Прыжки:
- прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии;
- многоскоки;
- прыжки на одной ноге (левой, правой);
- прыжки на двух ногах на подкидном мосту (батуте);
- прыжок в длину с места на максимальный результат на заданное расстояние;
- прыжок в длину с разбега на максимальный результат и на заданное расстояние;
- прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета;
- прыжок в высоту с разбега;
- спрыгивание со скамейки, куба (10-30см) с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности);
-впрыгивание на гимнастические маты (высота 15-45см);
- прыжки с короткой и длинной скакалкой;
- прыжок вверх с поворотом на заданное расстояние.
Бег:
- бег на 5м, 10м;
- бег по разметке (10м);
- бег через кирпичики (высота 5-15 см);
- бег с изменением направления по сигналу;
- бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга;
- бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа);
-бег по сигналу, догоняя партнера;
|
|
- челночный бег.
Метания:
- метание мешочка (200г) на дальность;
- метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель;
- метание мешочка сверху, снизу, сбоку;
- метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель.
Упражнения с набивным мячом (0,5-1кг):
- толкание от груди;
- бросок мяча из-за головы;
- бросок мяча снизу;
- бросок мяча из-за головы назад, стоя спиной к месту метания;
- бросок мяча из-за головы в и.п. сидя, ноги врозь;
- бросок мяча от груди в и.п. сидя ноги врозь;
- бросок мяча ногами вперед;
- бросок мяча из-за головы в и.п. лежа на груди, локти на весу;
- толкание мяча правой (левой) рукой.
Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств
- прыжки на двух ногах через поролоновые кубики;
- прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики;
- прыжки на правой, левой ноге;
- прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два;
- прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три;
- прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре;
- прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два;
- прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три.
Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия
- стойка на носках, руки внизу;
- стойка на правой (левой) ноге, руки внизу;
- ходьба с мешочком на голове, по дорожке шириной 15-25 см;
- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу;
- ходьба по наклонной доске вверх и вниз;
- прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх;
- бег вверх-вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке;
|
|
- балансировка на набивных мячах (3кг);
- ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны.
Комплекс упражнений для коррекции вестибулярной функции
- ходьба и бег с остановками по сигналу;
- челночный бег;
- подскоки с остановкой по сигналу;
- подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону;
- кувырки вперед с открытыми глазами;
- кувырки вперед с закрытыми глазами;
- кувырки с последующей ходьбой по линии;
- кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастическому бревну, линии;
- перекат со спины на живот;
- прыжки со скакалкой с изменением темпа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Бабенкова, Р.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях: методические рекомендации / Р.Д.Бабенкова, Г.В.Трофимова. – Москва, 1973. – 32 с.
3. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. - Москва: Советский спорт, 1991. - 64с.
4.Басова, А.Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г.Басова, С.Ф.Егоров. - Москва: Просвещение, 1984. - 295 с., ил.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г.Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 203с.
6. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М.Боксис. – Москва: Педагогика, 1963. – 215с.
7.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя дет.сада / Е.Н.Вавилова. – Москва: Просвещение, 1981.- 96с., ил.
8.Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И.Ввозная, И.Т. Коновалова, И.Г. Кулик, Н.Н.Сергиенко, С.З.Резяпова. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – приложение к журналу «Управление ДОУ».
9.Вербина, В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол – гимнастики и «малой» акробатики / В.В.Вербина // Адаптивная физическая культура. – 2011. - №4. – С. 16-18.
10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с. — (Коррекционная педагогика)
11. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. … канд. пед. наук. / Л.А.Добрынина – Хабаровск, 2002. – 21 с.
12. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие / А.А. Дмитриев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.
13.Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры T 1: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Советский спорт, 2005. - 296 с.
14.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ.ред.проф. С.П.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298с.
15. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2011. – 156с.
16. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2005. – 464с.
17. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г.Назарова. – Санкт-Петербург, 1993. - 65 с.
|
|
18. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва: «Академия», 2000. – 519 с.
19. Носкова, Л.П. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – Москва: Просвещение, 1991. – 156 с.
20.Обухова, Т.И. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха / Т.И.Обухова. - Министерство образования Республики Беларусь, 2006. – 292 с.
21.Петров, Е.А. Рекреационный туризм в дополнительном образовании детей коррекционной школы I-II вида / Е.А. Петрова, В.И.Павлухина //Научно-практический журнал «Ученые записки». - 2008. - №3 (37). - С.299-301.
22.Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).
23.Селиверстов, В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 627с.
25. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - Москва: «Академия», 2002. – 312 с.
26.Таварткиладзе Г.А. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - Москва: Полиграф сервис, 2001. - 160с.
27.Токаева Т.Э. Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Вторая младшая группа / авт. – сост. Т.Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.
28.Токаева, Т.Э. Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Средняя группа / Т.Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 65 с.
29. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304с.
|
|
30. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода // Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.
31.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. / Д.В.Хухлаева. – Москва: Просвещение, 1984. – 206с.
32. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.
33. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. - Москва: ACADEMIA, 2000. – 176с.
34.Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. учебное пособие. - 3-ие изд., переаб и доп. / В.Н.Шебеко. – Москва: «Академия», 1998. -192с.
35. Шевченко, Ю.С. Особенности развития детей с нарушениями слуха / Ю.С.Шевченко // Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и их семей: Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 1-3 декабря 2010г. в 2 т. Т. 2/ отв. ред. Г.И. Чижакова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – С. 223 – 229.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….....3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие и классификация нарушений слуха……………………….….41.2. Причины нарушения слуха…………………………………………...8
1.3. Патология слуха…………………………………………………….....9
1.4. Классификация детей с нарушением слуха………………………...11
1.5. Особенности психофизического развития глухих детей ………….11
1.6. Контрольные вопросы……………………………………………….12
1.7. Литература………………………………………………………..…...12
II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА…………………………………………………………………………….14
2.1. Задачи, формы, средства адаптивного физического воспитания…...14
2.2. Принципы проведения занятий с учениками, у которых установлены кохлеарные импланты……………………………………………………...16
2.3.Общие рекомендации для проведения занятий с глухими и слабослышащими учениками…………………………………………………….17
2.4. Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию с дошкольниками, имеющими нарушение слуха………………………...…18
2.5. Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками, имеющими нарушение слуха……………………………...34
2.6. Особенности проведение подвижных игр для глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………………….37
2.7. Контрольные вопросы………………………………………………….38
2.8.Литература……………………………………………………………….38
Приложение 1……………………………………………………………………..41
Приложение 2………………………………………………………………….….44
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………46
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Учебно-методическое пособие по дисциплине
«Частные методики адаптивной физической культуры»
___________________________________________________________
Подписано в печать Формат
Усл.печ.л. 3 Тираж экз Заказ №
_________________________________________________________________________
РИО ВоГУ. 160000, г.Вологда, ул.С.Орлова, 6