КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА)
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»:
(СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)
для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика,
дирижирование, эстрадно-джазовое пение
Автор:
кандидат искусствоведения
Куровская И. Р.
Ялта–2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур.
Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.
|
|
Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом.
Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности.
Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.
Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен).
|
|
Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке.
Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания.
В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия.
Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов.
В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация.
Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога:
· дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа;
· знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
· вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
· способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи;
· сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью.
Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса.
Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров.
|
|
Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении).
Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций.