Методические рекомендации

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА)

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»:

(СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика,

                            дирижирование, эстрадно-джазовое пение

 

 

Автор:

кандидат искусствоведения

Куровская И. Р.

 

 

Ялта–2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур.

Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом.

Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности.

Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен).

Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке.

Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия.

Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов.

В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога:

· дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа;

· знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

· вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;

· способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи;

· сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью.

Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса.

Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров.

Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении).

Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: