Вспомним…
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) | Проблема (ПОЧЕМУ?) |
То, о чём говорится в тексте | Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя | Вопрос, о котором рассуждает автор |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. | Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему? |
Алгоритм размышления [1]
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
1. внимательно прочитать текст;
2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
|
|
3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».
ЗАДАНИЕ 10
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА
Как составить план [2]
Для этого надо:
- определить, о чём говорится в каждой части текста;
- дать название каждой части, соответствующее её содержанию.
Примечание:
1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три.
2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста
3) По возможности пользуйтесь словами из текста.
4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.
Например:
1. Летние каникулы.
2. В гостях у бабушки.
3. Памятное событие.
4. Летняя сказка закончилась.
ЗАДАНИЕ 13
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.
разновидность | определение | примеры |
1. Нейтральная | Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем | Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный и др. |
2. Книжная | Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому. Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль. | Лингвистика, ответчик, эпитет, бщественность, грядущий, Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить |
3. Разговорная | Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т.д.) К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга. | Малюсенький, задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть |
4. Просторечная лексика | Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи) 1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень 2. Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей. 3. Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей: | обормот, дрыхнуть, облапошить. Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа. давеча, небось, отродясь. |
ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:
|
|
стилистически нейтральное | книжное |
улучшение | прогресс |
отменить | упразднить, аннулировать |
отрывок | фрагмент |
враг | недруг |
стилистически нейтральное | Разговорное |
важничать | форсить |
спать | дрыхнуть |
плакать | реветь |
стилистически нейтральное | эмоционально окрашенное |
лошадь | кляча |
сделать | смастерить, сладить |
легкомыслие | дурашливость |
ЗАДАНИЕ 14
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
это устойчивое неделимое сочетание слов, которое воспроизводится в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,звёздный час, заварить кашу, со всех ног).