Содержание конкурентоспособности продукции и товаров как экономической категории

Содержание

Введение                                                                                                 3

Глава 1. Теоретические основы организации обеспечения конкурентоспособности продукции                                                               4

1.1 Содержание конкурентоспособности продукции и товаров как экономической категории                                                                               4

1.2 Оценка конкурентоспособности продукции                              11

Глава 2. Исследование конкурентоспособности продукции на примере непубличного акционерного общества "НИИК"                                         15

2.1 Организационная и экономическая характеристика НАО "НИИК" 15

2.2 Исследование конкурентоспособности продукции на примере карбамида                                                                                                      37

Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности карбамида 41

Заключение                                                                                           45

Список использованной литературы                                                       47

Приложение                                                                                         49

 

 

Введение

Успешность предприятия в полной мере зависит от качества выпускаемого товара (предлагаемых услуг). Продукция будет конкурентоспособна, если она имеет в установленном сегменте рынка одно или больше потребительских качеств, которые лучше, чем у аналогичных товаров.

Конкурентоспособность продукции предполагает сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. Чтобы удовлетворить потребности покупатель приобретает качество и свойства товаров, которые и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность продукции можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества продукции на рынке и содействующих его успешному сбыту. В связи с этим основной формулой успеха любого предприятия является умение качественно и своевременно определить требования и уровень удовлетворенности потребителя, а после разработать необходимые мероприятия для поддержания или повышения уровня качества выпускаемой продукции.

Целью курсовой работы является анализ уровня конкурентоспособности продукции на примере производства карбамида в НАО "НИИК".

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать содержание конкурентоспособности продукции (товара) и методы её оценки;

- проанализировать уровень конкурентоспособности продукции на примере производства карбамида с использованием методов экспертных оценок и сравнения экономических показателей;

- описать направления повышения конкурентоспособности продукции и экономически их обосновать.

Объект исследования – уровень конкурентоспособности карбамида в НАО "НИИК".

Предмет исследования – организация обеспечения конкурентоспособности карбамида НАО "НИИК".

Глава 1. Теоретические основы организации обеспечения конкурентоспособности продукции

Содержание конкурентоспособности продукции и товаров как экономической категории

Конкурентоспособность можно определить как наличную или потенциальную способность товаров, предприятий, стран занимать, удерживать и расширять определенную нишу рынка в конкурентной среде; какие-то совокупные свойства продукции, характеризующие ее отличия от продукции-конкурента и, определяющие ее привлекательность для потребителей. Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющей ей выдерживать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Конкурентный уровень подтверждает уровень соответствия продукции или компании ожиданиям потребителя, нормам и правилам стандартизации на конкретном рынке.

Ф. Котлер определил конкурентоспособность продукции как степень её привлекательности для покупателей, которая определяет возможность удовлетворения совокупности их требований.

П. Друкер подразумевает под конкурентоспособностью продукции всестороннее соответствие продукции потребностям покупателей.

М. И. Гельвановский считает, что под конкурентоспособностью продукции следует понимать соотношение цены и качества отдельных видов продукции, которые выпускаются конкретными предприятиями.

О. Д. Андреева рассматривает конкурентоспособность продукции как некую характеристику товара- конкурента по степени соответствия определенной общественной потребности и по затратам на удовлетворение такой потребности.

Р. М. Тихонов считает, что конкурентоспособность продукции – это определенная возможность её эффективной продажи на данном рынке в данный момент времени. Согласно его мнению, уровень конкурентоспособности зависит от сложившейся на данный момент рыночной ситуации и выражается как способность быть проданной на конкретном рынке.

Конкурентоспособность продукта является весьма значимой характеристикой продукции и отражает разницу между продукцией конкурирующих производителей со стоимостью удовлетворения этими благами потребностей. В числе базовых составляющих конкурентоспособности продукции выделяют ее цену и набор технико-экономических показателей, отражающих потребительские характеристики товаров, работ и услуг. Однако рыночные ожидания в отношении товаров связаны не только с качеством и издержками производства, нетоварные факторы также весьма значимы в хозяйственной практике, причем их отсутствие может выступать причиной отказа потребителя от товара, отсутствие маркетинговых усилий производителя, неузнаваемость бренда и торговой марки и неадекватная сервисная политика – закономерные препятствия к продвижению товара.

Основные элементы конкурентоспособности товара:

- свойства конкретного товара – стоимостные, технико-экономические, потребительские, количественные, эргономика продукции, эстетические, нормативные параметры;

- свойства конкурирующих товаров – особенности потребительского поведения, вероятность появления новых конкурентов, влияние товаров-заменителей, независимость поставщиков;

- особенности целевой аудитории товара, параметры избирательности покупателей;

- интенсивность рыночного соперничество предприятий-конкурентов за рынок сбыта.

Основа экологических требований состоит в бережном и рациональном использовании ресурсов, соответствие продукции требованиям окружающей среды.

По эргономическим требованиям товар должен быть удобен в использовании, а также соответствовать: гигиеническим требованиям, таких как освещенность, токсичность, шум, запыленность; антропометрическим – это соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела; физиологическим; психологическим и другим.

К эстетическим требованиям относятся такие показатели, как внешняя форма, вид продукции, ее дизайн, привлекательность, способность воздействовать на эмоции потребителя. С постоянным ростом требований, предъявляемых к продукции, и желанием производителей быть конкурентоспособными, заставляет их постоянно искать пути и внедрять в производство методы для улучшения качества продукции.

Как бы ни были значимы внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, базисом выступает продукция предприятия. Основываясь на этом, конкурентоспособность можно рассматривать как функцию качества, цены товара и параметров обслуживания потребителя. Воздействие на характеристики товара с целью повышения конкурентоспособности означает управлять конкурентоспособностью – то есть обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

Параметрами минимизации расходов предприятия выступают такие конкурентные преимущества, как разработка, выпуск, реализация товара с наименьшими издержками.

Мониторинг конкурентной среды позволяет определить направления повышения конкурентоспособности. Практически очень важно оценить конкурентов: насколько они агрессивны, в чем преимущества товаропроводящих сетей конкурентов, как они стимулируют реализацию продукции. Высокий уровень конкурентоспособности продукции свидетельствует о целесообразности ее производства и возможности выгодной продажи. При совершении покупок каждый потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Проводя сравнение продукции, предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает ее конкретные потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто рядом различной продукции благодаря наличию аналогичных свойств. Поэтому различные виды продукции будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

Основания продуктовой дифференциации на предприятии как конкурентные преимущества: создание уникальной ценности товара, нового качества и особых потребительских его свойств, формирование передовой системы послепродажного обслуживания потребителя.

Для обеспечения конкурентного преимущества продукции используют следующие стратегии:

1. Продуктовое лидерство – в этом случае обеспечивается совершенствование продукции, придание ей большей потребительской полезности, улучшение сервисного и гарантийного обслуживания, формирование известной на рынке и привлекательной марки.

2. Ценовое лидерство – обеспечение наиболее низкой цены в сегменте аналогичной продукции, достигается путем снижения издержек, стабильным инвестированием, стандартизацией, внедрением инновационных технологий, улучшения контроля за расходами предприятия.

3. Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса. Лидерство в нише может быть применено и крупными организациями, чтобы выделить узкую группу потребителей.

Выбор той или иной стратегии зависит от характеристик рынка, в условиях которого функционирует предприятие, от организационных и производственных показателей компании, от конечного решения руководителя, в любом случае, выбранная стратегия является целью достижения высокого уровня конкурентоспособности продукции на рынке, и чаще всего оно достигается путем повышения качества продукции. Если руководитель понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Вторую группу факторов составляют показатели качества продукции, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

Под качеством продукции понимают совокупность потребительских свойств продукции, удовлетворяющих определенные потребности в соответствии с назначением. Качество является основным фактором, способствующим увеличению объема реализации и определяющим конкурентоспособность, как выпускаемой продукции, так и предприятия в целом. Тем не менее, повышение качества, как правило, связано с дополнительными затратами, которые приводят к увеличению себестоимости единицы выпускаемой продукции.

В управленческом анализе выделяют обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции, которые характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

К обобщающим показателям качества относят: объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска; удельный вес новой продукции в общем объеме ее выпуска; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность; надежность; технологичность; эстетичность изделий.

Косвенные показатели представлены в виде штрафов за некачественную продукцию, потерь от брака и т. д.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

То есть основными факторами конкурентоспособности являются: 1. Цена (лучшая цена для каждой продажи; отслеживание / прогнозирование тенденций рынка); 2. Маржа, прибыль (гибкость, реинвестирование); 3. Качество дизайна (в соответствии с потребностями клиента, заявленные потребности, подразумеваемые потребности); 4. Качество изготовления (каждая часть / услуга точно по спецификации); 5. Своевременная доставка (звонки и др.); 6. Время выполнения заказа; 7. Сервис и услуги (не связанные с продуктом); 8. Продажи, маркетинг, торговая марка, репутация; 9. Технология.

Конкурентоспособность продукции предприятия является комплексной экономической категорией, включающей сравнительные, ценностные и экономические характеристики.

Сравнительная характеристика конкурентоспособности продукции предприятия — ее способность быть более привлекательной для покупателя в сравнении с аналогичными по виду и назначению изделиями.

Ценностная характеристика выражается в способности продукции удовлетворять потребности потребителей, то есть обладать ценностью для них.

Экономическая составляющая конкурентоспособности продукции промышленного предприятия заключается в ее способности приносить доход — быть успешно реализованной на рынке.

Конкурентоспособность продукции – величина переменчивая. С появлением инноваций, при изменении структуры и усложнения рынка появляется однотипная продукция, имеющая различия по эффективности и (или) цене. Конкурентоспособность первоначальной продукции в этом случае уменьшается, что ведет к сокращению спроса на нее как в абсолютном, так и в относительном выражении. Поэтому производитель постоянно контролирует конкурентоспособность своей продукции на рынке, обеспечивая ей разными характеристиками нужный уровень конкурентоспособности.

Критерии конкурентоспособности продукции:

a) Потребности покупателей – анализ наличной номенклатуры и устанавливаются величины параметров потребностей покупателей оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при выборе продукции на рынке, а также определяется значимость этих параметров в общем наборе;

b) Характеристики полезного эффекта и стоимостные критерии – оценка продукции на рынке происходит по критерию ее предельной полезности;

c) Непосредственно конкурирующий товар – моделирует нужды и выступает материализованным требованием, которому должна удовлетворять оцениваемая продукция;

d) Предполагаемый, вероятный образец – анализ потребности, которая должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению;

e) Группа товаров аналогов, субститутов – отбираются наиболее представительные изделия, а потом - прогрессивные изделия, которые имеют наилучшие перспективы на рынке сбыта и пользуются наибольшим спросом у потребителей.

На конкурентоспособность продукции влияют внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами мы понимаем внутреннюю среду предприятия: элементы, составляющие экономический потенциал предприятия, который определяется совокупностью ресурсов предприятия и эффективностью их использования. Внешние факторы – это все, что находится за пределами предприятия. Факторами, влияющими на конкурентоспособность, могут быть, начиная от налоговых и процентных ставок, степени правового регулирования экономики и государственной поддержки малого и среднего бизнеса, заканчивая случайными событиями, подвергающие риску конкурентоспособность предприятия или, наоборот, создающие благоприятные условия для её увеличения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: