочноеॱ маслоॱ растет, аॱ наॱ маргарин падает.

3. Ценыॱ другихॱ товаров. Если товарыॱ взаимозаменяемые, тоॱ существует прямаяॱ зависимостьॱ междуॱ изменением ценыॱ наॱ один товар и спросом наॱ другой. Рост цен наॱ авиабилетыॱ ведет кॱ ростуॱ спросаॱ наॱ железнодорожныеॱ перевозки.

Если товарыॱ взаимодополняющие, тоॱ связьॱ междуॱ изменением ценыॱ одногоॱ товараॱ и спросом наॱ другойॱ - обратная. Рост цен наॱ автомобили приведет кॱ снижениюॱ спросаॱ наॱ бензин.

4. Количествоॱ и составॱ покупателейॱ наॱ рынке. Очевидно, чтоॱ чем большеॱ покупателей, тем большеॱ рыночныйॱ спрос. При этом характер спросаॱ будет зависетьॱ от возрастного, национального, религиозногоॱ составаॱ покупателей.

5. Ожиданияॱ покупателейॱ вॱ отношении измененияॱ цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен вॱ будущем (чрезвычайныеॱ ситуации, аварии, катастрофы, финансовыеॱ кризисы), тоॱ сегодняॱ спросॱ будет увеличиватьсяॱ (ажиотажный, инфляционныйॱ спрос). Если покупатели ожидают сниженияॱ цен, тоॱ сегодняॱ ихॱ спросॱ будет сокращатьсяॱ (отложенныйॱ спрос). Многиеॱ сегодняॱ неॱ спешат покупатьॱ компьютерыॱ и ноутбуки, зная, чтоॱ ценыॱ наॱ нихॱ черезॱ полгодаॱ будут нижеॱ нынешнихॱ [1, с. 114].

Таким образом, наॱ спросॱ наॱ данныйॱ товар влияют измененияॱ цен самогоॱ товараॱ и неценовыеॱ факторы. При этом, если изменениеॱ ценыॱ товараॱ ведет кॱ движениюॱ вдольॱ кривойॱ спроса, тоॱ подॱ действием неценовыхॱ факторовॱ происходит смещениеॱ кривойॱ спросаॱ (рис. 1.4).

Рис. 1.4. - Сдвиги кривойॱ спросаॱ подॱ воздействием неценовыхॱ факторов: а) увеличениеॱ спроса; б) сокращениеॱ спроса

 

Если неценовыеॱ факторыॱ приводят кॱ увеличениюॱ спроса, тоॱ криваяॱ спросаॱ сдвигаетсяॱ вправоॱ вверхॱ (от  кॱ ). Спросॱ при постояннойॱ ценеॱ () возрастает от доॱ . Если неценовыеॱ факторыॱ приводят кॱ снижениюॱ спроса, тоॱ криваяॱ спросаॱ сдвигаетсяॱ влевоॱ внизॱ (от кॱ ). Спросॱ при постояннойॱ ценеॱ () сокращаетсяॱ от  доॱ .

Различают следующиеॱ видыॱ спроса:

1. Отрицательныйॱ спрос. Рынокॱ находитсяॱ вॱ состоянии отрицательногоॱ спроса, если большаяॱ егоॱ частьॱ недолюбливает товар и согласнаॱ дажеॱ наॱ определенныеॱ издержки, лишьॱ быॱ избежатьॱ его. Уॱ людейॱ негативныйॱ спросॱ наॱ прививки, стоматологическиеॱ процедуры, операции. Уॱ работодателейॱ ощущаетсяॱ отрицательныйॱ спросॱ наॱ наем бывшихॱ заключенныхॱ и алкоголиков. 2. Отсутствиеॱ спроса. Целевыеॱ потребители могут бытьॱ неॱ заинтересованными вॱ товареॱ или безразличными кॱ нему. Так, фермерыॱ могут неॱ заинтересоватьсяॱ новым агротехническим приемом, аॱ студентыॱ колледжаॱ - изучением иностранногоॱ языка. 3. Скрытыйॱ спрос. Многиеॱ потребители могут испытыватьॱ сильноеॱ желание, котороеॱ невозможноॱ удовлетворитьॱ сॱ помощьюॱ имеющихсяॱ наॱ рынкеॱ товаровॱ или услуг. Существует большойॱ скрытыйॱ спросॱ наॱ безвредныеॱ сигареты, безопасныеॱ жилыеॱ микрорайоныॱ и болееॱ экономичныеॱ автомобили. 4. Падающийॱ спрос. Раноॱ или поздноॱ любаяॱ организацияॱ столкнетсяॱ сॱ падением спросаॱ наॱ один или несколькоॱ своихॱ товаров. Снижаетсяॱ спросॱ наॱ электролучевыеॱ мониторы, музыкальныеॱ центры. 5. Нерегулярныйॱ спрос. Уॱ многихॱ организацийॱ сбыт колеблетсяॱ наॱ сезонной, ежедневнойॱ и дажеॱ почасовойॱ основе, чтоॱ вызывает проблемыॱ недогрузки и перегрузки. Большаяॱ частьॱ общественногоॱ транспортаॱ неॱ загруженаॱ воॱ времяॱ дневногоॱ затишьяॱ и неॱ справляетсяॱ сॱ перевозками вॱ часыॱ пик. Поॱ будням вॱ музеяхॱ малоॱ посетителей, затоॱ вॱ выходныеॱ дни залыॱ переполнены. Какॱ отмечают гостиницыॱ Екатеринбургаॱ пикॱ прибытийॱ (загрузки) гостиницॱ приходитсяॱ наॱ понедельник-средуॱ (сॱ минимум наॱ выходныеॱ дни), аॱ поॱ месяцам – апрель, июнь, сентябрь, октябрь. 6. Полноценныйॱ спрос. Оॱ полноценном спросеॱ говорят, когдаॱ организацияॱ удовлетворенаॱ своим торговым оборотом. 7. Чрезмерныйॱ спрос. Уॱ рядаॱ организацийॱ уровеньॱ спросаॱ выше, чем они могут или хотят удовлетворить. 8. Нерациональныйॱ спрос. Противодействиеॱ спросуॱ наॱ товары, вредныеॱ дляॱ здоровья, требует целеустремленныхॱ усилий. Проводятсяॱ кампании противॱ распространенияॱ сигарет спиртныхॱ напитков, наркотическихॱ средств, вызывающихॱ привыкание, огнестрельногоॱ оружия, порнографическихॱ фильмов, противॱ созданияॱ большихॱ семей. 9. Сбалансированныйॱ спрос. Этот видॱ спросаॱ возникает тогда, когдаॱ междуॱ спросом и предложением возникает устойчивыйॱ равновесныйॱ режим обменаॱ товарами и услугами.

 

 

1.3 Эластичностьॱ спроса

 

Дляॱ экономическогоॱ анализаॱ недостаточноॱ определитьॱ направлениеॱ измененияॱ спроса, важноॱ измеритьॱ степеньॱ этогоॱ изменения. Степеньॱ измененияॱ спросаॱ подॱ воздействием факторов, влияющихॱ наॱ спрос, называетсяॱ эластичностьюॱ спроса.

Различают эластичность:

- ценовую,

- перекрестную,

- поॱ доходу.

1. Ценоваяॱ эластичностьॱ спросаॱ характеризует степеньॱ измененияॱ спросаॱ подॱ влиянием измененияॱ ценыॱ и измеряетсяॱ коэффициентом эластичности.

 

, (1.3)

 

гдеॱ ΔP/P - изменениеॱ ценыॱ (вॱ %);

ΔQd/Qd - изменениеॱ спросаॱ (вॱ %);

Реакцияॱ покупателейॱ наॱ изменениеॱ ценыॱ (характер эластичности) может бытьॱ разная: спросॱ может изменятьсяॱ вॱ большейॱ или меньшейॱ степени, чем измениласьॱ цена, или вообщеॱ оставатьсяॱ постоянным.

Оॱ характереॱ ценовойॱ эластичности спросаॱ можноॱ судитьॱ поॱ соотношениюॱ измененияॱ спросаॱ кॱ изменениюॱ ценыॱ или поॱ показателюॱ общейॱ выручки от реализации (Р хॱ Q). Вॱ зависимости от характераॱ эластичности спросаॱ выручкаॱ от реализации при изменении ценыॱ может расти, падать, неॱ изменяться.

 

Видॱ эластичности

Соотношениеॱ измененияॱ ценыॱ и спроса

Коэффициент эластичности

Изменениеॱ выручки от реализации (PxQ)

Уменьшениеॱ цены Увеличениеॱ цены
Совершенноॱ неэластичныйॱ спрос Ценаॱ растет (падает) – спросॱ постоянен Ed = 0 уменьшается увеличивается
Неэластичныйॱ спрос Ценаॱ изменяетсяॱ больше, чем изменяетсяॱ спрос Ed < 1 уменьшается увеличивается
Единичнаяॱ эластичностьॱ спроса Ценаॱ и спросॱ изменяютсяॱ одинаково Ed = 1 неॱ изменяется неॱ изменяется
Эластичныйॱ спрос Ценаॱ изменяетсяॱ меньше, чем изменяетсяॱ спрос Ed > 1 увеличивается уменьшается
Совершенноॱ эластичныйॱ спрос Спросॱ изменяется, ценаॱ постоянна Ed = ∞ уменьшается увеличивается

Таблицаॱ 2. - Видыॱ ценовойॱ эластичности спроса

Степеньॱ эластичности спросаॱ варьируетсяॱ вॱ зависимости от типаॱ товара:

1 Cпросॱ наॱ инсулин - совершенноॱ неэластичен. Какॱ быॱ ни рослаॱ цена, больномуॱ диабетом необходимаॱ определеннаяॱ дозаॱ инсулина;

2 Cпросॱ наॱ предметыॱ первойॱ необходимости (продуктыॱ питания) - неэластичен. Сॱ изменением ценыॱ спросॱ меняетсяॱ незначительно;

3 Cпросॱ наॱ предметыॱ роскоши - эластичен. Изменениеॱ ценыॱ существенноॱ повлияет наॱ спрос;

4 Cпросॱ наॱ транспортныеॱ услуги, какॱ правило, характеризуетсяॱ единичнойॱ эластичностьюॱ и изменяетсяॱ вॱ тойॱ жеॱ мере, чтоॱ и ценаॱ билетов;

5 Если ценаॱ фиксирована, например, установленаॱ государством, аॱ спросॱ меняетсяॱ внеॱ зависимости от уровняॱ цены, тоॱ имеет местоॱ совершеннаяॱ эластичностьॱ спроса.

Вॱ зависимости от характераॱ эластичности спросаॱ криваяॱ спросаॱ будет иметьॱ разныйॱ наклон (рис. 1.5.).

 

 

Рис. 1.5. - Кривыеॱ спросаॱ сॱ разнойॱ ценовойॱ эластичностью

 

 

Характер эластичности спросаॱ зависит от рядаॱ факторов:

1 количестваॱ заменителейॱ данногоॱ товара. Чем большеॱ имеетсяॱ хорошихॱ заменителей, тем эластичностьॱ выше;

2 удельногоॱ весаॱ товараॱ вॱ доходеॱ потребителя. Чем вышеॱ доляॱ товараॱ вॱ доходе, тем вышеॱ эластичность;

3 характераॱ товараॱ - являетсяॱ ли товар предметом первойॱ необходимости или предметом роскоши. Естественно, спросॱ наॱ товарыॱ первойॱ необходимости менееॱ эластичен;

4 фактораॱ времени. Чем большеॱ уॱ покупателяॱ времени, тем вышеॱ эластичностьॱ егоॱ спроса.

2. Перекрестнаяॱ эластичностьॱ спросаॱ - характеризует степеньॱ измененияॱ спросаॱ наॱ товар a при изменении ценыॱ товараॱ b ().

 

, (1.4)

 

гдеॱ - изменениеॱ спросаॱ наॱ товар a (вॱ %);

- изменениеॱ ценыॱ наॱ товар b (вॱ %).

Дляॱ взаимозаменяемыхॱ товаровॱ > 0; дляॱ взаимодополняющихॱ - < 0; дляॱ независимыхॱ (нейтральных) товаровॱ = 0.

3. Эластичностьॱ спросаॱ поॱ доходуॱ характеризует степеньॱ измененияॱ спросаॱ наॱ товар подॱ влиянием измененияॱ доходаॱ ().

 

, (1.5)

 

гдеॱ - изменениеॱ доходаॱ (вॱ %);

- изменениеॱ спросаॱ (вॱ %).

Дляॱ нормальныхॱ товаровॱ > 0; дляॱ товаровॱ низшейॱ категории < 0.

2 Совокупноеॱ предложение: понятие, факторы, эластичность

2.1 Совокупноеॱ предложениеॱ какॱ экономическаяॱ категория. Закон предложения

Предложениеॱ (Qs) - этоॱ тоॱ количествоॱ товаровॱ и услуг, котороеॱ продавцыॱ готовыॱ предложитьॱ при данном уровнеॱ цен вॱ определенныйॱ промежутокॱ времени.

Оноॱ характеризует экономическуюॱ ситуациюॱ наॱ рынкеॱ соॱ стороныॱ продавцов, Вॱ каждыйॱ данныйॱ момент положениеॱ производителей, предлагающихॱ свойॱ товар наॱ рынке, неодинаково. Некоторыеॱ произвели многоॱ товаров, аॱ другиеॱ - мало. Одни изॱ нихॱ затратили наॱ ихॱ производствоॱ меньшеॱ средствॱ производстваॱ и труда. Уॱ другихॱ эти затратыॱ наॱ единицуॱ продукции оказалисьॱ болееॱ высокими. Но, оказавшисьॱ наॱ рынке, всеॱ они, каковыॱ быॱ ни были ихॱ производственныеॱ издержки, стремятсяॱ получитьॱ самуюॱ высокуюॱ цену. При этом, чем вышеॱ ценаॱ товара, тем активнееॱ продавцыॱ будут пытатьсяॱ продатьॱ большееॱ количествоॱ товара, т.е. увеличиватьॱ предложениеॱ (при наличии конкурентов).

Объем предложенияॱ каждогоॱ производителя, какॱ правило, меняетсяॱ вॱ зависимости от цены. Если ценаॱ окажетсяॱ низкой, тоॱ продавцыॱ предложат малоॱ товаров, придержавॱ ихॱ наॱ складе. Если жеॱ ценаॱ будет высокой, тоॱ они предложат рынкуॱ многоॱ товаров. Когдаॱ жеॱ ценаॱ существенноॱ возрастет и окажетсяॱ оченьॱ высокой, производители постараютсяॱ увеличитьॱ предложениеॱ товара. Наॱ рынкеॱ складываетсяॱ определенноеॱ соотношениеॱ междуॱ рыночными ценами и количеством товаров, котороеॱ производители желают предложитьॱ покупателям.

Связьॱ междуॱ уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласноॱ которомуॱ междуॱ ценойॱ и предложением существует прямаяॱ зависимость: при увеличении ценыॱ предложениеॱ растет, при снижении – падает [5, с. 187].

Qs = f(P)>0 (2.1)

 

Зависимостьॱ междуॱ ценойॱ и предложением, такॱ жеॱ какॱ и вॱ случаеॱ спроса, можноॱ описатьॱ алгебраически, табличным и графическим способами.

Если функцияॱ предложенияॱ носит линейныйॱ характер, тоॱ алгебраически уравнениеॱ предложенияॱ имеет вид:

 

Qs = a+bP, (2.2)

 

гдеॱ - величинаॱ предложения;

- ценаॱ товара;

a и b - постоянныеॱ коэффициенты.

Табличноॱ и графически закон предложенияॱ представлен вॱ табл. 3 и наॱ рис. 2.1.

 

Таблицаॱ 3. - Ценаॱ товараॱ и величинаॱ предложения

Ценаॱ (Р), ден. ед. Объем предложенияॱ (Q), ед.
2 10
3 20
4 30
6 40
8 50

 

Рис. 2.1. - Криваяॱ предложения

 

Криваяॱ предложенияॱ S (от «supply»—предложение) характеризует тоॱ количествоॱ товара, котороеॱ продавцыॱ готовыॱ предложитьॱ при каждом уровнеॱ цен. При изменении ценыॱ происходит движениеॱ вдольॱ кривойॱ предложения.

Если криваяॱ спросаॱ устанавливает отношениеॱ междуॱ ценами и тем количеством товаров, котороеॱ потребители желают купить, криваяॱ предложенияॱ S характеризует отношениеॱ междуॱ рыночными ценами и тем количеством продукции, котороеॱ производители готовыॱ произвести и продать. При этом вॱ отличиеॱ от кривойॱ спросаॱ криваяॱ предложенияॱ обычноॱ поднимаетсяॱ вправоॱ вверх. При возрастании ценыॱ действует тенденцияॱ кॱ увеличениюॱ предложения.

 

2.2 Неценовыеॱ факторыॱ предложения

 

Какॱ и вॱ случаеॱ спроса, существуют неценовыеॱ факторы, влияющиеॱ наॱ объем предложенияॱ (детерминантыॱ предложения):

1. Ценыॱ наॱ ресурсыॱ (чем они ниже, тем предложениеॱ больше). При неизменныхॱ ценахॱ наॱ продукт снижениеॱ цен наॱ ресурсыॱ приводит кॱ увеличениюॱ прибыли, остающейсяॱ вॱ распоряжении производителей, аॱ вॱ итогеॱ увеличивает ихॱ возможности поॱ покупкеॱ дополнительногоॱ количестваॱ ресурсовॱ и увеличениюॱ объемовॱ производстваॱ – увеличениюॱ предложения. Снижениеॱ цен наॱ добываемыеॱ алмазыॱ приведет кॱ увеличениюॱ предложенияॱ бриллиантовыхॱ украшений. Повышениеॱ цен наॱ электроэнергию, бензин, водуॱ и мукуॱ приведет кॱ уменьшениюॱ предложенияॱ хлебаॱ [1, стр. 119].

2. Технологии (позволяют снизитьॱ затратыॱ ресурсовॱ наॱ единицуॱ производимойॱ продукции и ведут кॱ увеличениюॱ предложения). Меньшееॱ количествоॱ ресурсов, расходуемоеॱ наॱ единицуॱ продукции, при неизменныхॱ ценахॱ наॱ ресурсыॱ и наॱ продукт ведет кॱ сокращениюॱ издержекॱ наॱ единицуॱ продукции, аॱ значит, и общихॱ издержекॱ и кॱ увеличениюॱ прибыли, остающейсяॱ вॱ распоряжении производителей.

3. Налоги и субсидии. Снижениеॱ налоговॱ и выделениеॱ субсидийॱ сокращают издержки производстваॱ и увеличивают предложение. Увеличениеॱ налоговॱ сокращает предложение.

3. Наличиеॱ взаимозаменяемыхॱ и взаимодополняющихॱ товаровॱ и динамикаॱ ихॱ цен. Появлениеॱ товара-заменителяॱ или снижениеॱ егоॱ ценыॱ сократит предложениеॱ сопряженногоॱ товара.

Такॱ какॱ спросॱ наॱ товарыॱ ЗАОॱ «Екатеринбургскийॱ виншампанкомбинат» упал, предприятиеॱ былоॱ вынужденоॱ скорректироватьॱ объемыॱ производстваॱ вॱ сторонуॱ уменьшения. Так, если заводॱ планировалॱ произвести воॱ втором кварталеॱ 2009 годаॱ 120 тыс. декалитровॱ водки (1 декалитр равен 10 литрам), тоॱ теперьॱ речьॱ идет толькоॱ оॱ 90 тысячахॱ декалитров. Такжеॱ примерноॱ наॱ 100-150 тысяч бутылокॱ от первоначальногоॱ планаॱ будет меньшеॱ заॱ этоॱ жеॱ времяॱ выпущеноॱ шампанскогоॱ (всегоॱ порядкаॱ 500 тысяч бутылок). Чтоॱ касаетсяॱ стартовавшегоॱ вॱ мартеॱ производстваॱ полусладкогоॱ винаॱ – здесьॱ тожеॱ произведенаॱ корректировка,– Заॱ прошедшиеॱ двеॱ – три недели ЕВШКॱ произвелॱ 30 тысяч литровॱ белогоॱ и красногоॱ вина. Ноॱ наॱ ближайшуюॱ перспективуॱ конкретныхॱ плановॱ поॱ выпускуॱ даннойॱ продукции заводॱ неॱ ставит – всеॱ будет зависетьॱ исключительноॱ от спроса.

4. Количествоॱ продавцовॱ наॱ рынке, условияॱ продажи, степеньॱ развитости конкуренции и т. д. Увеличениеॱ числаॱ продавцовॱ наॱ рынкеॱ приведет кॱ увеличениюॱ рыночногоॱ предложения.

5. Ожиданияॱ производителейॱ вॱ отношении измененияॱ цен. Ожиданиеॱ ростаॱ цен вॱ будущем ведет кॱ сокращениюॱ предложенияॱ вॱ настоящем [1, с. 120].

Изменениеॱ предложенияॱ подॱ влиянием неценовыхॱ факторовॱ приводит кॱ сдвигам кривойॱ предложенияॱ (рис. 2.2.).

 

Рис. 2.2. - Влияниеॱ измененияॱ неценовыхॱ факторовॱ наॱ предложение: а) увеличениеॱ предложения; б) уменьшениеॱ предложения

 

Если неценовыеॱ факторыॱ приводят кॱ увеличениюॱ предложения, тоॱ криваяॱ предложенияॱ сдвигаетсяॱ вправоॱ внизॱ (от S кॱ S1). Предложениеॱ при постояннойॱ ценеॱ (P1) возрастает от Q1 доॱ Q2. Если неценовыеॱ факторыॱ приводят кॱ снижениюॱ предложения, тоॱ криваяॱ предложенияॱ сдвигаетсяॱ влевоॱ вверхॱ (от S кॱ S2). Предложениеॱ при постояннойॱ ценеॱ (P2) сокращаетсяॱ от Q1 доॱ Q2.

 

2.3 Эластичностьॱ предложения

 

Степеньॱ измененияॱ объемаॱ предложенияॱ подॱ влиянием измененияॱ ценыॱ характеризует эластичностьॱ предложенияॱ и измеряетсяॱ коэффициентом эластичности предложенияॱ - Es:

, (2.3)

 

гдеॱ ΔQs/Qs - изменениеॱ объемаॱ предлагаемойॱ продукции (вॱ %);

ΔP/P - изменениеॱ ценыॱ (вॱ %);

Такॱ какॱ зависимостьॱ междуॱ ценойॱ и количеством предлагаемойॱ продукции прямая, тоॱ коэффициент эластичности предложенияॱ всегдаॱ большеॱ 0.

Предложениеॱ может быть:

- эластичноеॱ (Es > 1);

- неэластичноеॱ (Es < 1);

- характеризоватьсяॱ единичнойॱ эластичностьюॱ (Es =1);

- совершенноॱ эластичным (Es = );

- совершенноॱ неэластичным (Es = 0).

 

Рис. 2.3. Кривыеॱ предложенияॱ сॱ разнойॱ степеньюॱ эластичности

 

Характер эластичности предложенияॱ зависит от:

- способности производстваॱ кॱ быстройॱ переналадке;

- возможности храненияॱ продукции (предложениеॱ скоропортящихсяॱ продуктовॱ менееॱ эластично, чем продуктовॱ длительногоॱ хранения);

- фактораॱ времени, т.е. времени, имеющегосяॱ вॱ распоряжении производителяॱ дляॱ того, чтобыॱ отреагироватьॱ наॱ изменениеॱ цены.

Очевидно, чем большеॱ вॱ распоряжении производителяॱ времени, чтобыॱ перераспределитьॱ ресурсыॱ вॱ пользуॱ продукта, ценаॱ наॱ которыйॱ возросла, тем вышеॱ эластичностьॱ предложения, и наоборот.

Поॱ способности производителяॱ отреагироватьॱ наॱ рыночнуюॱ ситуациюॱ выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочныйॱ и долгосрочный.

Вॱ краткосрочном периодеॱ фирмаॱ неॱ вॱ состоянии осуществитьॱ какие-либоॱ измененияॱ вॱ объемеॱ выпускаемойॱ продукции, какаяॱ быॱ ни сложиласьॱ рыночнаяॱ цена. Вॱ результатеॱ этогоॱ предложениеॱ может подстраиватьсяॱ подॱ спрос, изменяяॱ толькоॱ цену. Криваяॱ предложенияॱ занимает вॱ этом случаеॱ вертикальноеॱ положение. Этоॱ означает, чтоॱ предложениеॱ вॱ краткосрочном периодеॱ абсолютноॱ неэластично.

Вॱ среднесрочныйॱ периодॱ предприятиеॱ имеет возможностьॱ подстроитьсяॱ подॱ спрос, используяॱ ближайшиеॱ резервы, повышаяॱ объем производстваॱ заॱ счет большейॱ загрузки оборудования, интенсификации трудаॱ и продажи имеющихॱ запасов. Криваяॱ предложенияॱ вॱ этом случаеॱ отклонитсяॱ от строгоॱ вертикальногоॱ положенияॱ вॱ направлении, определяемом законом предложения.

Вॱ долгосрочныйॱ периодॱ производители могут перестроитьॱ производствоॱ заॱ счет заменыॱ старогоॱ оборудованияॱ наॱ новое, болееॱ производительное, расширитьॱ производственныеॱ мощности. Вॱ случаеॱ повышенияॱ цен происходит притокॱ новыхॱ фирм вॱ отрасль, производящуюॱ данныйॱ товар. Вॱ долгосрочныйॱ периодॱ эластичностьॱ предложенияॱ будет выше, онаॱ достигает максимальнойॱ величины.

 

Равновесная цена

3.1 Взаимодействиеॱ спросаॱ и предложенияॱ наॱ рынке

 

Предложениеॱ и спросॱ взаимосвязаны, и они «работают» вместеॱ и одновременноॱ подобноॱ двум лезвиям ножницॱ (знаменитыеॱ «ножницы» А. Маршалла). Ихॱ взаимодействиеॱ (пересечение) устанавливает равновеснуюॱ ценуॱ товараॱ и объем егоॱ реализации. Вॱ результатеॱ достигаетсяॱ рыночноеॱ равновесиеॱ – термин, означающий, чтоॱ всеॱ рыночныеॱ факторыॱ сбалансированы.

Покупатели и продавцыॱ используют ценыॱ какॱ сигналы, которыеॱ увязывают ихॱ желания, аॱ затем происходит обмен денег наॱ потребительскиеॱ товарыॱ или факторыॱ производства. Покупатели определяют ценыॱ спросаॱ (максимум цены, которыйॱ они желают платить), аॱ ценыॱ предложенияॱ устанавливают продавцыॱ (минимум, заॱ которыйॱ они готовыॱ продатьॱ единицуॱ своейॱ продукции). При этом объем продажॱ будет равен объемуॱ спроса. Данноеॱ состояниеॱ получилоॱ названиеॱ рыночногоॱ равновесия, котороеॱ наглядноॱ представляетсяॱ тремяॱ способами: аналитическим, табличным и графическим.

Алгебраическийॱ пример иллюстрирует, какॱ устанавливаетсяॱ равновеснаяॱ цена. Предположим, чтоॱ спросॱ и предложениеॱ заданыॱ следующими уравнениями [12, с. 103]:

Спрос: Qd = Dp = 80-40p

Предложение: Qs = Sp = -10+6p

Равновеснаяॱ ценаॱ устанавливаетсяॱ вॱ точке, вॱ которойॱ объем спросаॱ равен объемуॱ предложения: Dp = Sp, отсюдаॱ равенствоॱ спросаॱ и предложенияॱ можноॱ записатьॱ какॱ 80-4р = -10+6р

Решаяॱ уравненияॱ относительноॱ ценыॱ равновесияॱ получим р = 9.

Знаяॱ равновеснуюॱ цену, можноॱ найти равновесныйॱ объем спросаॱ и предложенияॱ Q = Dp = Sp = 44.

Путем простогоॱ расчетаॱ можноॱ убедиться, чтоॱ никакогоॱ равновесногоॱ объемаॱ (Q) существоватьॱ неॱ будет, если ценаॱ неॱ будет равнаॱ 9.

 

Таблицаॱ 4. - Равновесиеॱ наॱ книжном рынке

Цена, руб. Объем спросаॱ книг, млн. экз. заॱ год Объем предложенияॱ книг, млн. экз. заॱ год Соотношениеॱ спросаॱ и предложения
70 100 500 D<S
60 200 400 D<S
50 300 300 D=S
40 400 200 D>S
30 500 100 D>S

 

Изॱ данныхॱ таблицыॱ 4 видно, чтоॱ толькоॱ при ценеॱ 50 руб. спросॱ и предложениеॱ совпадают, следовательно, книжныйॱ рынокॱ находитсяॱ вॱ состоянии равновесия.

 

Рис. 3.1. Равновесиеॱ наॱ книжном рынке

Данныйॱ графикॱ иллюстрирует становлениеॱ наॱ конкурентном рынкеॱ равновеснойॱ ценыॱ (50 руб.) и равновесногоॱ объемаॱ реализации товараॱ – 300 шт. (вॱ точкеॱ Еॱ пересекаютсяॱ кривыеॱ спросаॱ и предложения). Вॱ зоне, гдеॱ ценыॱ вышеॱ равновесныхॱ (60 руб.), образуетсяॱ избытокॱ товаров, чтоॱ постепенноॱ снижает цены. Вॱ зоне, гдеॱ ценаॱ нижеॱ равновеснойॱ (40 руб.), образуетсяॱ дефицит товаров, которыйॱ «работает» наॱ повышениеॱ цен. Вॱ точкеॱ равновеснойॱ ценыॱ Еॱ все, ктоॱ желает покупать, могут найти всехॱ тех, ктоॱ желает продаватьॱ свои товары. Подобнаяॱ ситуацияॱ реализуетсяॱ вॱ условияхॱ совпаденияॱ ценыॱ равновесияॱ сॱ рыночнойॱ ценой. Однакоॱ ихॱ следует различать.

Рыночнаяॱ ценаॱ (ееॱ частоॱ называют действительнойॱ – реальнойॱ ценой) – этоॱ цена, котораяॱ действует вॱ любойॱ момент времени. Ценаॱ равновесияॱ неॱ меняетсяॱ покаॱ неॱ изменитсяॱ соотношениеॱ междуॱ спросом и предложением, аॱ рыночнаяॱ ценаॱ может варьироватьсяॱ бесконечно. Поэтомуॱ равновесноеॱ состояниеॱ поॱ своейॱ природеॱ нестабильно, такॱ какॱ рыночныеॱ условия, определяющиеॱ его, постоянноॱ меняются, вызываяॱ колебанияॱ спросаॱ и предложенияॱ (табл. 5).

 

Таблицаॱ 5. - Динамикаॱ спросаॱ и предложения. Влияниеॱ наॱ изменениеॱ цен и объемов.

№ п/п Измененияॱ спросаॱ и предложения Сдвиги кривыхॱ спросаॱ и предложения Влияниеॱ сдвиговॱ наॱ ценыॱ и объем товаров
1. Если растет спрос Криваяॱ спросаॱ смещаетсяॱ вправо ценаॱ ↑, объем ↑
2. Если спросॱ падает Криваяॱ спросаॱ смещаетсяॱ влево ценаॱ ↓, объем ↓
3. Если растет предложение Криваяॱ предложенияॱ смещаетсяॱ вправо ценаॱ ↓, объем ↑
4. Если предложениеॱ падает Криваяॱ предложенияॱ смещаетсяॱ влево ценаॱ ↑, объем ↓

 

Когдаॱ рыночныеॱ ценыॱ вышеॱ равновесных, возникает избытокॱ предложенияॱ – перепроизводство. Такойॱ рынокॱ называют рынком покупателя, посколькуॱ он вынуждает продавцовॱ снижатьॱ цены. Поॱ мереॱ сниженияॱ цен объем спросаॱ увеличивается, покаॱ неॱ достигает точки равновесияॱ Е. При низкихॱ рыночныхॱ ценахॱ возникает избытокॱ спросаॱ – дефицит, и складываетсяॱ рынокॱ продавцов. Производительॱ легкоॱ реализует своюॱ продукцию, послеॱ чегоॱ ценыॱ начинают расти, постепенноॱ приближаясьॱ кॱ точкеॱ равновесияॱ Е. Саморегуляциюॱ рынкаॱ и восстановлениеॱ равновесияॱ (наॱ прежнем или новом уровне) вॱ своеॱ времяॱ А. Смит описалॱ какॱ действиеॱ «невидимойॱ руки». Именноॱ механизм колебанияॱ спросаॱ и предложенияॱ заставляет развиватьсяॱ экономику, основаннуюॱ наॱ рыночныхॱ началах.

 Благодаряॱ достижениюॱ равновесиюॱ цен и объемовॱ продукции рынокॱ распределяет ресурсыॱ обществаॱ междуॱ различными вариантами ихॱ использования. Таким образом, посредством процессаॱ взаимодействияॱ спросаॱ и предложенияॱ рынокॱ отвечает наॱ вопросы, что, какॱ и дляॱ когоॱ производитьॱ нужныеॱ товарыॱ и услуги.

 

3.2 Механизм формированияॱ рыночнойॱ ценыॱ вॱ концепции

А. Маршалла

 

Формированиеॱ рыночнойॱ ценыॱ А.Маршаллॱ рассматривалॱ вॱ трехॱ периодахॱ времени, гдеॱ параметрыॱ предложенияॱ имеют различнуюॱ динамику. Соответственноॱ этомуॱ различают мгновенное, кратковременноеॱ и длительноеॱ равновесие. Вॱ трехॱ различныхॱ типахॱ равновесияॱ товаропроизводители могут либоॱ неॱ приниматьॱ никакиеॱ меры, либоॱ приспособитьॱ переменныеॱ факторыॱ производстваॱ кॱ изменившимсяॱ условиям, либоॱ приспособитьॱ кॱ изменившейсяॱ ценеॱ всеॱ факторыॱ производства. Дляॱ короткихॱ периодовॱ паркॱ средствॱ производстваॱ практически постоянен, ноॱ егоॱ использованиеॱ колеблетсяॱ вॱ зависимости от спроса. Предложениеॱ товаровॱ растет безॱ увеличенияॱ оборудования. Длинныйॱ периодॱ должен представлятьॱ достаточноॱ времени, чтобыॱ можноॱ былоॱ приспособитьॱ кॱ спросуॱ неॱ толькоॱ факторыॱ производстваॱ данногоॱ товара, ноॱ и факторыॱ производстваॱ указанныхॱ факторовॱ и т.д. Вॱ этихॱ условияхॱ производители заменяют и приобретают дополнительноеॱ оборудование, аॱ количествоॱ самихॱ производителейॱ может изменятьсяॱ заॱ счет свободногоॱ входаॱ и выходаॱ ихॱ изॱ отрасли [10, с.149].

Вॱ условияхॱ мгновенногоॱ равновесияॱ предложениеॱ товаровॱ фиксированоॱ (рис. 3.2.). При данном фиксированном предложении товаровॱ ценаॱ полностьюॱ зависит от спроса. Увеличениеॱ спросаॱ приводит кॱ ростуॱ цены, и наоборот, егоॱ снижениеॱ ведет кॱ падениюॱ цены.

Вॱ условияхॱ краткосрочногоॱ равновесияॱ вдруг может изменитьсяॱ спрос, криваяॱ спросаॱ возрастает доॱ D2 (рис. 3.3.). Объем выпускаॱ может увеличитьсяॱ заॱ счет болееॱ интенсивногоॱ использованияॱ оборудования. Вॱ течениеॱ короткогоॱ периодаॱ другиеॱ фирмыॱ неॱ могут войти вॱ этуॱ отрасль. Сॱ другойॱ стороны, спросॱ может и снизиться, чтоॱ приведет кॱ сокращениюॱ объемаॱ выпускаॱ товаровॱ и предложения. Вॱ коротком периодеॱ фирмаॱ может понести убытки, ноॱ онаॱ может продолжатьॱ работать.

 

Рис. 3.2. Мгновенноеॱ равновесие

Рис. 3.3. Краткосрочноеॱ равновесие

 

Различияॱ междуॱ предложением вॱ долго- и краткосрочном периодахॱ состоят вॱ том, чтоॱ вॱ долгосрочном периодеॱ каждаяॱ фирмаॱ может расширитьॱ своеॱ производство, и новыеॱ фирмыॱ могут войти вॱ этуॱ отрасль.

Такиеॱ процессыॱ происходят вॱ условияхॱ ростаॱ цен, если ценыॱ обеспечивают сверхнормальнуюॱ прибыль. Сверхнормальнаяॱ прибыльॱ несовместимаॱ сॱ равновесием вॱ открытойॱ индустрии. Какॱ толькоॱ общееॱ предложениеॱ возрастет, ценыॱ упадут. Новыеॱ фирмыॱ будут продолжатьॱ входитьॱ вॱ этуॱ отрасльॱ доॱ техॱ пор, покаॱ ценаॱ неॱ вернетсяॱ вॱ своеॱ нормальноеॱ состояние, и фирмаॱ неॱ будет иметьॱ нормальнуюॱ прибыль. Этот процессॱ формированияॱ ценыॱ вॱ длинном периодеॱ представлен наॱ рис.3.4.

Рис. 3.4. Длительноеॱ равновесие

 

Существенноеॱ воздействиеॱ наॱ предложениеॱ товаровॱ оказывает изменяющийсяॱ воॱ времени уровеньॱ ценыॱ и прибыли. Если цена, например, клубники высокаॱ вॱ этом году, тоॱ вॱ следующем годуॱ предложениеॱ клубники может резкоॱ возрасти. Вследствиеॱ значительногоॱ ростаॱ предложенияॱ клубники рыночнаяॱ ценаॱ может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтомуॱ частьॱ производителейॱ уходит изॱ отрасли, чтоॱ приводит вॱ следующем годуॱ кॱ сокращениюॱ предложенияॱ клубники и повышениюॱ уровняॱ рыночнойॱ цены. Этоॱ стимулирует увеличениеॱ производстваॱ вॱ следующем годуॱ и т.д. изॱ этогоॱ вытекают три возможныхॱ вариантаॱ измененияॱ рыночнойॱ цены:

Вॱ первом случаеॱ рыночнаяॱ ценаॱ вॱ успешныхॱ периодахॱ отклоняетсяॱ всеॱ дальшеॱ от ценыॱ равновесияॱ (рис. 3.5.).

Рис. 3.5. Изменениеॱ рыночнойॱ ценыॱ (1 вариант)

 

Воॱ втором рыночнаяॱ ценаॱ неопределенноॱ варьирует вокруг ценыॱ равновесияॱ вॱ известныхॱ пределахॱ (рис. 3.6.).

 

Рис. 3.6. Изменениеॱ рыночнойॱ ценыॱ (2 вариант)

 

Вॱ третьем случаеॱ рыночнаяॱ ценаॱ постепенноॱ достигает равновесия, такॱ какॱ вариацияॱ постоянноॱ уменьшаетсяॱ (рис. 3.7.).

Рис. 3.7. Изменениеॱ рыночнойॱ ценыॱ (3 вариант)

 

Например, существует регулярныйॱ циклॱ колебанийॱ предложенияॱ сельскохозяйственныхॱ товаровॱ и ихॱ рыночныхॱ цен. Ноॱ самым обычным являетсяॱ ходॱ событий, отраженныйॱ вॱ третьем случае. Такиеॱ процессыॱ наॱ практикеॱ и ихॱ отражениеॱ вॱ категорияхॱ и наॱ графикахॱ вошли вॱ экономическуюॱ наукуॱ подॱ названием теоремыॱ Паутины, посколькуॱ рисунокॱ напоминает сеткуॱ паутины. Данныеॱ процессыॱ представленыॱ наॱ графиках, гдеॱ наॱ осяхॱ абсциссॱ отображаютсяॱ количествоॱ товараॱ и время.

Теоремаॱ паутиныॱ являетсяॱ полезнойॱ иллюстрациейॱ потенциальноॱ нестабильнойॱ конкурентнойॱ промышленности поॱ сравнениюॱ сॱ монополией. Онаॱ предполагает, чтоॱ предприниматели неॱ учатсяॱ наॱ прошлом опыте. Однакоॱ сॱ накоплением опытаॱ они приспосабливаютсяॱ кॱ вариациям цен. Измененияॱ цен и предложенияॱ всеॱ уменьшаются, и ужеॱ этоॱ делает достиженияॱ равновесияॱ болееॱ вероятным. Вॱ длительном периодеॱ предложениеॱ приспосабливаетсяॱ кॱ изменениюॱ спросаॱ путем <


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: