Ю.Г. Брюханов, Е.С. Жендарева
Научно-исследовательская работа.
Методические указания по подготовке отчёта
Учебно-методическое пособие
Новосибирск 2020 г.
УДК 930.22
Б 898
Брюханов, Ю.Г. Научно-исследовательская работа. Методические указания по подготовке отчета: учебно-методическое пособие / Ю.Г. Брюханов, Е.С. Жендарева. – Новосибирск: Сибир. гос. унив. вод. транспорта, 2020 – 26 с.
Учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа. Методические указания по подготовке отчёта» предназначено для подготовки отчёта по научно-исследовательской работе. Содержит общие методические рекомендации по подготовке отчета, а также развернутые тематические планы НИР. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Технология транспортных процессов».
Рецензент: Заведующий кафедрой «Экономика предпринимательской деятельности, канд. экон. наук, доцент И.Г. Фютик
© Брюханов Ю.Г., Жендарева Е.С.
© ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения………………………………………… | 4 |
2 Методические рекомендации по подготовке отчёта по научно-исследовательской работе…………………………. | 6 |
3 Тематика направлений научно-исследовательской работы…………………………………………………………... | 7 |
Список рекомендуемых источников………………………. | 21 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Научно-исследовательская работа студентов (НИР) является одним из важнейших этапов подготовки бакалавров в области эксплуатации водного транспорта. НИР развивает у студентов способности к творческому применению современных достижений науки и техники в практической деятельности.
Основными задачами НИР являются:
- овладение студентами методами научного познания;
- углублённое и творческое освоение учебного материала;
- обучение навыкам и средствам самостоятельного решения научных задач.
НИР является продолжением и углублением учебного процесса, и реализуется непосредственно на одной из выпускающих кафедр – «Управление работой портов».
Методические указания по подготовке отчёта по НИР определяют порядок разработки одного из основных вопросов, являющегося частью выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки Технология транспортных процессов.
В процессе выполнения НИР студент проводит анализ и оценку передовых технологических процессов выполнения перегрузочных работ с применением современной перегрузочной техники на заданных предприятиях водного транспорта. При этом выбранное направление НИР должно соотноситься с темой выпускной квалификационной работы.
В ходе НИР студент выполняет сравнение нескольких вариантов, из которых в ходе выполнения исследования выбирает наиболее перспективный, формулирует выводы.
НИР является предварительным этапом выполнения выпускной квалификационной работы, и не предполагает выполнения специальных расчётов. Студентом выполняется сбор, изучение и анализ современных достижений науки и техники по заданной тематике.
Формой отчетности по научно-исследовательской работе студента является отчет. Одновременно с отчетом по НИР студент разрабатывает и представляет дневник практической подготовки.
Этапы выполнения НИР и их содержание изложены в рабочей программе «Научно-исследовательская работа» (для соответствующих направлений подготовки), размещенной в электронно-информационной среде университета. Список рекомендованной литературы и электронных ресурсов приведен в настоящем учебно-методическом пособии, однако может быть существенно расширен студентом. Фактический список использованной литературы и электронных ресурсов приводится в отчете и в дневнике практической подготовки, и оформляется по ГОСТ 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Объём отчёта по НИР может составлять 10-15 страниц основного текста (без учёта приложений). В приложениях приводятся рисунки, эскизы и схемы грузозахватных устройств и приспособлений, технические характеристики перегрузочных машин, транспортных средств и пр.
По итогам прохождения НИР студенту может быть рекомендована публикация её результатов в научных изданиях университета, а также выступление с докладом на научно-практических конференциях различных уровней.
Перечень основных направлений и тем научно-исследовательской работы, а также развёрнутые планы по каждой теме, приведены в разделе 2.
Отчет по НИР оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001, а также согласно требованиям, изложенным в [2].
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА ПО НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
1 Подготовительный этап практики включает в себя:
1.1 определение темы и целей исследования;
1.2 составление индивидуального плана научно-исследовательской работы студента.
2 Исследовательский этап практики включает в себя:
2.1 поиск актуальной информации по теме исследования;
2.2 анализ информации, технических данных, показателей и результатов работы транспортных систем.
2.3 проведение исследования.
3 Обработка и анализ полученной информации (обработка результатов исследования).
4 Подготовка и оформление отчета по практике.
Формой отчетности по научно-исследовательской работе является:
4.1 подготовка отчета по НИР и дневника практической подготовки;
4.2 публичная защита в виде презентации отчета о НИР.
ТЕМАТИКА НАПРАВЛЕНИЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Современное состояние и прогноз развития речного транспорта в воднотранспортных бассейнах Сибири и Дальнего Востока*
1 Наименование бассейна рек (Обской, Обь-Иртышский, Енисейский, Ленский, Амурский).
По воднотранспортному бассейну (ВТБ), который соответствует тематике ВКР (порт, судоходная компания или район плавания), в пояснительной записке необходимо привести следующую информацию:
- площадь региона бассейна;
- численность населения и плотность (чел. и чел/км );
- области и края, находящиеся на территории бассейна;
- общая протяженность рек, в том числе магистраль, боковые и малые реки, морские участки, км;
- промышленность региона по отраслям;
- сельское хозяйство;
- крупные населенные пункты (города);
- характеристика транспортной системы региона и перспектив её развития (автомобильный, внутренний водный, железнодорожный, морской, трубопроводный).
2 Транспортные предприятия внутреннего водного транспорта и морского транспорта региона, их назначение.
2.1 Речные и морские порты и их основные показатели: грузооборот по родам грузов (3-5 лет), пропускная способность, техническая оснащенность.
2.2 Судоходные компании региона:
- характеристика основной номенклатуры перевозимых грузов, основных направлений грузопотоков и объём перевозок (3-5 лет);
- функционально-возрастная структура флота, находящегося на балансе компании.
3 Перспективы стратегического развития транспортных предприятий региона на перспективу до 2030 года (на основе Транспортной стратегии РФ).
* Примечание: тема 1 может аналогично выполняться по ВТБ европейской части России.
Тема 2. Современные и перспективные технологии перегрузки штучных грузов в речных и морских портах РФ *
1 Транспортные характеристики груза:
- физико-химические и механические свойства;
- объёмно-массовые показатели;
- тара, упаковка и её характеристика, тип, масса, объём, линейные размеры грузового места;
- специфические характеристики и правила перевозок груза.
2 Современные и перспективные российские и зарубежные транспортные и технологические пакеты и их характеристики:
- схема пакета (рисунок или фотография);
- линейные размеры пакета;
- масса пакета и количество мест груза в пакете;
- тип пакетирующего средства и его характеристики.
3 Типы подвижного состава (вагоны, автомобили, суда) и технические условия размещения груза в них:
- количество пакетов, всего в том числе по грузовым помещениям;
- масса груза в подвижном составе;
- схема размещения груза в транспортном средстве.
4 Перегрузочное оборудование для выполнения грузовых работ:
- тип, марка;
- грузоподъёмность;
- вылет стрелы (максимальный, минимальный);
- скорости подъёма, поворота, передвижения и изменения вылета;
- мощности электродвигателей;
- ориентировочная стоимость.
5 Грузозахватные устройства (ГЗУ) для выбранных типов пакетов и их характеристики (масса ГЗУ, количество мест в подъёме, рисунок или фото, ориентировочная стоимость).
6 Характеристика современных и перспективных технологических процессов перегрузки груза в речных или морских портах.
7 Предварительный анализ исследований и выбор возможных вариантов схем механизации перегрузочных работ.
* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один или группа однородных штучных грузов.
Тема 3. Современные и перспективные технологии перегрузки навалочных и насыпных грузов в речных и морских портах РФ *
1 Транспортные характеристики груза:
- физико-химические и механические свойства;
- объёмно-массовые показатели;
- специфические характеристики и правила перевозок груза.
2 Типы подвижного состава (вагоны, автомобили, суда):
- масса груза в подвижном составе.
3 Перегрузочное оборудование для выполнения грузовых работ:
- тип, марка;
- грузоподъёмность;
- вылет стрелы (максимальный, минимальный);
- скорости подъёма, поворота, передвижения и изменения вылета;
- мощности электродвигателей;
- ориентировочная стоимость.
4 Грейферы для перегрузки заданного груза и их характеристики (масса грейфера, масса груза и коэффициент заполнения грейфера, рисунок или фото, ориентировочная стоимость).
5 Характеристика современных и перспективных технологических процессов перегрузки груза в речных или морских портах.
6 Предварительный анализ исследований и выбор возможных вариантов схем механизации перегрузочных работ.
7 Специализированные терминалы для перевалки навалочных и насыпных грузов.
* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один или группа однородных навалочных или насыпных грузов.
Тема 4. Современные и перспективные способы зачистки подвижного состава транспорта (вагоны, суда) от остатков навалочных и насыпных грузов*
1 Транспортная характеристика груза:
- физико-химические и механические свойства;
- объёмно-массовые показатели;
- степень опасности груза и загрязнения окружающей среды;
- степень воздействия груза на подвижной состав транспорта;
- степень опасности жизни и здоровья человека;
- правила перевозки грузов;
2 Современные и перспективные перегрузочные машины:
- портальные краны;
- автокраны и транспортёры.
3 Современные способы зачистки подвижного состава:
- ручной;
- механизированный;
- комплексно-механизированный.
4 Обзор современных типов зачистных машин: их техническая, эксплуатационная и стоимостная характеристики. Существующая в порту технология зачистки.
5 Прогрессивные способы зачистки в российских и иностранных портах.
6 Предварительная оценка и выбор вариантов по зачистке вагонов и судов
* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один навалочный или насыпной груз: песок, гравий, щебень, шлак, каменный уголь, соль, руда, зерно и пр.