Когнитивные процессы, влияющие на протекание этнических конфликтов

I. Социальная ка­тегоризации -, обеспечивает инди­видов системой ориентации в мире, определяет их место в обще­стве. В ходе конфликта возрастает значение двух важных по­следствий социальной категоризации:

1. Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутри-групповом сходстве. Чем больше сходных эле­ментов оформления внешности  у племени (одежда, прически, раскраска лица и тела), тем больше оно агрессивно.

2. Члены двух групп воспринимаются как более отличающие­ся друг от друга, чем они есть на самом деле.

Задолго до начала конфликтного взаимодействия между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средствах массовой коммуникации обеих республик стал планомерно формироваться образ врага как гео­графически близкого, но культурно далекого народа.

II. Иллюзор­ная корреляция - два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на са­мом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается.

Феномен иллюзорной корреляции помогает понять механизм формирования и причину устойчивости социальных стереотипов. Так, этнические стереотипы могут интерпретироваться как ил­люзорная корреляция между групповым членством и негатив­ными групповыми свойствами или поведением: негры — лени­вы, турки — грязны, немцы — милитаристы – сторонники военных решений.

 

III. Социальная каузальная атрибуция. Агрессивное поведение, прямо направ­ленного на членов чужой группы, которые воспринимаются от­ветственными за негативные события — эпидемии, голод и дру­гие несчастья. Например, в средневековой Англии резня шот­ландцев объяснялась злодействами последних, якобы отравлявших колодцы. Т.е. именно с помощью атрибуций груп­пы большинства оправдывают совершаемые или планируемые действия против «чужаков».

Кто виноват – тенденция воспринимать несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то ответственного за них.

 

В развитии межэтнических конфликтов центральное значе­ние имеют следующие социально-перцептивные механизмы:

1. Смещение баланса эмоционального позитива «в поль­зу» собственной этнической группы. В результате по­вышается избирательность межэтнического воспри­ятия. Происходит отсев позитивной и искажение по­ступающей информации по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждаю­щая негативные стереотипы, а та информация, которая      не подтверждает их, отбрасывается.

2. Актуализация межэтнических различий. При этом уве­личиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация от­дельных представителей других этнических групп и усиливаются тенденции деперсонализации членов собственной группы.

3. «Этническая» генерализация негативного эмоциональ­ного потока и поиск виноватого по этническому кри­терию.

4. Объяснение недостатков и неудач собственной этни­ческой группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные ха­рактеристики, мотивы и цели).

Победа своей группы над другой при этом чаще всего интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника.

А в случае превосходства другой этнической груп­пы ее достижения объясняются «ситуационными» причинами. Это результат действия общего социаль­но-перцептивного механизма «фундаментальной ат­рибутивной ошибки», при котором, во-первых, недо­оцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях; во-вторых, ответственность и ви­на за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы перекладывается на другие эт­нические группы.

5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» кри­териев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «брат­ских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «окку­пантов». Это результат действия атрибутивного меха­низма эмоциональной инверсии.

6. Проецирование собственных (но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа) негативных чувств, качеств и особенностей на представителей дру­гих этнических групп.

Механизм проекции имеет особое значение в сфере ме­жэтнического восприятия. Через проецирование неконтро­лируемого страха, собственных недостатков и психических,  расстройств на другой народ отчуждается собственная «кол­лективная тень». В условиях межэтнического конфликта вы­теснение «тени» происходит достаточно жестко. Негатив­ное содержание бессознательного получает дополнитель­ную энергию, в результате проекция ускоряется и широко распространяется. Это один из механизмов возникновения в обществе массовых невротических и психотических со­стояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам.

 

 

Этнические конфликты выступают,

с одной стороны, следствием проявления негативных стереотипов взаимного вос­приятия контактирующих (соперничающих) народов,

с другой — порождением конфликтных ситуаций, возникающих как резуль­тат предъявления представителями в чем-либо ущемленных этнических групп определенных требований, а именно:

• гражданского равноправия (от прав гражданства до равно­правного социального статуса и экономического положения);

• права на культуру (от символического использования род­ного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой поли­тики, признающей использование языка этнического меньшин­ства в суде, в государственных учреждениях, в школьном и уни­верситетском образовании);

• институционализированных политических прав (от симво­лических элементов автономии местных органов власти и симво­лического представительства в государственных органах управле­ния до полномасштабного конфедерализма);

• права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоедине­ния к другому государству.

 

Г. У. Солдатоза выделила четыре фазы межэтнической напряженности: латентную, фрустрационную, конфликтную и кризисную.

Латентная фаза напряженности — предполагает позитивные отношения. Это означает, что ес­ли в обществе и существуют локальные массовые состоя­ния неудовлетворенности, то их причины обычно не связы­ваются с отношениями между народами. В структуре мас­сового сознания доминирует этническая идентичность по типу «нормы». Все это определяет прозрачность этнических границ. Начальный уровень эмоциональной напряженности.

Так случилось в бывшем СССР, где латентная напряженность, при всей внешней благопристойности меж­этнических отношений, вдруг обнаружила свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических изменений в обществе.

Фрустрационная фаза напряженности —рост эмоционального возбуждения.. Фрустрация как груп­повое психическое состояние влияет на формы и векто­ры формирования этнической идентичности. «Запуск» процессов эмоционального заражения и подражания. Формируются психические пограничные состояния массовой невротизации, которые требуют пси­хической разрядки.

Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряжен­ности в обществе и ее трансформацией в межэтническую. В качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В ре­зультате различные препятствия, возникающие при осуще­ствлении жизненно важных потребностей, все чаще связы­ваются с этнической принадлежностью. Здесь могут иметь значение как реальные причины (например, дискримина­ция при поступлении на работу, продажа продуктов по предъявлению паспорта, визитки и т. д., как это было в на­чале 1990-х гг.), так и надуманные.

Реальный конфликт ин­тересов, групповые позиции уже поляризованы. Этнические границы становятся ощутимыми, уменьшается их прони­цаемость.

Растет значимость в межэтнической коммуникации языковых, культурных и психологических факторов.

Проецирование негативных эмоций на такой источник фрустрации, как этническая группа, более характерно для титульных этносов. Эмоциональное напряжение русских перерождается скорее в астенические и депрес­сивные состояния. А в первой половине 1990-х гг. наиболее популярным способом решения проблем в таких случаях сре­ди русских было принятие решения об эмиграции.

Конфликтная фаза напряженности - между противоборствующими сторонами на возникает реальный конфликт несовмес­тимых целей, интересов, ценностей и соперничество за ог­раниченные ресурсы.

 

Кризисная напряженность – страх, ненависть и насилие.

 

Стадии этноконфликта

Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и иные ресурсы, т.е. развивается по принципу «воронки»2, распадаясь на четыре этапа.

Первый — условно можно охарактеризовать как «овладение иде­ей». Обычно речь идет о борьбе с социальным неравенством, восста­новлении исторической справедливости, о праве нации на самоопре­деление и других лозунгах, внедряемых в массовое сознание. Таким образом, разжигаются национальные чувства, осуществляется актив­ная апелляция к этническому самосознанию, его достоинству и пр. На первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид и формирование «образа врага». Чаще всего он уже существует в обыденной психологии, присутствует в общественном сознании в латентном виде, необходимо только его проявить, обозначить, выразить публично.

Второй — выражается в окончательном конструировании «обра­за врага».

Поиск «врага» в развитии межнационального конфликта часто облегчается историческими предпосылками. Например, армяно-азер­байджанский конфликт имел историческую проекцию начала века

Третий — характеризуется выражением агрессии. Этот этап обя­зательно организуется: появляются лидеры, провокаторы, разжигаю­щие толпу (нередко лица с уголовным прошлым), в массовые дей­ствия втягиваются легко внушаемые люди (часто несовершеннолет­ние), задействуются средства «раскрепощения» (алкоголь, наркоти­ки), раздается самодельное оружие (заточенные куски арматуры, бу­тылки с зажигательной смесью и пр.).

На третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и со­бытия разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. На этой стадии развертывания противоборства исчезают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.

Четвертый — характеризуется массовым насилием, которому свой­ствен эффект заражения. Происходит то, что условно можно назвать «сатанизацией» насилия: оно приобретает особый цинизм, отличает­ся глумлением над жертвами, садизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: