Научно-исследовательской работы

Ю.Г. Брюханов, Е.С. Жендарева

Научно-исследовательская работа.

 Методические указания по подготовке отчёта

Учебно-методическое пособие

Новосибирск 2020 г.


УДК 930.22

Б 898

Брюханов, Ю.Г. Научно-исследовательская работа. Методические указания по подготовке отчета: учебно-методическое пособие / Ю.Г. Брюханов, Е.С. Жендарева. – Новосибирск: Сибир. гос. унив. вод. транспорта, 2020 – 26 с.

 

Учебно-методическое пособие «Научно-исследовательская работа. Методические указания по подготовке отчёта» предназначено для подготовки отчёта по научно-исследовательской работе. Содержит общие методические рекомендации по подготовке отчета, а также развернутые тематические планы НИР. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Технология транспортных процессов».

 

Рецензент: Заведующий кафедрой «Экономика предпринимательской деятельности, канд. экон. наук, доцент И.Г. Фютик

 

 

© Брюханов Ю.Г., Жендарева Е.С.

© ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», 2020


 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения………………………………………… 4
2 Методические рекомендации по подготовке отчёта по научно-исследовательской работе………………………….   6
3 Тематика направлений научно-исследовательской работы…………………………………………………………...   7
Список рекомендуемых источников………………………. 21


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Научно-исследовательская работа студентов (НИР) является одним из важнейших этапов подготовки бакалавров в области эксплуатации водного транспорта. НИР развивает у студентов способности к творческому применению современных достижений науки и техники в практической деятельности.

Основными задачами НИР являются:

- овладение студентами методами научного познания;

- углублённое и творческое освоение учебного материала;

- обучение навыкам и средствам самостоятельного решения научных задач.

НИР является продолжением и углублением учебного процесса, и реализуется непосредственно на одной из выпускающих кафедр – «Управление работой портов».

Методические указания по подготовке отчёта по НИР определяют порядок разработки одного из основных вопросов, являющегося частью выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки Технология транспортных процессов.

В процессе выполнения НИР студент проводит анализ и оценку передовых технологических процессов выполнения перегрузочных работ с применением современной перегрузочной техники на заданных предприятиях водного транспорта. При этом выбранное направление НИР должно соотноситься с темой выпускной квалификационной работы.

В ходе НИР студент выполняет сравнение нескольких вариантов, из которых в ходе выполнения исследования выбирает наиболее перспективный, формулирует выводы.

НИР является предварительным этапом выполнения выпускной квалификационной работы, и не предполагает выполнения специальных расчётов. Студентом выполняется сбор, изучение и анализ современных достижений науки и техники по заданной тематике.

Формой отчетности по научно-исследовательской работе студента является отчет. Одновременно с отчетом по НИР студент разрабатывает и представляет дневник практической подготовки.

Этапы выполнения НИР и их содержание изложены в рабочей программе «Научно-исследовательская работа» (для соответствующих направлений подготовки), размещенной в электронно-информационной среде университета. Список рекомендованной литературы и электронных ресурсов приведен в настоящем учебно-методическом пособии, однако может быть существенно расширен студентом. Фактический список использованной литературы и электронных ресурсов приводится в отчете и в дневнике практической подготовки, и оформляется по ГОСТ 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Объём отчёта по НИР может составлять 10-15 страниц основного текста (без учёта приложений). В приложениях приводятся рисунки, эскизы и схемы грузозахватных устройств и приспособлений, технические характеристики перегрузочных машин, транспортных средств и пр.

По итогам прохождения НИР студенту может быть рекомендована публикация её результатов в научных изданиях университета, а также выступление с докладом на научно-практических конференциях различных уровней.

Перечень основных направлений и тем научно-исследовательской работы, а также развёрнутые планы по каждой теме, приведены в разделе 2.

Отчет по НИР оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001, а также согласно требованиям, изложенным в [2].


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА ПО НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

1 Подготовительный этап практики включает в себя:

1.1 определение темы и целей исследования;

1.2 составление индивидуального плана научно-исследовательской работы студента.

2 Исследовательский этап практики включает в себя:

2.1 поиск актуальной информации по теме исследования;

2.2 анализ информации, технических данных, показателей и результатов работы транспортных систем.

2.3 проведение исследования.

3 Обработка и анализ полученной информации (обработка результатов исследования).

4 Подготовка и оформление отчета по практике.

Формой отчетности по научно-исследовательской работе является:

4.1 подготовка отчета по НИР и дневника практической подготовки;

4.2 публичная защита в виде презентации отчета о НИР.

 

 



ТЕМАТИКА НАПРАВЛЕНИЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Тема 1. Современное состояние и прогноз развития речного транспорта в воднотранспортных бассейнах Сибири и Дальнего Востока*

1 Наименование бассейна рек (Обской, Обь-Иртышский, Енисейский, Ленский, Амурский).

По воднотранспортному бассейну (ВТБ), который соответствует тематике ВКР (порт, судоходная компания или район плавания), в пояснительной записке необходимо привести следующую информацию:

- площадь региона бассейна;

- численность населения и плотность (чел. и чел/км );

- области и края, находящиеся на территории бассейна;

- общая протяженность рек, в том числе магистраль, боковые и малые реки, морские участки, км;

- промышленность региона по отраслям;

- сельское хозяйство;

- крупные населенные пункты (города);

- характеристика транспортной системы региона и перспектив её развития (автомобильный, внутренний водный, железнодорожный, морской, трубопроводный).

2 Транспортные предприятия внутреннего водного транспорта и морского транспорта региона, их назначение.

2.1 Речные и морские порты и их основные показатели: грузооборот по родам грузов (3-5 лет), пропускная способность, техническая оснащенность.

2.2 Судоходные компании региона:

- характеристика основной номенклатуры перевозимых грузов, основных направлений грузопотоков и объём перевозок (3-5 лет);

- функционально-возрастная структура флота, находящегося на балансе компании.

3 Перспективы стратегического развития транспортных предприятий региона на перспективу до 2030 года (на основе Транспортной стратегии РФ).

* Примечание: тема 1 может аналогично выполняться по ВТБ европейской части России.  

 

 

Тема 2. Современные и перспективные технологии перегрузки штучных грузов в речных и морских портах РФ *

1 Транспортные характеристики груза:

- физико-химические и механические свойства;

- объёмно-массовые показатели;

- тара, упаковка и её характеристика, тип, масса, объём, линейные размеры грузового места;

- специфические характеристики и правила перевозок груза.

2 Современные и перспективные российские и зарубежные транспортные и технологические пакеты и их характеристики:

- схема пакета (рисунок или фотография);

- линейные размеры пакета;

- масса пакета и количество мест груза в пакете;

- тип пакетирующего средства и его характеристики.

3 Типы подвижного состава (вагоны, автомобили, суда) и технические условия размещения груза в них:

- количество пакетов, всего в том числе по грузовым помещениям;

- масса груза в подвижном составе;

- схема размещения груза в транспортном средстве.

4 Перегрузочное оборудование для выполнения грузовых работ:

- тип, марка;

- грузоподъёмность;

- вылет стрелы (максимальный, минимальный);

- скорости подъёма, поворота, передвижения и изменения вылета;

- мощности электродвигателей;

- ориентировочная стоимость.

5 Грузозахватные устройства (ГЗУ) для выбранных типов пакетов и их характеристики (масса ГЗУ, количество мест в подъёме, рисунок или фото, ориентировочная стоимость).

6 Характеристика современных и перспективных технологических процессов перегрузки груза в речных или морских портах.

7 Предварительный анализ исследований и выбор возможных вариантов схем механизации перегрузочных работ.

* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один или группа однородных штучных грузов.

 

 

Тема 3. Современные и перспективные технологии перегрузки навалочных и насыпных грузов в речных и морских портах РФ *

1 Транспортные характеристики груза:

- физико-химические и механические свойства;

- объёмно-массовые показатели;

- специфические характеристики и правила перевозок груза.

2 Типы подвижного состава (вагоны, автомобили, суда):

- масса груза в подвижном составе.

3 Перегрузочное оборудование для выполнения грузовых работ:

- тип, марка;

- грузоподъёмность;

- вылет стрелы (максимальный, минимальный);

- скорости подъёма, поворота, передвижения и изменения вылета;

- мощности электродвигателей;

- ориентировочная стоимость.

4 Грейферы для перегрузки заданного груза и их характеристики (масса грейфера, масса груза и коэффициент заполнения грейфера, рисунок или фото, ориентировочная стоимость).

5 Характеристика современных и перспективных технологических процессов перегрузки груза в речных или морских портах.

6 Предварительный анализ исследований и выбор возможных вариантов схем механизации перегрузочных работ.

7 Специализированные терминалы для перевалки навалочных и насыпных грузов.

* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один или группа однородных навалочных или насыпных грузов.

 

 

Тема 4. Современные и перспективные способы зачистки подвижного состава транспорта (вагоны, суда) от остатков навалочных и насыпных грузов*

1 Транспортная характеристика груза:

- физико-химические и механические свойства;

- объёмно-массовые показатели;

- степень опасности груза и загрязнения окружающей среды;

- степень воздействия груза на подвижной состав транспорта;

- степень опасности жизни и здоровья человека;

- правила перевозки грузов;

2 Современные и перспективные перегрузочные машины:

- портальные краны;

- автокраны и транспортёры.

3 Современные способы зачистки подвижного состава:

- ручной;

- механизированный;

- комплексно-механизированный.

4 Обзор современных типов зачистных машин: их техническая, эксплуатационная и стоимостная характеристики. Существующая в порту технология зачистки.

5 Прогрессивные способы зачистки в российских и иностранных портах.

6 Предварительная оценка и выбор вариантов по зачистке вагонов и судов

* Примечание: в НИР по заданию ВКР рассматривается один навалочный или насыпной груз: песок, гравий, щебень, шлак, каменный уголь, соль, руда, зерно и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: