Развитие методов исследования производства и теории производственного менеджмента в первой половине ХХ века

В первой половине ХХ века получили развитие несколько достаточно четко различимых школ управленческой мысли: школа научного управления; административная или классическая школа управления; школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

Во второй половине ХХ века развитие методов исследования операций, появление концепции и использование системного подхода, экономико-математических методов и количественных решений в управлении привело к появлению эмпирической школы, новой школы науки управления и различных подходов к управлению организациями(системного, процессного, маркетингового и др.) [1, 2].

Каждая из этих школ так же, как и их подходы к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. Рассмотрим те из них, которые больше всего дали для осмысления и развития предметной области под названием «производственный менеджмент», т.е. мы обратимся к тем именам классиков, которые связаны именно с совершенствованием управления производством, а не организацией в целом [3],

Школа научного управления зародилась в США в двадцатые – тридцатые годы двадцатого века.

В ее рамках были сделаны самые первые исследования в области менеджмента. К основным направлениям деятельности школы можно отнести: анализ элементов трудовых процессов, разработку принципов подбора работников, разработку систем обеспечения ресурсами в процессе труда, разработку систем стимулирования труда. Подход к управлению научной школы менеджмента был назван рационалистическим. Считается, что основы научного управления заложил Фредерик Уинслоу Тейлор [4], которым были выдвинуты идеи, принципы и положения, внесшие вклад в развитие крупного, научно организованного общественного производства. Основополагающие принципы Тейлора состоят в следующем: если имеется возможность на научной основе отобрать людей, их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда представится реальная возможность получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный суммой индивидуальных вкладов рабочей силы

Административная или «классическая школа управления»в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции, рассматривает вопросы совершенствования организации в целом. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Ф. У. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (1841–1925) [12], с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления организацией. Но многие их идеи применимы и к производственному менеджменту. Кроме А. Файоля, представителями этой школы были М. Вебер (1864–1920), Г. Форд (1863–1947), А. А. Богданов (1873–1928), Линделл Урвик (1891- 1983 и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: