Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI) является наиболее популярным среди экономистов. Он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке по формуле
2
где qi- доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана изменяется в пределах 1/n < НН1< 1, где n – число фирм, действующих в отрасли. Из свойств индекса следует вывод о том, что чем меньше индекс, тем меньше концентрация компаний на рынке.
Пример решения
На потребительском рынке города конкурируют пять крупных производителей обуви. Рыночные доли данных производителей равны соответственно – 34 %; 21 %; 18 %; 15 %; 12 %. Определим состояние конкуренции на рынке с помощью индексаХерфиндаля-Хиршмана:
ННI = (0,34)2+ (0,21)2+ (0,18)2+ (0,15)2+ (0,12)2= 0,229.
Индекс находится в пределах от 1/5 = 0,2 до единицы. Таким образом, индекс приближается к левой части границы, а, следовательно, его значение показывает на несущественную концентрацию на данном рынке.
Вариант 6
Жители небольшого города получают юридические услуги в трех крупных юридических фирмах, рыночная доля которых 30 %, 22 %, 20 %, и в двух небольших фирмах, рыночные доли которых 16 % и 12 % соответственно. Определите состояние конкуренции на рынке юридических услуг данного города с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.
Решение:
ННI = (0,3)2+ (0,22)2+ (0,2)2+(0,16)2+(0,12) 2=0,2184
Индекс находится в пределах от 1/5 = 0,2 до единицы. Таким образом, индекс
приближается к левой части границы, а, следовательно, его значение показывает на несущественную концентрацию на данном рынке.
Задача5Определениесостоянияконкуренции с помощью коэффициента относительной концентрации
Коэффициент относительной концентрации рассчитывается по формуле (4.8) как отношение долей крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий к долям продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции:
где
КОК- коэффициент относительной концентрации;
b - доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий, в процентах;
а– доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции, в процентах.
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке.
Рассмотрим пример. На рынке города N присутствует продукция 7 пивзаводов России. Основные конкуренты имеют следующие доли рынка: «Балтика» – 35 %, «Витязь» – 30 %, «Красный Восток» – 14 %, «Степан Разин» – 8 %. Определите коэффициент относительной концентрации.
Пример решения
Доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий составляет 4 / 7 = 0,57. Доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции составляет 0,35 + 0,30 + 0,14 + 0,08 = 0,87. Тогда индекс концентрации K = 0,57: 0,87 = 0,66. Это значение свидетельствует о значительной степени концентрации рынка.
Вариант 6
На региональном рынке присутствует продукция 6 компанийпо производству кондитерских изделий. Среди них торговая марка «Русский шоколад» занимает 49 % местного рынка, «Сладкая жизнь» – 23 %, «Ясная поляна» – 18 %. Определите коэффициент относительной концентрации.
Решение:
1) 3/6=0,5 – доля крупных предприятий
2) 0,23+,18+,049=0,9 – доля продукции представленных предприятий
3) К=0,5/0,9=0,56
Это значение свидетельствует о значительной степени концентрации рынка.