СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Инструкционно-технологические карты | 5 |
3.Список литературы | 64 |
Пояснительная записка
Современные требования, связанные с модернизацией системы образования, заставляют по-новому взглянуть на учебный процесс. Традиционные уроки не дают должного эффекта. Задача педагога – создать условия для самостоятельного поиска и отработки информации студентами. Практико-ориентированный подход способствует развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» и нацелен на развитие речевой компетенции студентов, расширение представлений о русском языке и современной речевой ситуации, закрепление и углубление теоретических знаний студентами в ходе выполнения практических работ. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
|
|
Практические занятия проводятся после изучения тем.
Практические занятия в должной мере учитывают специфику специальности и позволяют реализовать главную цель изучения предмета – качественное повышение уровня речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает умение человека организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения; обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; овладение системой норм современного русского литературного языка. Главным источником норм являются словари, поэтому практические занятия, основанные на работе со словарями и справочниками, позволят студентам повысить уровень практического владения современным литературным языком в разных сферах его функционирования (в письменном и устном его разновидностях).
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Русский язык»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
|
|
Студенты обязаны выполнить все задания, представленные в практической работе. При выполнении практической работы проводятся индивидуальные консультации.
В основном практические работы оформляются письменно и сдаются на проверку. Практическая работа «Орфоэпические нормы русского языка» наряду с письменными заданиями предполагает устный ответ студента.
При выполнении практической работы необходимо соблюдать следующие общие требования:
- работы выполняются на писчей бумаге стандартного формата 11(А 4) на одной стороне листа
- на титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, специальность, дисциплина, по которой выполнена работа, номер практической работы, вариант, тема работы;
- текст пишется темными чернилами, разборчиво и аккуратно;
- задания нумеровать, но не переписывать;
- нумерация страниц сквозная.
- сокращения можно производить согласно ГОСТ 2.316-68.
Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей успеваемости студента. Если работа выполнена неудовлетворительно, то должна быть проведена работа над ошибками по каждому заданию.
В состав комплекта вошли инструкционно – технологические карты по темам:
- Словари русского языка
- Лексико-фразеологические нормы
- Нормы ударения и произношения русского языка
- Словообразовательные нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Нормы русского правописания
В результате выполнения в совокупности всех практических работ по дисциплине «Русский язык» у студента должны быть сформированы следующие общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 5. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Инструкционно-технологичексая карта на выполнение практической работы №1
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи
П.р. № 1.Оформление деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка).
Цель: Познакомить с нормами и правилами оформления деловой бумаги – заявления, закрепить теоретические знания об официально-деловом стиле речи;
сформировать умение оформлять заявление в соответствии с его структурой и формой; развивать навыки редактирования заявления; обогащение словарного запаса учащихся; воспитывать культуру деловой письменной речи, аккуратность выполнения работ; социально адаптировать к современной жизни посредством материала урока.
Оборудование:
1. Информационные листы для учащихся.
2. Образцы заявлений
3. Листы для корректировки заявления
4. Образец доверенности
5. Образец автобиографии
6. Листок с автобиографией для корректировки
7. Бланк расписки (незаконченный)
I. Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
|
|
Задания:
1. Прочитайте текст и скажите, каковы особенности деловых бумаг. Какие требования предъявляются к их оформлению?
Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету, составить текст телеграммы, приглашения и т. п. Для всех этих деловых бумаг присущи ясность, точность, компактность, предельная сжатость изложения.
В деловой переписке широко используются термины, отымённые предлоги (ввиду, в связи, в целях, вследствие ипр.), отглагольные существительные (разрешение, согласование), глагольные сочетания (произвести оплату, оказать поддержку, принять участие).
Деловой речи свойствен преимущественно прямой порядок cлов. Ей присущи причастные и деепричастные обороты; страдательные конструкции; безличные предложения; конструкции, осложнённые обособленными приложениями, однородными членами и вводными словами.
Деловая речь отличается пояснительным характером изложения, слабой индивидуализацией стиля пишущего, полным отсутствием художественно-изобразительных средств. Лаконичность деловой речи достигается компактностью слов, использованием специальных форм деловых бумаг.
Чтобы правильно оформить разнообразные деловые документы, нужно учитывать особенности официально-делового стиля речи, соблюдать основные требования, предъявляемые к любому документу, а именно:
1) составлять документы в соответствии с принятыми в данном обществе формами деловых бумаг;
2) соблюдать нормы литературного языка, использовать языковые средства, свойственные деловой речи; избегать двусмысленности и многословия;
3) добиваться логической завершённости, чёткости выражений, точности и лаконичности изложения, полноты и убедительности обоснований;
4) следить за правильным расположением материала в документе (слева оставлять поля для подшивки бумаг; не отрывать инициалы от фамилии, перенося её на другую строку, и др.);
5) правильно употреблять знаки препинания, единообразно писать различные знаки и числовые обозначения.
|
|
2. Вспомните, как составляются заявления. Когда и по поводу чего они пишутся? Назовите компоненты, составляющие заявление. Ознакомьтесь с текстами приведённых заявлений и скажите, какое из них простое, а какое — сложное. Чем они различаются? Ответ обоснуйте.