На всех этапах исследования применяются такие статистические методы анализа эмпирической информации, как анализ одномерных распределений с вычислением мер центральной тенденции (например, среднее арифметическое), частотного распределения, вычисление процентной доли и пропорций;
анализ двумерных распределений с построением таблиц сопряженности и использованием показателей силы связи (например, коэффициент ранговой корреляции Спирмена);
также предлагается табличное и графическое предоставление данных, с построением таблиц, диаграмм, кумуляты.
Полученная эмпирическая информация обрабатывается при помощи Microsoft Excel 2000.
На первом этапе, помимо вышеуказанных методов, применяются также следующие методы:
1) Методика определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) коллектива: для оценки уровня этого феномена служит предложенная Р.С. Вайсманом специальная методика [42, c.175]. Членам коллектива предъявляется набор качеств личности, и каждый должен выбрать из него пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. Уровень ЦОЕ в % устанавливается по формуле: ЦОЕ = (n-m) x 100/N, где m – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе минимальное число выборов, n – сумма выборов, приходящихся на 5 качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение, N – общее число выборов, сделанных членами данной группы. Если все без исключения члены коллектива выберут одни и те же качества личности, то общее количество выборов, приходящихся на соответствующие 5 качеств, окажется равным сумме всех выборов, сделанных всеми членами коллектива, то есть n станет равным N, а m – нулю; вся формула обратиться в единицу. В результате получим показатель, равный 100%, что свидетельствует о полном совпадении мнений группы по ценностным факторам. Если распределение выборов окажется случайным (не будет совпадений), то показатель ЦОЕ оказывается равным 0.
|
|
2) Метод семантического дифференциала для оценки социально-психологического климат. Респонденту предлагается оценить атмосферу в коллективе с помощью 3 шкал, каждая из которых разбита оценками от –3 до +3, а по краям шкалы даны прилагательные, характеризующие неблагоприятный и благоприятный социально-психологический климат:
/_-3_/_-2_/_-1_/_0_/_1_/_2_/_3_/
раздражающий приятный
/_-3_/_-2_/_-1_/_0_/_1_/_2_/_3_/
жестокий добрый
/_-3_/_-2_/_-1_/_0_/_1_/_2_/_3_/
грязный чистый
|
|
Респондент отмечает крестиком соответствующую его мнению оценку в каждой строке. Общая оценка соц.-психологического климата осуществляется по формуле:
W =2∑Xr / r (z – 1), где
X – средняя арифметическая по r-й шкале,
r – число шкал,
z – число позиций шкалы,
Если W = -1, то можно говорить об абсолютно неблагоприятном соц.-психологическом климате, если W = 1, то здесь абсолютно благоприятный климат.
Второй этап предполагает анализ одномерных и двумерных распределений.
На третьем этапе, как и на первом, используется методика Вайсмана и метод семантического дифференциала, а также применяется коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для сравнения «идеального» портрета руководителя-лидера, полученного на втором этапе, с реальными руководителями обоего пола.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена имеет следующий вид:
К=1 – 6∑d2 / n3 – n
d – разность рангов,
n – общее число рангов или вариантов ответа,
∑d2 – сумма квадратов разности рангов.
Коэффициент Спирмена изменяет свою величину от - 1 до +1.
При к = -1 сравниваемые группы прямо противоположны.
При к =+1сравниваемые группы полностью совпадают по выделенным признакам.
То есть, ранжированные ряды по каждому отдельному руководителю сравниваются с ранжированным рядом «руководителя-лидера». Различие оценивается от -1 до +1, если коэффициент определенного руководителя равен -1, то он полная противоположность «руководителя-лидера», если его показатель равен +1, то его характеристики полностью совпадают с характеристиками «руководителя-лидера». Эти две крайние позиции (-1 и +1) вряд ли можно будет встретить в ходе обработки эмпирической информации, показатели коэффициента скорее будут в интервале от-1 до +1.
Инструментарий
Анкета №1
Здравствуйте, это анкетирование проводится с целью изучения влияния условий трудовой деятельности на эффективность работы вашей организации. Анкетирование проводиться анонимно, вся полученная информация конфиденциальна и используется строго в обобщенном виде.
Ваши ответы и предложения помогут выявить недостатки и наметить пути их устранения.
При заполнении анкеты просим подчеркнуть тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением, или дописать свой ответ. Просьба отвечать наиболее честно и добросовестно.
Заранее благодарим за участие в анкетировании!
В период коренных преобразований в нашем обществе, становления рыночной экономики, мы становимся свидетелями бурного развития торговли.
Отчего, по вашему мнению, сегодня в большей степени зависит успех в работе любой организации в сфере торговли?
1.1 От сложившейся экономической ситуации (налоговая политика, конкуренты, инфляция и т.д.)
1.2 От сотрудников, их квалификации и профессионализма
1.3 Другое (напишите)______________________________
1.4
Сколько лет Вы работаете в этой организации?
2.1 менее 1 года
2.2 1 – 3 года
2.3 3 – 5 лет
2.4 5 – 10 лет
2.5 более 10 лет
3. Как изменились условия труда (заработок, отношения с руководством и в коллективе и т.д.) со времени поступления на работу в эту организацию?
3.1 Изменились в лучшую сторону
3.2 Остались без изменения
3.3 Изменились в худшую сторону
3.4 Затрудняюсь ответить
Как Вы оцениваете деятельность организации в настоящее время?
4.1 Отлично
4.2 Хорошо
4.3 Могло бы быть и лучше
4.4 Плохо
4.5 Затрудняюсь ответить
5. В какой мере Вас удовлетворяют следующие условия вашей работы? (нужное отметить знаком «+» в соответствующей графе)
Вполне удовлетворяет | Удовлетворяет | Не удовлетворяет | Совершенно не удовлетворяет | Это не имеет для меня большого значения | |
Заработок | |||||
Разнообразие работы | |||||
Возможности продвижения | |||||
Отношения с руководством | |||||
Взаимоотношения в коллективе |
|
|