2 Урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы».
Задачи:
1.Дать знания обучающимся по ТЭК, раскрыть его значимость в хозяйстве страны и проблемы.
2.Развивать у школьников географическое мышление, память, внимание.
3.Осуществлять на уроке экономическое, экологическое и нравственное воспитание обучающихся.
Тип урока: комбинированный
Наглядность: атласы, физическая карта России, контурная карта, географический диск для 6-10 классов.
Ход урока.
Организационная часть урока.
Приветствие обучающихся.Проверка готовности к уроку. Учитель сообщает цели и задачи урока.
2.Повторение и проверка пройденного материала.
Учитель раздает обучающимся карточки, где даны незаконченные определения терминам.
Карточка№1
Совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий ее существования называется…..(хозяйство страны)
Карточка№2
Суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны называется…..(валовой внутренний продукт)
|
|
Карточка№3
Показатель эффективности труда, измеряется количеством времени, затраченного на производство единица продукции называется…..(производительностью труда)
Карточка№4
Самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности называется…..(предприятием)
Карточка№5
Предприятия, производящие сходную продукцию или оказывающие одинаковые услуги, объединяются в …..(отрасли экономики)
На доске закончить отраслевую структуру хозяйства
Производственная сфера Непроизводственная сфера
1.Промышленность 1.Народное образование
2………… 2……….
3. 3.
4. 4.
Основная часть урока
Учитель: Все отрасли хозяйства можно объединять между собой в зависимости от главной роли, которую они выполняют в хозяйстве. На этой основе в хозяйстве страны выделяют межотраслевые комплексы. Назовите их? (ТЭК, АПК, ВПК………)
Учитель:
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из комплексов- это топливно-энергетическим. Раскроем его состав значимость в хозяйстве страны и проблемы.
Работа с учебником.
§1 стр.7
Вспомним, из каких секторв экономики состоит наше хозяйство. Ответим на вопросы рядом со схемой.
Рассмотрим рисунок 1 стр.8 учебника
1.Назовите составные части ТЭК?
2.Дайте определение понятию?
|
|
3.Какова роль ТЭК в хозяйстве страны?
Работа с атласами и контурными картами.
Откройте атлас. Найдите карту “Топливная промышленность России”.
Где в России добывают больше разного вида топлива?
Почему в азиатской части больше запасов топлива?
Откройте контурную карту на стр.1,подпишите крупнейшие угольные бассейны и нефтяные базы страны.
Работа над новыми терминами.
Рисунок №2 стр8-9 термины ТЭБ, условное топливо ознакомиться
Дать определения терминам и записать их в тетрадь
ТЭБ, условное топливо, ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС, ПЭС, АЭС, АТЭЦ и АСТ
ТЭС- это тепловая электростанция, вырабатывающая энергию
ТЭЦ- теплоэлектроцентраль, вырабатывает тепло и энергию
ГЭС- гидроэлектростанция, вырабатывает электроэнергию
ГАЭС- это гидроаккумулирующая электростанция, вырабатывает электроэнергию
ПЭС- приливная электростанция, вырабатывает электроэнергию
АЭС- атомная электростанция, вырабатывает электроэнергию
АТЭЦ- атомная ТЭЦ (на Чукотке Билибинская атомная ТЭЦ, ядерная энергия используется для нужд электроснабжения)
АСТ- атомная станция теплоснабжения, каждая с двумя ядерными блоками мощностью 1 млн.квт (Нижний Новгород, Воронеж)
Просмотр диска
Учитель
После просмотра диска вы должны ответить на вопрос: Каковы проблемы ТЭК России?
Заслушивается выступление обучающегося об отрицательном влиянии ТЭК на окружающую среду.