Формальное лидерство – это приоритетное влияние индивида или группы лиц на членов организации, закреплённое в её нормах и правилах и основывающееся на руководящем положении и обладании властью и ресурсами.
Формальным лидером является руководитель (менеджер), пользующийся деловым и личным авторитетом в коллективе
Лидерство является одним из аспектов взаимосвязи менеджера с подчиненными. Проявляется в психологическом умении располагать их к себе, вызывать чувство доверия и симпатии.
Неформальное лидерство рассматривается как субъективная способность, готовность и способность человека взять на себя роль лидера и признание за ним права на руководство со стороны членов коллектива.
Обладая способностью оказывать влияние, лидер образует, создает и использует власть и полномочия, предоставляемые ему его подчиненными.
Неформальными лидерами могут быть работники, не занимающие административных должностей, но обладающие авторитетом и в силу деловых и личных качеств пользующиеся признанием в коллективе.
|
|
К неформальным лидерам требуется особый, иногда привилегированный подход со стороны менеджмента организации.
Роль неформального лидера непостоянна: особо важной она становится в условиях кризиса и более незаметной в обычной обстановке.
Влияние в коллективе
Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение, отношение, ощущение другого человека.
Формы влияния:
1. Убеждение
2. Участие сотрудников в управлении.
Влияние, оказываемое лидером, должно отвечать следующим условиям:
• оно должно быть постоянным, а не разовым или носящим кратковременный характер;
• руководящее воздействие лидера должно распространяться на всю группу (организацию);
• лидер должен иметь явный приоритет во влиянии; влияние лидера, особенно организационного,;
• оно должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.
Авторитет руководства
Авторитет – высоко оцениваемые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без применения угроз или убеждения.
Авторитет основываетсяна согласии, проявляется в уважении и доверии и поддерживается с помощью различных мероприятий и ритуалов (особого выделения в группе, предоставления первенства и т.д.)
Подорвать авторитет могут люди, которые ставят под сомнение права лидера, не выражают достаточного уважения и послушания.
Авторитет подрывает и информация о неудачах.
Главное отличие авторитета от власти: авторитет не рождается и не даётся автоматически с назначением на управленческую должность. Авторитет приобретается трудом, проявлением высоких человеческих качеств, и именно в силу этого он обладает большой значимостью для окружающих.
|
|
Как поддерживать и восстанавливать авторитет руководителя:
1. Забота о сотруднике;
2. Самообладание руководителя;
3. Избежание двойных стандартов;
4. Сдерживание обещаний;
5. Умение исправлять свои ошибки;
6. Уважение подчиненных.