I. Социальная категоризации -, обеспечивает индивидов системой ориентации в мире, определяет их место в обществе. В ходе конфликта возрастает значение двух важных последствий социальной категоризации:
1. Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутри-групповом сходстве. Чем больше сходных элементов оформления внешности у племени (одежда, прически, раскраска лица и тела), тем больше оно агрессивно.
2. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле.
Задолго до начала конфликтного взаимодействия между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средствах массовой коммуникации обеих республик стал планомерно формироваться образ врага как географически близкого, но культурно далекого народа.
II. Иллюзорная корреляция - два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается.
|
|
Феномен иллюзорной корреляции помогает понять механизм формирования и причину устойчивости социальных стереотипов. Так, этнические стереотипы могут интерпретироваться как иллюзорная корреляция между групповым членством и негативными групповыми свойствами или поведением: негры — ленивы, турки — грязны, немцы — милитаристы – сторонники военных решений.
III. Социальная каузальная атрибуция. Агрессивное поведение, прямо направленного на членов чужой группы, которые воспринимаются ответственными за негативные события — эпидемии, голод и другие несчастья. Например, в средневековой Англии резня шотландцев объяснялась злодействами последних, якобы отравлявших колодцы. Т.е. именно с помощью атрибуций группы большинства оправдывают совершаемые или планируемые действия против «чужаков».
Кто виноват – тенденция воспринимать несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то ответственного за них.
В развитии межэтнических конфликтов центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы:
1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического восприятия. Происходит отсев позитивной и искажение поступающей информации по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая негативные стереотипы, а та информация, которая не подтверждает их, отбрасывается.
2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация отдельных представителей других этнических групп и усиливаются тенденции деперсонализации членов собственной группы.
|
|
3. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию.
4. Объяснение недостатков и неудач собственной этнической группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели).
Победа своей группы над другой при этом чаще всего интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника.
А в случае превосходства другой этнической группы ее достижения объясняются «ситуационными» причинами. Это результат действия общего социально-перцептивного механизма «фундаментальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях; во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы перекладывается на другие этнические группы.
5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «оккупантов». Это результат действия атрибутивного механизма эмоциональной инверсии.
6. Проецирование собственных (но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа) негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.
Механизм проекции имеет особое значение в сфере межэтнического восприятия. Через проецирование неконтролируемого страха, собственных недостатков и психических, расстройств на другой народ отчуждается собственная «коллективная тень». В условиях межэтнического конфликта вытеснение «тени» происходит достаточно жестко. Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоряется и широко распространяется. Это один из механизмов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам.
Этнические конфликты выступают,
с одной стороны, следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих (соперничающих) народов,
с другой — порождением конфликтных ситуаций, возникающих как результат предъявления представителями в чем-либо ущемленных этнических групп определенных требований, а именно:
• гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного социального статуса и экономического положения);
• права на культуру (от символического использования родного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой политики, признающей использование языка этнического меньшинства в суде, в государственных учреждениях, в школьном и университетском образовании);
• институционализированных политических прав (от символических элементов автономии местных органов власти и символического представительства в государственных органах управления до полномасштабного конфедерализма);
• права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоединения к другому государству.
Г. У. Солдатоза выделила четыре фазы межэтнической напряженности: латентную, фрустрационную, конфликтную и кризисную.
Латентная фаза напряженности — предполагает позитивные отношения. Это означает, что если в обществе и существуют локальные массовые состояния неудовлетворенности, то их причины обычно не связываются с отношениями между народами. В структуре массового сознания доминирует этническая идентичность по типу «нормы». Все это определяет прозрачность этнических границ. Начальный уровень эмоциональной напряженности.
|
|
Так случилось в бывшем СССР, где латентная напряженность, при всей внешней благопристойности межэтнических отношений, вдруг обнаружила свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических изменений в обществе.
Фрустрационная фаза напряженности —рост эмоционального возбуждения.. Фрустрация как групповое психическое состояние влияет на формы и векторы формирования этнической идентичности. «Запуск» процессов эмоционального заражения и подражания. Формируются психические пограничные состояния массовой невротизации, которые требуют психической разрядки.
Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе и ее трансформацией в межэтническую. В качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В результате различные препятствия, возникающие при осуществлении жизненно важных потребностей, все чаще связываются с этнической принадлежностью. Здесь могут иметь значение как реальные причины (например, дискриминация при поступлении на работу, продажа продуктов по предъявлению паспорта, визитки и т. д., как это было в начале 1990-х гг.), так и надуманные.
Реальный конфликт интересов, групповые позиции уже поляризованы. Этнические границы становятся ощутимыми, уменьшается их проницаемость.
Растет значимость в межэтнической коммуникации языковых, культурных и психологических факторов.
Проецирование негативных эмоций на такой источник фрустрации, как этническая группа, более характерно для титульных этносов. Эмоциональное напряжение русских перерождается скорее в астенические и депрессивные состояния. А в первой половине 1990-х гг. наиболее популярным способом решения проблем в таких случаях среди русских было принятие решения об эмиграции.
|
|
Конфликтная фаза напряженности - между противоборствующими сторонами на возникает реальный конфликт несовместимых целей, интересов, ценностей и соперничество за ограниченные ресурсы.
Кризисная напряженность – страх, ненависть и насилие.
Стадии этноконфликта
Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и иные ресурсы, т.е. развивается по принципу «воронки»2, распадаясь на четыре этапа.
Первый — условно можно охарактеризовать как «овладение идеей». Обычно речь идет о борьбе с социальным неравенством, восстановлении исторической справедливости, о праве нации на самоопределение и других лозунгах, внедряемых в массовое сознание. Таким образом, разжигаются национальные чувства, осуществляется активная апелляция к этническому самосознанию, его достоинству и пр. На первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид и формирование «образа врага». Чаще всего он уже существует в обыденной психологии, присутствует в общественном сознании в латентном виде, необходимо только его проявить, обозначить, выразить публично.
Второй — выражается в окончательном конструировании «образа врага».
Поиск «врага» в развитии межнационального конфликта часто облегчается историческими предпосылками. Например, армяно-азербайджанский конфликт имел историческую проекцию начала века
Третий — характеризуется выражением агрессии. Этот этап обязательно организуется: появляются лидеры, провокаторы, разжигающие толпу (нередко лица с уголовным прошлым), в массовые действия втягиваются легко внушаемые люди (часто несовершеннолетние), задействуются средства «раскрепощения» (алкоголь, наркотики), раздается самодельное оружие (заточенные куски арматуры, бутылки с зажигательной смесью и пр.).
На третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. На этой стадии развертывания противоборства исчезают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.
Четвертый — характеризуется массовым насилием, которому свойствен эффект заражения. Происходит то, что условно можно назвать «сатанизацией» насилия: оно приобретает особый цинизм, отличается глумлением над жертвами, садизмом.