Материя как философская категория

Тема 2.5 Основы философского учения о бытии

Уважаемые студенты!

Задание 1     Прочтите текст;

Задание 2     Ответьте на вопросы;

Задание 3     Выполните тест – задание письменно и вышлите ответы в личном контакте.

1. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Категория бытия в истории философии.

 

Основные понятия

Сущее – то, что есть.

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Онтология – философское учение о бытии.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность.

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем: 1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты; 2) противостоящее явлениям сознания.

Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им.

Движение – способ существования материи, любое взаимодействие, а также изменение состояний объектов.

Краткое содержание

Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория.

Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное. В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической. В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; это движущаяся материя. В объективно- идеалистической концепции бытие трактуется как объективно существующая идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – значит быть воспринимаемым. Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него.

Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство ификсирует категория «бытия». Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного. Первые три формы образуют материальный мир, а последняя – идеальный мир.

В проблеме бытия выделяют три аспекта, отражающие основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность, с которой необходимо считаться человеку.

Мир (мироздание, универсум) – целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия; единство многообразия. В повседневной жизни через свои ощущения человек получает определенную информацию о мире. Но эта информация носит фрагментарный, разрозненный характер. Рано или поздно интерес человека выходит зарамки непосредственно чувственного данного и тогда его объектом становится весь мир. Он стремится создать некоторое целостное представление об окружающем мире, простую и ясную картину мира, чтобы оторваться от мира ощущений, обрести покой и уверенность.

 

Научная, религиозная, философская картины мира

Картина мира – наиболее общие представления о мире, о том, как он устроен, что определяет процессы в нем, какое место в нем занимает человек; модель общего устройства действительности в целом. Впервые термин «картина мира» появился в рамках физической науки в конце XIX в. Одними из первых его стали использовать Генрих Герц и Макс Планк. М. Планк понимал под физической картиной мира «образ мира», который отражает общие закономерности природы и изменяется в процессе развития науки. В рамках разных типов мировоззрения создавались различные картины мира. Религия создала свой образ мира, в котором абсолютной реальностью, обладающей высшей творческой силой, является Бог. Мир раздваивается на потусторонний и посюсторонний. Смысл человеческого существования заключается в преодолении раздвоенности мира, в постоянном духовном совершенствовании. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на основе соответствующих стадий развития научного знания. Если речь идет о строении и развитии природы, то это естественно-научная картина мира. Кроме того, отдельные науки могут создавать собственные картины мира исследуемой ими реальности. Их называют частно - научными картинами мира. Особенностью научной картины мира является стремление видеть мир «таким как он есть». Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий, принципов, концепций о мире в целом, включая в него человека. В отличие от научной картины мира философская картина мира, помимо сущего, включает в себя представления о должном, диалектику сущего и должного. Она стремится удовлетворить потребность человека в поиске сущего – единого и общего в многообразии мира, причин и законов развития мировых явлений. Исходным пунктом размышления о сущем является проблема существования. Существование – данность, наличие, реальное бытие, то, что сообщает вещам их реальность

 

Материя как философская категория

 

Материя как философская категория охватывает всю объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека и отражается им. Как субстанция материя характеризуется такими свойствами, как вечность, несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость. Материя системно организована. Можно выделить три структурных уровня материи: мегамир – мир гигантских космических тел, макромир – мир человекоразмерных объектов, микромир – мир атомов и элементарных частиц. В качестве наиболее распространенных типов материальных систем выделяют неорганическую (неживая природа), органическую (живая природа) и социальную (общество). В качестве элементов неживой природы выделяют: элементарные частицы и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования. Органика как тип материальной системы имеет свои специфические уровни организации: доклеточный (ДНК, РНК, нуклеиновые кислоты, белки), клеточный (одноклеточные организмы), многоклеточный (ткани, органы, функциональные системы, организмы), надорганизмический (виды, популяции, биоценозы). Социальная материальная система представлена индивидами, семьей, этническими общностями, государством, человечеством в целом. Материи присущи пространственные и временные характеристики. Пространство – форма существования материи, которая характеризует ее протяженность, взаимную расположенность материальных объектов. Время – форма существования материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития. В истории философии оформились два основных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Представители с убстанционального подхода рассматривали пространство и время как самостоятельные сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материи и друг от друга. Сторонники реляционной концепции воспринимали время и пространство как особые отношения между материальными объектами, процессами. С конца XIX века реляционная концепция становится ведущей.

Современные ученые предпочитают говорить о едином пространственно- временном континууме, подчеркивая неразрывную связь пространства, времени и движения. Мир характеризуется не только целостностью и многообразием, но и подвижностью, изменчивостью. Неотъемлемым свойством материи является движение. Материя существует только в движении и через него она проявляет, обнаруживает себя. Движение постоянно и всеобъемлюще. Выделяют механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение. Материя обладает способностью к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себе без участия внешних сил. Мир представляет собой бесчисленное множество явлений, предметов, которые взаимодействуют между собой, т. е. между ними существуют универсальные связи. Связь – зависимость между явлениями, взаимообусловленность существования и развития. Существенная, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями, взятая в своей обобщенной форме и обусловливающая их упорядоченное изменение, есть закон. Одной из самых сложных связей является развитие – высшая форма движения; направленные, необратимые качественные изменения системы (материальных и идеальных объектов). Учение об универсальных связях бытия и о развитии называется диалектикой. Основные законы диалектики содержат ответы на вопросы об источниках развития, о механизме и характере развития. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма. Как философский метод диалектика предполагает объективность, всесторонность, конкретность исследования, рассмотрение предмета в развитии, самодвижении.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что вкладывается в понятия «мир» и «картина мира» в современной философии?

2. Чем отличается идеальное бытие от материального?

3. Как соотносятся категории «бытие» и «материя»? Можно ли сказать, что бытие более широкое понятие, чем материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи»?

4. В чем отличие философского определения материи от естественнонаучных представлений о материи?

5. Какие существуют подходы в понимании материи?

6. В чем суть реляционного подхода к пониманию пространства и времени?

7. Всякое ли движение есть развитие? Назовите характерные черты развития.

8. Сравните метафизический (догматический) и диалектический способы мышления.

9. Что изучает синергетика?

Тест-задание

1. Онтология – это учение:

а) о природе; б) о материи; в) о бытии.

2. Бытие – это:

а) реальность, лежащая в основании всего, что есть в мире;

б) все существующее;

в) начало, постигаемое лишь разумом.

3. Субстанция – это:

а) то, из чего состоят вещи;

б) то, что лежит в основании, причина самой себя;

в) вещь сама по себе.

4. Солипсизм – это учение, признающее:

а) реальность мира;

б) реальность Бога;

в) реальность только мыслящего субъекта.

5. Диалектика – это:

а) форма существования материи;

б) учение о развитии;

в) наука о мышлении.

6. Сущность – это:

а) общее для класса вещей;

б) то, что делает предмет таковым, а не иным;

в) идея предмета.

7. Какое из понятий является более широким по содержанию?

а) движение; б) развитие; в) прогресс.

8. Движение – это:

а) всякое изменение вообще;

б) всякое перемещение;

в) развитие вообще.

9. С точки зрения материализма материя – это:

а) атомы; б) физические тела;

в) философская категория, обозначающая объективную реальность.

10. С точки зрения современной науки пространство и время – это:

а) формы нашей чувственности; б) формы рассудка;

в) объективные формы существования вещей;

г) самостоятельные сущности, независимые от материи и

друг от друга.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Горелов А.А. «Основы философии» -–М.: ОИЦ «Академия», 2016.

2.  Горелов, A.A. Основы философии [Электронный ресурс: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 18-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 320 с.

Правильно оформляем документ с выполненными заданиями!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: