Задача 4 Определение состояния конкуренции на рынке с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI) является наиболее популярным среди экономистов. Он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке по формуле

2

где qi- доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана изменяется в пределах 1/n < НН1< 1, где n – число фирм, действующих в отрасли. Из свойств индекса следует вывод о том, что чем меньше индекс, тем меньше концентрация компаний на рынке.

Пример решения

На потребительском рынке города конкурируют пять крупных производителей обуви. Рыночные доли данных производителей равны соответственно – 34 %; 21 %; 18 %; 15 %; 12 %. Определим состояние конкуренции на рынке с помощью индексаХерфиндаля-Хиршмана:

ННI = (0,34)2+ (0,21)2+ (0,18)2+ (0,15)2+ (0,12)2= 0,229.

 

Индекс находится в пределах от 1/5 = 0,2 до единицы. Таким образом, индекс приближается к левой части границы, а, следовательно, его значение показывает на несущественную концентрацию на данном рынке.

Вариант 6

 

Жители небольшого города получают юридические  услуги в трех крупных юридических фирмах, рыночная доля которых 30 %, 22 %, 20 %, и в двух небольших фирмах, рыночные доли которых 16 % и 12 % соответственно. Определите состояние конкуренции на рынке юридических услуг данного города с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.

 

Решение:

ННI = (0,3)2+ (0,22)2+ (0,2)2+(0,16)2+(0,12) 2=0,2184

      Индекс находится в пределах от 1/5 = 0,2 до единицы. Таким образом, индекс   

приближается к левой части границы, а, следовательно, его значение показывает на несущественную концентрацию на данном рынке.

 

Задача5Определениесостоянияконкуренции с помощью коэффициента относительной концентрации

 

Коэффициент относительной концентрации рассчитывается по формуле (4.8) как отношение долей крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий к долям продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции:

где

КОК- коэффициент относительной концентрации;

b - доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий, в процентах;

а– доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции, в процентах.

При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке.

 

Рассмотрим пример. На рынке города N присутствует продукция 7 пивзаводов России. Основные конкуренты имеют следующие доли рынка: «Балтика» – 35 %, «Витязь» – 30 %, «Красный Восток» – 14 %, «Степан Разин» – 8 %. Определите коэффициент относительной концентрации.

Пример решения

Доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий составляет 4 / 7 = 0,57. Доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции составляет 0,35 + 0,30 + 0,14 + 0,08 = 0,87. Тогда индекс концентрации K = 0,57: 0,87 = 0,66. Это значение свидетельствует о значительной степени концентрации рынка.

   Вариант 6

 

На региональном рынке присутствует продукция 6 компанийпо производству кондитерских изделий. Среди них торговая марка «Русский шоколад» занимает 49 % местного рынка, «Сладкая жизнь» – 23 %, «Ясная поляна» – 18 %. Определите коэффициент относительной концентрации.

  Решение:

1) 3/6=0,5 – доля крупных предприятий

2) 0,23+,18+,049=0,9 – доля продукции представленных предприятий

3) К=0,5/0,9=0,56

Это значение свидетельствует о значительной степени концентрации рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: