Евразийского экономического союза

 

§ 1. Определение трансграничных рынков

 

Выход на межгосударственный уровень ставит перед государством новые задачи по регулированию конкурентной среды. Начало функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года требует разработки механизмов взаимодействия Евразийской экономической комиссии как наднационального органа и антимонопольных органов каждого из государств.

Договором, подписанным 29 мая 2014 года, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, а также впоследствии присоединившиеся к Договору Республика Армения и Кыргызская Республика на основании Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года учредили Евразийский экономических союз в следующих целях:

- укрепление экономик государств-членов;

- развитие и рост деловой активности;

- развитие торговли и добросовестной конкуренции;

- усиление конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Договор о ЕАЭС вместе с приложениями заменил собой более 60 международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Регулированию отношений в сфере защиты конкуренции посвящен раздел XVIII Договора о ЕАЭС, а также Протокол об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о ЕАЭС), определяющий особенности применения раздела XVIII, штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов, порядок осуществления контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, взаимодействия уполномоченных органов государств-членов между собой при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств-членов о его введении.

Пределы контроля Евразийской экономической комиссии антимонопольных правил определены подписанным 29 мая 2014 года в городе Астане Договором о Евразийском экономическом союзе.

"Четвертым антимонопольным пакетом" в Закон о защите конкуренции внесены изменения, согласно которым действие Закона не распространяется на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором Российской Федерации. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором Российской Федерации и определены решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29.

Так, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более сторон Евразийского экономического союза (России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии).

При этом в зависимости от вида антимонопольного запрета критерии трансграничности товарных рынков указанным решением уточняются.

Пресечение недобросовестной конкуренции должно осуществляться Евразийской экономической комиссией при условии, что хозяйствующий субъект, действия которого являются недобросовестной конкуренцией, и хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты) - конкурент (конкуренты), которому (которым) причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территории разных государств - членов Евразийского экономического союза.

Пресечение антиконкурентных соглашений должно осуществляться Евразийской экономической комиссией при условии, что по крайней мере два хозяйствующих субъекта (субъекта рынка), участвующих в антиконкурентном соглашении, зарегистрированы на территории разных государств - членов Евразийского экономического союза.

Пресечение злоупотреблений доминирующим положением должно осуществляться Евразийской экономической комиссией при совокупном соблюдении следующих условий:

- доля объема реализации или закупки хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на товарном рынке, охватывающем территорию не менее чем двух государств - членов Евразийского экономического союза, и чьи действия приводят к злоупотреблению доминирующим положением, от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств - членов ЕАЭС, затронутых нарушением, составляет не менее 35%;

- злоупотребление доминирующим положением приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, охватывающем территорию не менее чем двух государств - членов Евразийского экономического союза, либо ущемлению интересов других лиц на указанной территории.

Также пресечение злоупотреблений доминирующим положением будет осуществляться Евразийской экономической комиссией и при выявлении коллективного доминирования. В этом случае товарный рынок может быть отнесен к трансграничному при совокупном соблюдении следующих условий:

- совокупная доля объема реализации или закупки нескольких хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, охватывающем территорию не менее чем двух государств - членов Евразийского экономического союза, и чьи действия являются злоупотреблением доминирующим положением, от объема товара, обращающегося на территории каждого из государств - членов ЕАЭС, затронутых нарушением, составляет для не более чем трех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) - не менее 50% либо не более чем для четырех хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) - не менее 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 15% на территории каждого из государств - членов ЕАЭС);

- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц;

- нарушение запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, охватывающем территорию не менее чем двух государств - членов Евразийского экономического союза, либо ущемлению интересов других лиц на указанной территории.

Указанные критерии отнесения рынка к трансграничному применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, установленных в соглашениях государств - членов ЕАЭС, касающихся естественных монополий, в том числе секторальных (отраслевых) соглашений.

 

§ 2. Правовой статус Евразийской экономической комиссии

и ее полномочия по пресечению нарушений

общих правил конкуренции

 

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 24.12.2013 N 58 Евразийской экономической комиссии переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках (кроме финансовых рынков) (рис. 2).

 

 

ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе следующих трех принципов:

а) обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов;

б) экономическая обоснованность принимаемых решений;

в) открытость, гласность и объективность.

Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, в следующих сферах:

1) таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

2) таможенное регулирование;

3) техническое регулирование;

4) санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

5) зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

6) установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

7) статистика внешней и взаимной торговли;

8) макроэкономическая политика;

9) конкурентная политика;

10) промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

11) энергетическая политика;

12) естественные монополии;

13) государственные и (или) муниципальные закупки;

14) взаимная торговля услугами и инвестиции;

15) транспорт и перевозки;

16) валютная политика;

17) интеллектуальная собственность;

18) трудовая миграция;

19) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);

20) иные сферы, определенные Договором и международными договорами в рамках Союза.

Таким образом, мы видим, что круг полномочий, переданных ЕЭК, достаточно широк.

Совет Комиссии, осуществляющий общее регулирование деятельности Комиссии, наделен следующими полномочиями:

1) организует работу по совершенствованию правового регулирования деятельности Союза;

2) вносит на утверждение Высшего совета основные направления интеграции в рамках Союза;

3) рассматривает вопрос об отмене решений Комиссии, принятых Коллегией Комиссии, или О внесении в них изменений в порядке, предусмотренном п. 30 настоящего положения;

4) рассматривает результаты мониторинга и контроля исполнения международных договоров, входящих в право Союза;

5) вносит на рассмотрение Межправительственного совета ежегодный отчет о мониторинге проведения процедуры оценки регулирующего воздействия;

6) утверждает по представлению председателя Коллегии Комиссии перечень департаментов Комиссии, их структуру и штатную численность, а также распределение их между членами Коллегии Комиссии;

7) утверждает квалификационные требования к должностным лицам и сотрудникам Комиссии;

8) принимает решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии по основаниям, предусмотренным Положением о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе;

9) одобряет проект бюджета Союза;

10) одобряет порядок оплаты труда членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии;

11) одобряет общую предельную штатную численность департаментов Комиссии;

12) утверждает план по созданию и развитию интегрированной информационной системы Союза;

13) в целях обеспечения соблюдения предусмотренных Договором прав граждан государств - членов на трудоустройство в департаменты Комиссии образует комиссию по этике при Совете Комиссии и утверждает положение о ней;

14) дает поручения Коллегии Комиссии;

15) осуществляет иные функции и полномочия в соответствии с Договором, международными договорами в рамках Союза и Регламентом.

В структуру блока члена Коллегии (министра) по конкурентному и антимонопольному регулированию входят:

1. Департамент антимонопольного регулирования (так называемый наднациональный антимонопольный орган), к основным задачам которого относятся:

- мониторинг, выявление и пресечение соблюдения Сторонами, в том числе хозяйствующими субъектами, правил конкуренции;

- проведение правоприменительной практики;

- подготовка материалов к рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции;

- анализ и проведение расследований в сферах торговли и услуг, на рынках транспорта и телекоммуникаций, на рынках ТЭК, в сфере промышленности и агропромышленного комплекса;

- осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Сторон правил конкуренции;

- международное сотрудничество.

2. Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок, который осуществляет следующую деятельность:

- мониторинг, выявление и пресечение соблюдения Сторонами, в том числе хозяйствующими субъектами, правил конкуренции в сфере государственных закупок;

- адвокатирование конкуренции;

- гармонизация и формирование конкурентного законодательства и методологий государственных закупок;

- международное сотрудничество.

К задачам антимонопольного направления ЕЭК относятся:

1. Контроль за злоупотреблением доминирующим положением;

2. Контроль за недобросовестной конкуренцией;

3. Контроль за антиконкурентными соглашениями;

4. Обеспечение равной конкуренции.

К антимонопольным запретам в рамках ЕАЭС относятся:

1. Запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено настоящим Договором и (или) другими международными договорами государств-членов;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Договором и (или) другими международными договорами государств-членов;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Договором и (или) другими международными договорами государств-членов;

7) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).

Максимальный размер предусмотренных штрафных санкций составляет 15% от суммы выручки (дохода), т.е. равен максимальному размеру, установленному антимонопольным законодательством Российской Федерации. Такой же размер санкций предусмотрен в Кыргызской Республике. В то же время в Республике Казахстан максимальный штраф составляет 5%, в Республике Беларусь - 10%.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).

Недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20 000 до 110 000 российских рублей, что значительно превышает максимальный размер штрафа в РФ (20 000 рублей), на юридических лиц в размере 100 000 до 1 000 000 российских рублей (в РФ до 500 000 рублей).

3. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести:

1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

Максимальный размер предусмотренных штрафных санкций составляет 15% от суммы выручки (дохода), т.е. равен максимальному размеру, установленному антимонопольным законодательством Российской Федерации. Такой же размер санкций предусмотрен в Кыргызской Республике. В то же время в Республике Казахстан и Республике Беларусь максимальный штраф составляет 10%.

Предусмотрен аналогичный российскому институт освобождения от штрафных санкций лиц, первых признавшихся в заключении такого соглашения.

4. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными Договором, в случае если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), который является конкурентом продавца.

Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

5. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, в случае если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

6. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) государств-членов, если такая координация приводит или может привести к любому из указанных в п. 3 и 4 последствий, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости.

Незаконная координация экономической деятельности влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 20 000 до 75 000 российских рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 150 000 российских рублей, на юридических лиц - от 200 000 до 5 000 000 российских рублей.

Государства-члены вправе устанавливать в своем законодательстве запрет на координацию экономической деятельности, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным также в п. 5.

Условно порядок рассмотрения заявлений и материалов в ЕЭК можно изобразить следующим образом.

 

                  ┌─────────────────────────────────┐

                  │ Заявитель (физическое или │

                  │юридическое лицо), уполномоченный│

                  │ орган государств-членов │

                  └──────────────┬──────────────────┘

                                 V

                             ┌───────┐

                             │ ЕЭК │

                             └───┬───┘

             Срок рассмотрения - │

                 30 рабочих дней │

                                 V

     ┌───────────────────────────────────────────────────────┐

     │    Принимается одно из следующих решений    │

     └──┬────────────────────────┬────────────────────────┬──┘

        V                   V                   V

┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│Проведение расследования│ │ Передача материалов │ │ Возвращение │

│   нарушений  │ │ по подведомственности │ │ материалов │

│ правил конкуренции │ │в уполномоченные органы│ │               │

└────────────┬───────────┘ └──────────┬────────────┘ └─────────┬──────────┘

        └────────────────────┐ │ ┌────────────────────┘

                             V V V

                      ┌──────────────────────┐

                      │ Копия определения │

                      │направляется заявителю│

                      │ не позднее 3 рабочих │

                      │ дней с момента его │

                      │  вынесения │

                      └──────────────────────┘

 

                   ┌────────────────────────┐

                   │Проведение расследования│

                   │ нарушений правил │

                   │  конкуренции │

                   └────────────┬───────────┘

                            Срок│

                 расследования -│

                        60 дней V

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│              Цели расследования:                   │

│- установление признаков нарушения правил конкуренции;   │

│- определение хозяйствующих субъектов, в действиях которых │

│содержатся признаки нарушений                            │

└─────────────────────────────┬─┬─┬────────────────────────────┘

      ┌───────────────────────┘ │ └─────────────────────┐

      V                       V                  V

┌─────────────────────┐┌────────────────────────┐┌────────────────────────┐

│ Возбуждение дела ││                   ││ Передача материалов │

│ о нарушении правил ││Отказ в возбуждении дела││ по подведомственности │

│ конкуренции ││                   ││ в уполномоченные органы│

└──────────┬──────────┘└────────────────────────┘└────────────────────────┘

      V

┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Дело рассматривается комиссией по рассмотрению дела │

│о нарушении правил конкуренции, состоящей из председателя│

│    и членов комиссии по рассмотрению дела     │

└─────────────┬───────────────────────────────────────────┘

     Срок│

рассмотрения -│

  60 дней│

         V

┌──────────────────┐

│ Решение по делу │

└──────────────────┘

 

§ 3. Взаимодействие национальных антимонопольных органов

государств - членов Евразийского экономического союза

 

Взаимодействие уполномоченных органов государств-членов осуществляется в рамках правоприменительной деятельности путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, запросов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий, обмена информацией, координации правоприменительной деятельности государств-членов, а также осуществления правоприменительной деятельности по запросу одного из государств-членов.

Указанное взаимодействие осуществляется центральными аппаратами уполномоченных органов государств-членов.

Уполномоченный орган государства-члена уведомляет уполномоченный орган другого государства-члена в случае, если ему станет известно, что его правоприменительная деятельность может затронуть интересы другого государства-члена в сфере защиты конкуренции.

При этом под правоприменительной деятельностью, которая может затронуть интересы другого государства-члена в сфере защиты конкуренции, понимается деятельность уполномоченных органов государств-членов:

1) имеющая отношение к правоприменительной деятельности другого государства-члена;

2) касающаяся антиконкурентных действий (за исключением сделок по слиянию или приобретению и совершения иных действий), осуществляемых в том числе на территории другого государства-члена;

3) касающаяся сделок (иных действий), в которых одна из сторон сделки или лицо, контролирующее одну или более сторон сделки или иным образом определяющее условия ведения ими предпринимательской деятельности, является лицом, зарегистрированным или учрежденным в соответствии с законодательством другого государства-члена;

4) связанная с применением мер принудительного воздействия, которые требуют осуществления или запрещают какие-либо действия на территории другого государства-члена в рамках обеспечения соблюдения конкурентного (антимонопольного) законодательства.

Уполномоченные органы государств-членов вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, а также поручения о проведении отдельных процессуальных действий.

При исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий может производиться:

1) опрос лиц, в отношении которых ведется соответствующее дело, а также свидетелей;

2) истребование документов, необходимых для производства по делу;

3) осмотр территорий, помещений, документов и предметов лица, в отношении которого направлено поручение (за исключением жилища такого лица);

4) получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц;

5) вручение документов или их копий участникам соответствующего дела;

6) экспертиза и иные действия.

Процессуальные и иные действия по соответствующим делам производятся в соответствии с законодательством запрашиваемого государства-члена.

По согласованию уполномоченных органов отдельные процессуальные действия на территории запрашиваемого государства-члена могут производиться в присутствии или с участием представителей уполномоченного органа запрашивающего государства-члена в соответствии с законодательством запрашиваемого государства-члена.

Обмен информации между государствами-членами может включать в себя получение сведений:

1) о состоянии товарных рынков, подходах и практических результатах демонополизации в рамках структурной перестройки экономики, методах и опыте работы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции;

2) о сведениях, содержащихся в национальных реестрах предприятий, занимающих доминирующее положение и осуществляющих поставку продукции на товарные рынки государств-членов;

3) о практике рассмотрения дел о нарушениях конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов.

Кроме того, при разработке национальных законов и нормативных документов по конкурентной (антимонопольной) политике государства сотрудничают в части предоставления информации и оказания методической помощи.

Уполномоченные органы представляют друг другу информацию об антиконкурентных действиях, которой они располагают, если такая информация имеет отношение к правоприменительной деятельности другого государства или может служить основанием для такой деятельности.

Уполномоченные органы государств-членов также могут обращаться друг к другу с просьбой инициировать надлежащие правоприменительные действия, связанные с пресечением соответствующих антиконкурентных действий.

Так, например, по результатам совместной работы Евразийской экономической комиссии, Федеральной антимонопольной службы компания Caterpillar и ее дилеры внесли изменения в международные соглашения по дистрибуции на территории ЕАЭС.

29 июля 2016 г. на расширенном заседании Подкомитета по конкуренции и антимонопольному регулированию Консультативного комитета по конкуренции и антимонопольному регулированию и государственным закупкам ЕЭК были рассмотрены материалы о признаках нарушения компанией Caterpillar антимонопольного законодательства.

Согласно обращению ТОО "Евразийская группа" (Казахстан) Caterpillar и ее официальные дилеры в России отказали компании в поставке продукции на казахстанский рынок. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан направил материалы на рассмотрение в ЕЭК.

В расследовании дела принял участие российский антимонопольный орган. В период с 24 декабря 2015 г. по 22 марта 2016 г. ФАС России провела проверку дистрибьюторов продукции Caterpillar - ООО "Цеппелин Русланд", ООО "Мантрак Восток", ООО "Восточная техника", а также ООО "Катерпиллар Евразия".

Установлено, что между дилерами и Caterpillar были заключены соглашения, которые предусматривают закрепление продаж техники на строго определенных территориях российского рынка и единого рынка ЕАЭС за дилерами и дистрибьюторами Caterpillar. При этом дистрибьюторы отказывают в заключении договоров компаниям, находящимся на территории другого дистрибьютора.

По итогам взаимодействия ЕЭК и уполномоченных органов государств-членов Caterpillar внесла изменения в международные соглашения, регулирующие вопросы дистрибуции на территории ЕАЭС, а также изменила письма-сертификаты о подведомственной территории дилеров.

При решении вопроса о взаимодействии при осуществлении правоприменительных действий уполномоченные органы государств-членов принимают во внимание следующие факторы:

1) возможность более эффективного использования направленных на правоприменительную деятельность материальных и информационных ресурсов и (или) снижения издержек, которые государства-члены несут в ходе осуществления правоприменительной деятельности;

2) возможности государств-членов в отношении получения информации, которая является необходимой для осуществления правоприменительной деятельности;

3) предполагаемый результат подобного взаимодействия - увеличение возможностей взаимодействующих государств-членов по достижению целей их правоприменительной деятельности.

Государства-члены проводят согласованную конкурентную политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов, путем применения норм законодательства государств-членов к таким хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места их регистрации в равных условиях, а также при взаимодействии в порядке, установленном настоящим разделом.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение трансграничным рынкам.

2. Какими актами урегулирована деятельность Евразийской экономической комиссии?

3. Назовите функции и полномочия ЕЭК.

4. Перечислите основные запреты антимонопольного регулирования, действующие в рамках Евразийского экономического союза, и применяемые санкции за их нарушение.

5. Раскройте процедуру выявления и пресечения нарушений общих правил конкуренции в рамках Евразийского экономического союза.

6. Каков порядок осуществления взаимодействия государств - членов Союза и их национальных антимонопольных органов?

 

Библиографический список

 

Монографии

 

1. Гайдаенко Шер Н.И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н.Г. Семилютина. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015.

2. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: Монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; Статут, 2015.

3. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография, коллектив авторов / МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

 

Научные статьи

 

1. Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12.

2. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. 2015. N 17.

3. Лаптев В.А. Международные договоры, устанавливающие нормы предпринимательского права в России // Юридический мир. 2016. N 6.

4. Паращук С.А. Понятие и виды недобросовестной конкуренции в проекте изменений законодательства о защите конкуренции // Юрист. 2015. N 1.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

1. Международное право: Учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; Отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015.

2. Конкурентное право России: Учебник (текст) / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

 

Авторефераты диссертаций

 

1. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

2. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: