Гигиена лечебно-профилактических учреждений

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ГИГИЕНА

(для стоматологов)

Список учебной литературы:

Базовая литература:

1. Гигиена: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

Основная литература:

1. Пивоваров Ю.П. Гигиена с основами экологии человека: учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006.

2. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник.-М.: ГОУ ИКАР, 2002.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., допол. и испр.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

4. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Учебное пособие по военной гигиене и эпидемиологии.-М.: Медицина, 1988

5. Архангельский В.И., Бабенко О.В. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. Учебное пособие.-М.: «ГЭОТАР» - Медиа, 2006.

Дополнительная литература:

1. Барсуков О.А., Барсуков К.Д. Радиационная экология. М., 2003.

2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены. 2-е изд. перераб. и доп. – К.: Вища школа, 1999.

3. Ильин Л.А., Кириллов В.Ф., Коренков И.П. Радиационная гигиена: Учебник.-М.: Медицина, 1999.

4. Гигиена труда: гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р 2.2.755-99. Издание официальное. - М.: Минздрав России, 1999.

5. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.560-96.-М., 1997.

6. Джамирзе Ш.Х., Нефедов П.В., Хачемизов А.Р. Личная гигиена: пособие для студентов уч. заведений и учащихся общеобразовательных учреждений. - Майкоп, 2005.

7. Коммунальная гигиена. Учебник / Под ред. В.Т. Мазаева.-М., 2005.

8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков.-М.: «Медицина», 2008.

9. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99.-М.: Изд. Минздрава России, 2000.

10. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» ФЗ от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ.

11. «О защите прав потребителей» ФЗ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).

12. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ФЗ от 2 января 2000г. № 29-ФЗ.

13. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

14. Основы экологии и охраны природы: Учебник / Под ред. А.П. Арзамасцева. -М.: ОАО «Изд. Медицина», 2008.

15. «Об охране окружающей среды» ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

16. Потребности в энергии и белке. Доклад объединенного консультативного совещания ФАО, ВОЗ, УООН, ВОЗ.-М.: Медицина, 1987.

17. Руководство по контролю качества питьевой воды.- ВОЗ. М.: Медицина, 1986.-т.1,2; М.: Медицина, 1987.-т.2.

18. Самсонов М.А., Покровский А.А. Справочник по диетологии.-М.: Медицина, 1992.

19. Устав внутренней службы. М., 2005.

20. Федеральный закон «О статусе военнослужащих». М., 2005.

21. «Федеральный реестр биологически активных добавок к пище». М.: Изд-во «Когелет», 2000.

22. Щербо А.П. Больничная гигиена. Руководство для врачей.-СПБ.: СПбМАПО, 2000.

23. Кириллов В.Ф, Гигиена труда врачей хирургического профиля. - М., 1982.

24. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. - М., 2002.

25. МРПТХВ. Научные обзоры литературы по токсичности и опасности химических веществ. Программа ООН по окружающей среде / Под. ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. - М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1983-1993.

26. Национальный план действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 г.-М., 2001.

27. Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М., 2002.

28. Сидоренко Г.И., Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Кутепов Е.Н. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе. - М., 1995.

29. Стратегия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях социально-экономического развития России на период до 2010 года. - М., 2001.

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-СТОМАТОЛОГУ

Вопросы к текущим занятиям

Коммунальная гигиена

1. Перечислите физические параметры атмосферного воздуха.

2. Дайте определение понятию «погода», «климат» и «микроклимат».

3. На какие клинические типы классифицируется погода.

4. Какие природные факторы физической природы формируют «микроклимат» помещений жилых и общественных зданий?

5. На какие физиологические процессы оказывает влияние микроклимат?

6. Перечислите пути (механизмы) теплоотдачи организма.

7. С помощью каких приборов можно определить температуру воздуха?

8. Для каких целей используется минимальный термометр и каково его устройство?

9. Для каких целей используется максимальный термометр и как он устроен?

10. Каковы нормативы температуры воздуха помещений жилых и общественных зданий по климатическим поясам?

11. Что служит причиной дифференциации температуры воздуха помещений жилых и общественных зданий по климатическим поясам?

12. Что такое влажность воздуха?

13. Перечислите виды влажности воздуха.

14. Какой вид влажности воздуха имеет гигиеническое значение?

15. Что такое «относительная влажность воздуха»?

16. Как можно определить относительную влажность воздуха?

17. С помощью каких приборов определяют относительную влажность воздуха?

18. Как можно определить максимальную влажность воздуха?

19. Как можно определить абсолютную влажность воздуха?

20. Что такое «точка росы»?

21. Что такое «дефицит насыщения»?

22. Как изменяется теплопроводность воздуха с изменением его влажности?

23. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха вне помещений.

24. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха внутри помещений.

25. На какую функцию организма человека оказывает влияние движение воздуха?

26. Каковы теплоощущения человека при сочетании высокой температуры воздуха (напр.- 300С), высокой относительной влажности воздуха (напр. - 90%) и низкой скорости движения воздуха (напр.- 0,01 м\с)?

27. Каковы теплоощущения человека при сочетании высокой температуры воздуха (напр.- 300С), низкой относительной влажности воздуха (напр. - 20%) и оптимальной скорости движения воздуха (напр.,- 0,3 м\с)?

28. Виды психрометров.

29. Принцип работы психрометров.

30. В каких единицах измеряется абсолютная влажность воздуха?

31. В каких единицах измеряется максимальная влажность воздуха?

32. В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха?

33. Какими приборами определяется скорость движения воздуха в помещениях?

34. Какими приборами определяется скорость движения воздуха вне помещений?

35. В каких единицах определяется скорость движения воздуха?

36. Что такое «роза ветров»?

37. Для какой цели используются кататермометры?

38. Виды кататермометров.

39. Принцип работы кататермометров.

40. Какими приборами измеряется атмосферное давление?

41. В каких единицах измеряется атмосферное давление?

42. Каков химический состав атмосферного воздуха?

43. Каков химический состав выдыхаемого человеком воздуха?

44. Каково значение движение воздуха открытых мест (атмосферного воздуха)?

45. Каково значение движение воздуха в помещениях?

46. Механизм обмена между воздухом помещений и атмосферным воздухом.

47. Какие виды вентиляции Вам известны?

48. Какие существуют виды искусственной вентиляции?

49. Что такое кратность воздухообмена помещения?

50. В каких единицах измеряется кратность воздухообмена помещения?

51. Как узнать показатель кратности естественного воздухообмена помещения?

52. Как узнать показатель кратности искусственного воздухообмена помещения?

53. Как узнать количество воздуха, поступающее в помещение от вентилятора?

54. Что такое кондиционирование воздуха?

55. Что такое коэффициент естественной вентиляции (КЕВ)?

56. Как можно рассчитать коэффициент естественной вентиляции?

57. Норма коэффициента естественной вентиляции.

58. Предельно допустимое содержание углекислого газа в жилых помещениях.

59. Оптимально допустимое содержание углекислого газа в жилых помещениях.

60. Чем обусловлен так называемый «спертый» воздух в жилых плохо проветриваемых помещениях?

61. Как можно рассчитать необходимую для данных условий (величина помещения, количество людей, находящихся в этом помещении и пр.) или «должную» величину кратности естественного воздухообмена?

62. Как можно рассчитать фактическую для данных условий (величина помещения, количество людей, находящихся в этом помещении и пр.) величину кратности естественного воздухообмена?

63. Каким должна быть в нормальных условиях величина кратности естественного воздухообмена?

64. Каким показателем является концентрация углекислого газа в воздухе помещения – «прямым» или «косвенным»?

65. Если Вы считаете, что концентрация углекислого газа в воздухе помещения является «прямым» показателем его загрязнения, то обоснуйте свою позицию.

66. Если Вы считаете, что концентрация углекислого газа в воздухе помещения является «косвенным» показателем его загрязнения, то обоснуйте свою позицию.

67. Что обозначается термином «антропогазы» и каково их происхождение?

68. Что понимают под термином «воздушный куб»?

69. Какова в нормальных условиях величина «воздушного куба»?

70. Какие заболевания могут передаваться в плохо проветриваемых жилых помещениях через воздух?

71. Какие Вы знаете виды освещения?

72. Какие Вы знаете показатели, характеризующие естественную освещенность помещения и рабочего места?

73. Перечислите косвенные методы оценки естественной освещенности помещения и рабочего места.

74. Назовите прямой метод оценки освещенности.

75. Что такое угол падения света?

76. Какова минимально допустимая величина угла падения света?

77. Что такое угол отверстия?

78. Какова минимально допустимая величина угла отверстия?

79. В каких единицах оценивается угол падения света и угол отверстия?

80. Что такое световой коэффициент (СК)?

81. Каковы нормативы СК для разных помещений лечебно-профилактических учреждений?

82. Что такое глубина заложения помещения?

83. Норматив глубины заложения помещения?

84. Что такое коэффициент естественной освещенности (КЕО)?

85. Каковы нормативы КЕО для разных помещений лечебно-профилактических учреждений?

86. Какой прибор обычно используют для определения КЕО?

87. В каких единицах оценивается КЕО?

88. Какие показатели характеризуют искусственное освещение?

89. Какие Вы знаете виды осветительных приборов?

90. Какие Вы знаете виды искусственной освещенности?

91. Что такое удельная мощность искусственной освещенности?

92. Как можно определить удельную мощность искусственной освещенности?

93. В каких единицах оценивается удельная мощность искусственной освещенности?

94. Каковы показания к использованию разных типов светильников?

95. Каково физиологическое значение воды?

96. Охарактеризуйте гигиеническое значение воды.

97. Дайте обоснование градостроительному значению воды.

98. Какова эпидемиологическая роль воды?

99. Какова хозяйственная роль воды?

100. Какова потребность организма в питьевой воде (в сутки)?

101. Каковы мировые запасы питьевой воды?

102. Какие показатели характеризуют органолептические свойства воды?

103. Какие показатели характеризуют физико-химический состав воды?

104. Какие показатели характеризуют микробный состав воды?

105. Показатели загрязнения воды органическими веществами.

106. Назовите косвенные показатели загрязнения воды органическими веществами.

107. О чем свидетельствует повышенное содержание нитратов в воде?

108. О чем свидетельствует повышенное содержание хлоридов в воде?

109. Нормативы качества воды для местных источников водоснабжения?

110. Какое количество солей аммония допускается в питьевой воде?

111. Какое количество нитритов допускается в питьевой воде?

112. Какое количество нитратов допускается в питьевой воде?

113. Какое количество хлоридов допускается в питьевой воде?

114. Какое количество сульфатов допускается в питьевой воде?

115. Какое количество солей железа допускается в питьевой воде?

116. Что такое перманганатная окисляемость воды?

117. Какова перманганатная окисляемость питьевой воды в норме?

118. О чем говорит повышенная перманганатная окисляемость воды?

119. Микробное число для питьевой воды при централизованном водоснабжении.

120. Какие вирусные заболевания могут передаваться водным путем?

121. Какие микробные заболевания могут передаваться водным путем?

122. Какие заболевания могут вызывать типичные водные эпидемии?

123. Какие документы регламентируют качество питьевой воды?

124. Заболевание, связанное с высоким содержанием в питьевой воде нитратов?

125. Какова реакция организма при повышенном содержании в питьевой воде сульфатов?

126. Каково значение повышенного содержания в питьевой воде солей железа?

127. Каково гигиеническое значение повышенного содержания фторидов в питьевой воде?

128. Каково гигиеническое значение пониженного содержания фторидов в питьевой воде?

129. Каково гигиеническое значение пониженного содержания в питьевой воде йода?

130. Профилактика заболевания, вызванного сниженным содержанием в питьевой воде йода?

131. Профилактика заболевания, вызванного сниженным содержанием в питьевой воде фторидов?

132. Как проводится профилактика заболевания, вызванного повышенным содержанием в питьевой воде фторидов?

133. Как проводится обработка воды при повышенном содержании в ней солей железа (деферризация)?

134. Что такое сапробность воды?

135. Что такое олигосапробные воды?

136. Что такое a - и b - мезосапробные воды?

137. Что такое полисапробные воды?

138. Сколько воды в среднем выпивает человек за свою жизнь (70 лет)?

139. Цель очистки питьевой воды.

140. Цель обеззараживания питьевой воды.

141. Перечислите способы очистки питьевой воды.

142. Перечислите способы обеззараживания питьевой воды.

143. Назовите установки для очистки питьевой воды.

144. Как проводится очистка питьевой воды на сельских водопроводах?

145. Принцип действия медленного фильтра, предназначенного для осветления воды.

146. Схема очистки питьевой воды на городских водопроводных станциях при водозаборе из открытых водоемов?

147. Схема очистки питьевой воды на городских водопроводных станциях при водозаборе из подземных водоисточников?

148. Методы осветления питьевой воды.

149. Принцип (химизм) коагуляции воды.

150. Назовите коагулянты, применяемые для осветления воды.

151. Как проводится выбор дозы коагулянта для очистки питьевой воды?

152. Что используется для ускорения процесса коагуляции воды?

153. Сравнительная оценка скорого фильтра и контактного осветлителя.

154. Перечислите специальные методы улучшения качества питьевой воды.

155. Деферризация питьевой воды.

156. В каких случаях и для чего проводят фторирование питьевой воды.

157. Физические методы обеззараживания питьевой воды, их сравнительная гигиеническая характеристика.

158. Химические методы обеззараживания питьевой воды.

159. Кто в России впервые предложил и применил хлорирование питьевой воды?

160. Какие Вы знаете препараты для хлорирования питьевой воды?

161. Какая микрофлора остается жизнеспособной после хлорирования воды?

162. Какие химические вещества появляются в воде после ее хлорирования?

163. Способы хлорирования воды.

164. Химизм хлорирования воды.

165. Условия, необходимые для эффективного обеззараживания воды.

166. Понятие «хлорпотребность» воды.

167. Понятие «хлорпоглощаемость» воды.

168. Понятие «остаточный хлор» в прохлорированной воде.

169. Норма остаточного хлора.

170. Принцип метода определения активного хлора в хлорпрепарате.

171. Обеззараживание воды в колодце.

172. Как проводится дехлорирование воды?

173. Бактериологические показатели загрязнения питьевой воды.

174. Допустимые величины бактериального загрязнения водопроводной воды.

175. Допустимые величины бактериального загрязнения колодезной воды.

176. Зоны санитарной охраны водоисточников и их назначение и требования к их обустройству.

177. Задачи водоснабжения личного состава (л/с) войск в полевых условиях.

178. Источники, используемые для водоснабжения л/с в полевых условиях.

179. Нормы полевого водоснабжения войск.

180. Организация водоснабжения войск в полевых условиях.

181. Нормативы качества питьевой воды в полевых условиях.

182. Разведка «на воду». Этапы и особенности ее проведения.

183. Пункт водоснабжения. Устройство и оснащение.

184. Водоразборный пункт: устройство и назначение.

185. Водоснабжение л.с. в наступлении и обороне.

186. Методы улучшения качества воды в полевых условиях, в т.ч., с помощью подручных средств.

187. Табельные средства добычи воды в полевых условиях.

188. Табельные средства улучшения качества воды в полевых условиях.

189. Табельные средства улучшения качества индивидуальных запасов воды.

190. Осветление воды в полевых условиях.

191. Обеззараживание воды в полевых условиях.

192. Дегазация воды в полевых условиях.

193. Дезактивация воды в полевых условиях.

194. Задачи медицинской службы по вопросам водоснабжения в полевых условиях.

195. Задачи инженерной службы по вопросам водоснабжения в полевых условиях.

196. Санитарно-топографическая разведка водоисточника, ее цель и задачи.

197. Санитарно-эпидемиологическая разведка водоисточника, ее цель и задачи.

198. Санитарно-техническая разведка водоисточника, ее цель и задачи.

199. Анализ воды в полевых условиях.

200. Для чего служат больницы? 

201. Виды больниц.

202. Подразделения многопрофильных больниц.

203. Системы строительства больниц. Преимущества и недостатки каждой из них.

204. Гигиенические требования к выбору земельного участка под строительство больницы (ситуационный план).

205. Гигиенические требования к планировке и застройке больничного участка (генеральный план).

206. Особенности планировки приемного отделения для разных больниц.

207. Понятие о палатной секции.

208. Набор помещений, входящих в палатную секцию.

209. Гигиенические требования к площади и кубатуре палаты.

210. Гигиенические требования к микроклимату и отоплению палаты.

211. Гигиенические требования к естественному освещению палаты.

212. Гигиенические требования к искусственному освещению палаты.

213. Гигиенические требования к естественной вентиляции палаты.

214. Гигиенические требования к искусственной вентиляции палаты.

215. Гигиенические требования к благоустройству палаты.

216. Гигиенические требования к операционному блоку.

217. Гигиенические требования к акушерскому отделению.

218. Гигиенические требования к детскому неинфекционному отделению.

219. Гигиенические требования к инфекционному отделению.

220. Гигиенические требования к лечебно-диагностическим отделениям.

221. Гигиенические требования к поликлиническому отделению.

222. Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздуха лечебных учреждений.

 

Гигиена питания

1. Что понимают под термином “энергозатраты человека”?

2. Какие Вы знаете методы определения затрат энергии человеком?

3. Какой из существующих методов определения суточных энергозатрат человека наиболее часто применяется на практике?

4. Из чего складываются суточные энергозатраты человека?

5. Что такое “специфически-динамическое действие пищи (или пищевых веществ)”?

6. Какова величина “специфически-динамического действия пищи”?

7. Что такое “основной обмен”?

8. Какова в среднем величина “основного обмена” у женщины, у мужчины?

9. Какие факторы оказывают влияние на величину “основного обмена”?

10. Как отражается на величине “основного обмена” возраст человека?

11. Как отражается на величине “основного обмена” пол человека?

12. Как отражается на величине “основного обмена” температура окружающей среды?

13. Как отражается на величине “основного обмена” состояние здоровья человека?

14. Какие гормоны повышают величину “основного обмена”?

15. Какие гормоны понижают величину “основного обмена”?

16. В каких единицах оценивается величина “основного обмена”?

17. Что Вы понимаете под термином “нерегулируемые” энергозатраты?

18. Что Вы понимаете под термином “регулируемые” энергозатраты?

19. Как отражается на потребности человека в энергии его деятельность?

20. Что такое “энергетический баланс”?

21. Какова технология расчета фактических (валовых) суточных энергозатрат человека?

22. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма белка?

23. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма жира?

24. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма углеводов?

25. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления белков?

26. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления жиров?

27. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления углеводов?

28. В каких единицах оценивается энергетическая ценность белков, жиров, углеводов?

29. Как, зная суточные энергозатраты человека, можно рассчитать необходимое количество белков, жиров, углеводов для компенсации данных энергозатрат?

30. На какие группы делится население в существующей классификации труда по степени его тяжести?

31. Какие принципы заложены в существующую классификацию населения по степени тяжести труда?

32. Представители каких профессий составляют первую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

33. Представители каких профессий составляют вторую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

34. Представители каких профессий составляют третью группу в классификации населения по степени тяжести труда?

35. Представители каких профессий составляют четвертую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

36. Представители каких профессий составляют пятую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

37. На какие возрастные группы разделено взрослое трудоспособное население в классификации труда по степени его тяжести в зависимости от половой принадлежности?

38. Каковы энергозатраты студентов мужчин и женщин?

39. Какие Вы знаете методы оценки питания населения?

40. Какова технология бюджетного метода оценки питания населения?

41. Какова технология балансового метода оценки питания населения?

42. Какова технология опросного метода оценки питания населения?

43. Какова технология опросно-весового метода оценки питания населения?

44. Какова технология лабораторного метода оценки питания населения?

45. Какова технология расчетного метода оценки питания населения?

46. Как можно определить содержание в продукте питания белков?

47. Как можно определить содержание в продукте питания жиров?

48. Как можно определить содержание в продукте питания углеводов?

49. Как можно определить содержание в продукте питания аминокислот?

50. Как можно определить содержание в продукте питания витаминов?

51. Как можно определить содержание в продукте питания минеральных солей?

52. Как можно определить содержание в продукте питания микроэлементов?

53. Какова энергетическая ценность 1 грамма белков?

54. Какова энергетическая ценность 1 грамма жиров?

55. Какова энергетическая ценность 1 грамма углеводов?

56. Что такое “меню”?

57. Что такое “меню-раскладка”?

58. Чем меню отличается от меню-раскладки?

59. Что такое брутто-вес продукта?

60. Что такое нетто-вес продукта?

61. Как можно определить нетто-вес продукта?

62. Что такое калорийность – брутто?

63. Что такое калорийность – нетто?

64. Как можно определить калорийность–нетто, если известна калорийность-брутто?

65. На сколько процентов в среднем утилизируется организмом смешанная пища?

66. Из каких структурных единиц состоят белки?

67. Какие вы знаете белки по происхождению?

68. Какова основная функция белков в организме?

69. Могут ли белки выполнять в организме энергетическую функцию?

70. В каких случаях белки выполняют в организме энергетическую функцию?

71. В каком соотношении должны находиться в рационе белки растительного и животного происхождения?

72. Какова функция заменимых кислот (на примере любой аминокислоты)?

73. Сколько заменимых аминокислот Вы знаете? Перечислите 5-6 любых из них.

74. Что такое “незаменимые” аминокислоты?

75. Перечислите незаменимые аминокислоты для взрослого организма.

76. Какие аминокислоты являются незаменимыми для растущего организма?

77. Какова функция метионина?

78. Какова функция фенилаланина?

79. Какова функция лизина?

80. Какова функция аргинина?

81. Какие Вы знаете жиры по происхождению?

82. Из каких структурных единиц состоят жиры?

83. Какова основная функция жиров?

84. В чем заключается пластическая функция жиров?

85. Перечислите “насыщенные” жирные кислоты.

86. Перечислите “полиненасыщенные” жирные кислоты.

87. Чем отличаются друг от друга насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты?

88. Что попадает в организм вместе с жирами?

89. Перечислите жирорастворимые витамины?

90. Какая патология может развиваться при дефиците в рационе витамина “Д”?

91. Какая патология может развиваться при дефиците в рационе витамина “А”?

92. Что такое стерины и какие виды стеринов Вы знаете?

93. Что такое липиды высокой и низкой плотности?

94. Какой плотности липиды являются факторами риска заболеваний ССС?

95. В каком соотношении должны находиться в рационе жиры растительного и животного происхождения?

96. Как классифицируют углеводы?

97. Какую основную функцию выполняют в организме углеводы?

98. В чем заключается пластическая функция углеводов?

99. Назовите примеры моносахаридов.

100.Назовите примеры дисахаридов.

101.Назовите примеры полисахаридов.

102.Перечислите “пищевые волокна”.

103.Что понимается под термином "защищенные" углеводы?

104.Что понимается под термином "рафинированные" углеводы?

105.Какова функция в организме пищевых волокон?

106.Какова технология расчета в суточном рационе его энергоемкости?

107.Какова технология расчета в суточном рационе количества белков?

108.Какова технология расчета в суточном рационе количества жиров?

109.Какова технология расчета в суточном рационе количества углеводов?

110.Перечислите водорастворимые витамины.

111.Какая патология развивается при дефиците в рационе витамина “В1”?

112.Какая патология развивается при дефиците в рационе витамина “РР”?

113.Какая патология развивается при дефиците в рационе витамина “С”?

114.Назовите основные источники водорастворимых витаминов в рационе.

115.Назовите основные источники белков в рационе.

116.Назовите основные источники жиров в рационе.

117.Назовите основные источники углеводов в рационе.

118.Дайте определение термину “Рациональное питание”.

119.Какова физиологическая роль питания?

120.Перечислите 6 основных принципов рационального питания.

121.Назовите среди основных принципов рационального питания самый главный, ведущий.

122.Что Вы понимаете под адекватностью питания с количественной точки зрения?

123.Что Вы понимаете под адекватностью питания с качественной точки зрения?

124.Что Вы понимаете под адекватностью питания с точки зрения сбалансированности пищевого рациона?

125.Что Вы понимаете под адекватностью питания с точки зрения режима питания?

126.Что Вы понимаете под адекватностью питания с позиции ферментативного статуса организма?

127.Что Вы понимаете под адекватностью питания с позиции его безвредности?

128.От каких факторов зависит потребность организма в энергии и основных пищевых веществах?

129.Что такое “основной обмен”?

130.От каких факторов зависит основной обмен?

131.Как меняется основной обмен человека в зависимости от возраста?

132.Каковы половые особенности основного обмена в норме?

133.Перечислите основные пищевые вещества.

134.Как подразделяются пищевые вещества по происхождению?

135.Какова роль белков в питании?

136.Какова роль жиров в питании?

137.Какова роль углеводов в питании?

138.Из каких структурных единиц состоят белки?

139.Чем отличаются друг от друга белки животного и растительного происхождения?

140.Назовите примеры (4-5) заменимых аминокислот?

141.Почему заменимые аминокислоты называются “заменимыми”?

142.Назовите 8-10 незаменимых аминокислот?

143.Почему незаменимые аминокислоты называются “незаменимыми”?

144.Какие незаменимые аминокислоты особенно необходимы для растущего организма?

145.Назовите три самых важных среди незаменимых аминокислот?

146.Какую функцию в организме выполняет глютаминовая аминокислота?

147.Из каких структурных единиц состоят жиры?

148.Перечислите насыщенные жирные кислоты.

149.Перечислите полиненасыщенные жирные кислоты.

150.Какова физиологическая роль полиненасыщенных жирных кислот?

151.Как, зная количество в суточном рационе белков, жиров и углеводов, можно определить его суточную калорийность?

152.Каким должно быть распределение в суточной калорийности по приемам пищи?

153.Каким должно быть соотношение в суточном рационе белков, жиров и углеводов?

154.Сколько процентов суточного рациона должно покрываться за счет белков?

155.Сколько процентов суточного рациона должно покрываться за счет жиров?

156.Сколько процентов суточного рациона должно покрываться за счет углеводов?

157.Какова в среднем суточная потребность взрослого человека в белках (в граммах на кг массы тела) для компенсации основного обмена?

158.Какова в среднем суточная потребность взрослого человека в жирах (в граммах на кг массы тела) для компенсации основного обмена?

159. Какова в среднем суточная потребность взрослого человека в углеводах (в граммах на кг массы тела) для компенсации основного обмена?

160.Дайте понятие термину “Болезни питания”.

161.Какие Вы знаете болезни недостаточного питания?

162.Какие Вы знаете болезни белковой недостаточности в питании?

163.Какие Вы знаете болезни недостаточности жиров в питании?

164.Какие Вы знаете болезни недостаточности углеводов в питания?

165.Какие Вы знаете болезни недостаточности витаминов в питании?

166.Какие Вы знаете болезни недостаточности минеральных солей в питании?

167.Какие Вы знаете болезни недостаточности микроэлементов в питании?

168.Какие Вы знаете болезни избыточности питания?

169.Какие Вы знаете болезни избыточности белков в питании?

170.Какие Вы знаете болезни избыточности жиров в питании?

171.Какие Вы знаете болезни избыточности углеводов в питании?

172.Какие Вы знаете болезни избыточности витаминов в питании?

173.Какие Вы знаете болезни избыточности микроэлементов в питании?

174.От каких факторов зависит потребность организма в витамине “С”?

175.Что происходит с витамином “С” при кулинарной обработке продуктов?

176.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке продуктов для более полного сохранения в них витамина “С”?

177.Каким в среднем должно быть соотношение в суточном рационе фосфора и кальция?

178.Каково значение йода в питании?

179.Каково значение фтора в питании?

180.Перечислите водорастворимые витамины.

181.Перечислите жирорастворимые витамины.

182.Дайте классификацию углеводов.

183.Что Вы понимаете под термином “пищевые волокна”?

184.Какие вы знаете пищевые волокна?

185.Какую функцию в организме выполняют пищевые волокна?

186.Что такое молоко?

187.Каков состав коровьего молока?

188.Какова концентрация белков в коровьем молоке?

189.Каков состав белков коровьего молока?

190.Роль молока в питании населения, в.т.ч. детского.

191.Перечислите основные пищевые вещества, входящие в состав молока (химический состав молока).

192.Молоко относится к легко или трудно усвояемым продуктам?

193.Причины индивидуальной непереносимости молока.

194.Какова особенность белков молока?

195.Какова особенность жиров молока?

196.Какова особенность углеводов молока?

197.Какие ненасыщенные жирные кислоты содержатся в молоке?

198.Какими минеральными солями богато молоко?

199.Какие витамины входят в состав молока?

200.Почему молоко считают диетическим продуктом?

201.Причины бактериального загрязнения молока.

202.Какие заболевания животных могут передаваться через молоко?

203.Молоко, получаемое от каких больных животных, подлежит уничтожению?

204.Молоко, получаемое от каких больных животных, пригодно к употреблению после соответствующей обработки?

205.Какие заболевания передаются через молоко от больных людей или бациллоносителей?

206.Какие мероприятия направлены на предупреждение заболеваний, передаваемых молоком?

207.Значение в питании населения, в том числе детского, кисломолочных продуктов.

208.Перечислите и охарактеризуйте органолептические и физико-химические показатели молока.

209.Какие бактериологические показатели характеризуют доброкачественное молоко?

210.При какой температуре должно молоко храниться?

211.По каким показателям дается оценка натуральности и цельности молока?

212.Назовите нормальную плотность молока?

213.Как меняется плотность молока при добавлении в него воды?

214.Как меняется плотность молока при снятии сливок?

215.Как называется прибор для определения плотности молока?

216.При какой температуре определяется плотность молока?

217.Как называется прибор для измерения жира в молоке?

218.Норма жира в молоке.

219.По какой формуле можно определить сухое вещество в молоке?

220.Норма сухого остатка молока.

221.Какие показатели характеризуют свежесть молока?

222.Как определяется кислотность молока?

223.Норма кислотности молока.

224.Какова причина свертываемости молока при кипячении?

225.Какое гигиеническое значение имеет проба на редуктазу?

226.Что такое фальсификация молока?

227.С какой целью добавляют в молоко соду?

228.Как определить присутствие соды в молоке?

229.Можно ли употреблять молоко с примесью соды в пищу?

230.С какой целью добавляют в молоко крахмал?

231.Как определить присутствие в молоке крахмала?

232.Можно ли употреблять молоко с примесью крахмала в пищу?

233.Какие пробы проводят для определения пастеризации молока?

234.Проведите сравнительную оценку коровьего и грудного женского молока для питания детей раннего возраста.

235.Каковы особенности разных видов кисломолочных продуктов (кисломолочные продукты молочнокислого и смешанного брожения).

236.Роль мяса в питании населения, в том числе детского.

237.Назовите основные пищевые вещества, входящие в состав мяса (химический состав).           

238.Какая усвояемость мяса?

239.Какие белки входят в состав мяса?

240.В чем заключается процесс созревания мяса?

241.Какие жиры входят в состав мяса?

242.Какие заболевания могут передаваться через мясо?

243. Какие минеральные вещества входят в состав мяса?

244. Какие витамины входят в состав мяса?

245. Какие экстрактивные вещества входят в состав мяса, их физиологические функции? 

246. Мясо каких животных считается условно годным?

247. Какие гельминтозы могут передаваться через мясо?

248. Может ли передаваться через мясо дифиллоботриоз и описторхоз?

249. Какое мясо бракуется по гельминтологическим показателям?

250. По каким показателям оценивается свежесть мяса?

251. Опишите органолептические показатели свежего мяса.

252. Опишите органолептические показатели мяса подозрительной свежести.

253. Опишите органолептические показатели несвежего мяса.

254. Что дает проба горячим ножом?

255. Охарактеризуйте результаты пробной варки свежего мяса.

256.На чем основана проба Андриевского, каков ее результат для свежего мяса?

257. Какую реакцию имеет свежее мясо и как она меняется при его порче?

258. О чем говорит положительная проба на аммиак в фильтрате мяса?

259. Как оценивается положительная и отрицательная проба на пероксидазу?

260. Как оценивается положительная и отрицательная проба с сернокислой медью?

261. Как проводится бактериологическое исследование мяса?

262. Как проводится гельминтологическое исследование мяса?

263. Какой документ нормирует качество мяса и мясопродуктов?

264. Какие продукты и мясо относятся к “скоропортящимся”?

265. Мясо каких животных служит источником заражения людей трихинеллезом?

266. Какие участки мясной туши исследуют на наличие трихинелл?

267. Какой прибор используется для определения наличия в мясе трихинелл?

268. Роль рыбы в питании населения, в том числе детского.

269. Особенности белков мышечной ткани рыб.

270. Наличие каких аминокислот в белках рыб позволяет считать рыбу продуктом, 

271. Необходимым в детском питании?

272. Особенности жиров рыб.

273. Особенности минерального состава мышечной ткани рыб.

274. Какие заболевания передаются человеку через рыбу?

275. Какие гельминтозы передаются человеку через рыбу?

276. Опишите органолептические показатели свежей рыбы.

277. Что такое “загар” рыбы?

278. Какие пороки соленой рыбы вы знаете?

279.Что понимается под термином "выход муки"?

280.В каких единицах определяется "выход муки"?

281.Какой выход имеет пшеничная мука крупчатка?

282.Какой выход имеет пшеничная мука высшего сорта?

283.Какой выход имеет пшеничная мука 1-2 сорта?

284.Какой выход имеет ржаная мука пеклеванная?

285.Какой выход имеет ржаная мука обойная?

286.Какое гигиеническое значение имеет знание выхода муки?

287.Мука какого выхода (высокого или низкого) обладает наибольшей биологической ценностью?

288.Каково содержание белка в муке?

289.Каково содержание жира в муке?

290.Каково содержание углеводов в муке?

291.Каково содержание минеральных веществ в муке?

292.Что такое клейковина?

293.Каково содержание клейковины в пшеничной муке?

294.Каково содержание клейковины в ржаной муке?

295.От чего зависят хлебопекарные качества муки?

296.Какова методика определения клейковины?

297.Каков цвет пшеничной муки высшего сорта?

298.Каков цвет муки ржаной?

299.Какова методика определения запаха муки?

300.Какова методика определения вкуса муки?

301.Какова методика определения минеральных примесей в муке?

302.Какова методика определения металлопримесей в муке?

303.Какова методика определения в муке амбарных вредителей?

304.Перечислите амбарных вредителей.

305.Какое количество амбарных вредителей допускается в муке?

306.Как определяется влажность муки?

307.Какое гигиеническое значение имеет повышенная влажность муки?

308.Как определяется кислотность муки?

309.Какова в норме влажность пшеничной муки?

310.Какова в норме влажность ржаной муки?

311.Какова в норме кислотность пшеничной муки?

312.Какова в норме кислотность ржаной муки?

313.Примесь семян каких сорных растений может присутствовать в муке?

314.Какова предельно допустимая концентрация семян сорных растений в муке?

315.Какой незаменимой аминокислотой бедны белки муки пищевых злаков?

316.Какова биологическая и пищевая ценность хлеба?

317.Какие пищевые вещества входят в состав хлеба?

318.Что понимают под термином “влажность хлеба”?

319.Что понимают под термином “кислотность хлеба”?

320.Что понимают под термином “пористость хлеба”?

321.Что понимают под термином “закал” применительно к мякишу хлеба?

322.Что понимают под термином “непромес” применительно к мякишу хлеба?

323.Какие витамины поступают в организм человека с хлебом?

324.В результате чего в хлебе образуются поры?

325.Какой хлеб усваивается организмом лучше – с высокой или низкой пористостью?

326.Какой хлеб усваивается организмом лучше – с высокой или низкой кислотностью?

327.Какой хлеб усваивается организмом лучше – с высокой или низкой влажностью?

328.Что понимается под термином “болезни хлеба”?

329.Какие известны “болезни хлеба”?

330.Какова должна быть в норме толщина верхней и нижней корок хлеба?

331.Какие исследования проводят для экспертизы качества хлеба?

332.Перечислите органолептические показатели качества хлеба.

333.Перечислите физико-химические методы исследования качества хлеба.

334.Как определяют влажность хлеба?

335.Как определяют кислотность хлеба?

336.Как определяют пористость хлеба?

337.Какова должна быть кислотность пшеничного хлеба?

338.Какова должна быть кислотность ржаного хлеба?

339.Какова должна быть пористость пшеничного хлеба?

340.Какова должна быть пористость ржаного хлеба?

341.Какова должна быть влажность пшеничного хлеба?

342.Какова должна быть влажность ржаного хлеба?

343.Какие известны способы изготовления хлеба?

344.Какие известны способы выпечки хлеба?

345.Каково основное свойство хлеба как пищевого продукта для человека?

346.Каким продуктам отдается предпочтение при организации питания в полевых

условиях?

347.Какие органолептические исследования проводят при санитарно-гигиенической экспертизе сухарей и концентратов?

348.Какое гигиеническое значение имеет определение влажности и намокаемости, кислотности сухарей?

349.Имеются ли ограничения в употреблении сухарей?

350.Как может измениться качество концентратов в процессе их хранения? 

351.Какие из существующих способов консервирования пищевых продуктов чаще других используют при изготовлении концентратов?

352.Перечислите методы санитарно-гигиенической оценки концентратов, расскажите технику их выполнения.

353. Сравните энергетическую ценность сухарей и свежего хлеба.

354.Как определяется кислотность сухарей?

355.Как определяется влажность сухарей?

356.Как определяется намокаемость сухарей?

357.Какова намокаемость сухарей в норме?

358.Какова намокаемость галет в норме?

359.Чем отличаются друг от друга сухари и галеты?

360.Приедаются ли сухари и галеты?

361.В каких случаях отдается предпочтение сухарям и галетам вместо хлеба?

362.Что понимается под термином “консервы”?

363.Какие продукты обычно служат исходным сырьем для консервирования?

364.Какая обычно используется тара (упаковка) для консервирования?

365.Перечислите способы консервирования скоропортящихся продуктов?

366.Назовите физические технологии (способы) консервирования продуктов.

367.Назовите химические технологии (способы) консервирования продуктов.

368.Назовите биологические технологии (способы) консервирования продуктов.

369.Что понимается под термином “бомбаж” консервной банки?

370.Что может явиться причиной “бомбажа”?

371.Что понимается под истинным “бомбажем”?

372.Что понимается под ложным “бомбажем”?

373.Каковы причины истинного “бомбажа”?

374.Каковы причины ложного “бомбажа”?

375.Что понимается под термином “физический бомбаж”?

376.Что понимается под термином “химический бомбаж”?

377.Что понимается под термином “биологический бомбаж”?

378.Какая микрофлора развивается в консервной банке при истинном “бомбаже”?

379.Чем опасен истинный “бомбаж”?

380.В результате каких процессов происходит образование “химического бомбажа”?

381.Какой газ накапливается в консервной банке при “химическом бомбаже”?

382.Почему возникает “бомбаж” при развитии в продукте консервной банки анаэробной флоры?

383.Как решается вопрос об использовании для употребления в пищу “бомбажных” консервов?

384.Как можно установить, из какого продукта изготовлены консервы в металлической таре, не вскрывая консервную банку?

385.Как можно определить дату изготовления консервов?

386.Какой гарантийный срок хранения мясных консервов?

387.Какой гарантийный срок хранения рыбных консервов?

388.Какой гарантийный срок хранения овощных консервов?

389.Перечислите методы санитарно-гигиенической экспертизы консервов.

390.Каким методом определяется концентрация свинца в полуде консервной банки?

391.Какова допустимая концентрация свинца в полуде консервной банки?

392.Можно ли консервировать хлеб?

393.Как называется консервированный хлеб?

394.Что понимается под термином “концентраты”?

395.Можно ли считать концентраты консервами?

396.Что такое "концентраты" (применительно к пищевым продуктам)?

397.Что может служить внешней оболочкой (тарой, упаковкой) концентратов?

398.Какова в принципе технология изготовления концентратов?

399.Какой гарантийный срок хранения концентратов?

400.Перечислите методы санитарно-гигиенической экспертизы концентратов.

401.Как проводится органолептическая оценка концентратов?

402.Дайте определение понятию “Пищевые отравления”.

403.Кто автор первой в мире классификации пищевых отравлений?

404.На какие три группы подразделяются пищевые отравления?

405.Какие группы пищевых отравлений относятся к “Микробным пищевым отравлениям”?

406.Почему группа пищевых отравлений получила название “Токсикоинфекции”?

407.Дайте определение понятию “Токсикоинфекции”.

408.Почему группа пищевых отравлений получила название “Пищевые токсикозы”?

409.Дайте определение понятию “Пищевые токсикозы (интоксикации)”.

410.Дайте классификацию “Пищевых отравлений”.

411.Что понимается под пищевыми отравлениями из группы “Миксты”?

412.Чем отличаются пищевые “Токсикоинфекции” от кишечных инфекций?

413.Какие возбудители вызывают “Токсикоинфекции”?

414.Какие условия необходимы для возникновения “Токсикоинфекций”?

415.Какие условия необходимо создать для исключения “Токсикоинфекций”?

416.Какие продукты чаще всего являются причиной возникновения “Токсикоинфекций”?

417.Каков инкубационный период при “Токсикоинфекциях”?

418.Какова типичная клиническая картина “Токсикоинфекций”?

419.Каковы должны быть действия врача при подозрении на случай (случаи) “Токсикоинфекций”?

420.Какой материал необходимо направить в Центр госсанэпиднадзора при подозрении на случай “Токсикоинфекции”?

421.Какова лечебная тактика врача при установлении диагноза “Токсикоинфекция”?

422.Какова средняя продолжительность течения типичного случая “Токсикоинфекции”?

423.Профилактика “Токсикоинфекций”.

424.Каким возбудителем вызывается “Стафилококковый токсикоз”?

425.Каким путем возбудитель “Стафилококкового токсикоза” может попасть на пищевой продукт? Приведите примеры.

426.К какому типу токсинов относится токсин, вызывающий “Стафилококковый токсикоз” по точке приложения (механизму действия)?

427.К какому типу токсинов относится токсин ботулизма по отношению к высокой температуре?

428.Почему кипяченое молоко может вызвать “Стафилококковый токсикоз”?

429.Каков инкубационный период при “Стафилококковом токсикозе”?

430.Какова типичная клиническая картина “Стафилококкового токсикоза”?

431.Какова тактика врача при выставлении им диагноза “Стафилококковый токсикоз”?

432.Какой материал необходимо направить в Центр госсанэпиднадзора при подозрении на случай (случаи) “Стафилококкового токсикоза”?

433.Какова средняя продолжительность случая “Стафилококкового токсикоза”?

434.Профилактика “Стафилококкового токсикоза”.

435.Возбудитель “Ботулизма”?

436.К какому виду микроорганизмов относится возбудитель “Ботулизма” по отношению к кислороду воздуха?

437.Условия, необходимые для возникновения “Ботулизма”?

438.Продукты, которые при их употреблении в пищу, обычно вызывают “Ботулизм”?

439.К какому типу токсинов относится токсин “Ботулизма” по точке приложения (механизму действия)?

440.К какому типу токсинов относится токсин “Ботулизма” по отношению к высокой температуре?

441.Каков инкубационный период при “Ботулизме”?

442.Какова типичная клиническая картина “Ботулизма”?

443.Почему при “Ботулизме” развивается диплопия, птоз, дисфагия, дисфония, нарушение мимики, запоры?

444.Является ли типичным признаком “Ботулизма” ригидность шейных мыщц?

445.Какой материал должен направить врач в Центр госсанэпиднадзора при установлении диагноза “Ботулизм”?

446.Какова лечебная тактика врача при установлении диагноза “Ботулизм”?

447.Какова летальность не леченного “Ботулизма”?

448.Какие препараты необходимо использовать при лечении “Ботулизма”?

449.Какова продолжительность течения классического случая “Ботулизма” при правильной лечебной тактике?

450.Какова контагиозность “Ботулизма”?

451.Профилактика “Ботулизма”.

452.Какие возбудители вызывают “Миксты” (смешанные пищевые отравления)?

453.Какова клиническая картина и тактика лечения смешанных пищевых отравлений?

454.Какие возбудители вызывают “Микотоксикозы”?

455.Какова причина и клиническая картина отравления “пьяным хлебом”?

456.Какова причина и клиническая картина алиментарно-токсической алейкии?

457.Какое пищевое отравление из перечисленных в п.п. 54 и 55 является наиболее опасным с точки зрения клиники, лечения, прогноза исхода?

458.Профилактика фузариотоксикозов.

459.Что является причиной эрготизма?

460.Каковы формы эрготизма Вы знаете?

461.Профилактика эрготизма.

462.Что является причиной афлатоксикоза?

463.Каковы точки приложения афлатоксина?

464.Продукты, являющиеся причиной возникновения афлатоксикоза.

465.Профилактика афлатоксикоза.

466.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу гриба “бледной поганки”.

467.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу гриба “мухомор”.

468.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу бобов не созревшей фасоли.

469.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу проросшего картофеля.

470.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу ядер косточковых плодов.

471.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу буковых орешков.

472.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу некоторых рыб в период их нереста.

473.Причина пищевого отравления при употреблении в пищу ядовитых растений.

474.Профилактика пищевых отравлений немикробной природы.

475.Какие Вы знаете пищевые отравления не уточненной (невыясненной) этиологии?

476.Перечислите типы предприятий общественного питания (столовых, пищеблоков).

477.Назовите требования, которые предъявляются к участку предприятия общественного питания.

478.Какие группы помещений выделяют на предприятиях общественного питания?

479.Какие гигиенические требования предъявляются к уборке помещений?

480.Что Вы понимаете под термином “полный технологический цикл” применительно к пищеблоку?

481.Каково устройство пищеблока, работающего по полному технологическому циклу?

482.Какие помещения входят в состав торговой группы помещений пищеблока?

483.Какие помещения входят в состав производственной группы помещений пищеблока?

484.Какие помещения входят в состав административно-бытовой группы помещений пищеблока?

485.Какова норма площади на 1 посадочное место в обеденном зале?

486.Назовите основные гигиенические принципы, которые должны соблюдаться в пищеблоке.

487.Как маркируется оборудование и инвентарь?

488.Какие правила личной гигиены должен соблюдать персонал пищеблока?

489.Какие особенности имеет проведение медицинских профилактических осмотров работников пищеблока?

490.Назовите особенности хранения скоропортящихся продуктов. 

491.Что такое товарное соседство продуктов?

492.Назовите особенности использования мясных субпродуктов с мая по сентябрь.

493.Перечислите особенности использования молока.

494.Укажите температуру горячих блюд на раздаче.

495.Назовите время хранения готовых блюд.

496.Где и когда делается запись о качестве готовой пищи?

497.Можно или нельзя и почему использовать остатки пищи от предыдущего дня?

498.Как часто в течение 7-10 дней может повторяться одно и то же блюдо?

499.Какие документы должны быть на продукты при их получении на предприятие общественного питания?

500.Как должна осуществляться транспортировка пищевых продуктов?

501.Что понимается под сроками хранения и реализации продуктов и готовой пищи?

502.Назовите сроки хранения и реализации полуфабрикатов из говядины, свинины и баранины.

503.Назовите сроки хранения и реализации кулинарных изделий из говядины, свинины и баранины.

504.Назовите сроки хранения и реализации колбасы и колбасных изделий.

505.Назовите сроки хранения и реализации рыбы и рыбопродуктов.

506.Назовите сроки хранения и реализации молока и молочных продуктов.

507.Назовите сроки хранения и реализации блюд из овощных продуктов.

508.Назовите сроки хранения и реализации мучных кондитерских изделий.

509.Назовите сроки хранения и реализации блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых на предприятии.

510.Сколько и какие выделяют группы факторов санитарно-эпидемиологического риска возможного возникновения пищевых отравлений после посещения предприятия общественного питания.

511.Перечислите факторы риска возможного возникновения пищевых отравлений, относящихся к 1-й группе.

512.Перечислите факторы риска возможного возникновения пищевых отравлений, относящихся ко 2-й группе.

513.Перечислите факторы риска возможного возникновения пищевых отравлений, относящихся к 3-й группе.

514.Перечислите факторы риска возможного возникновения пищевых отравлений, относящихся к 4-й группе.

515.Перечислите факторы риска возможного возникновения пищевых отравлений, относящихся к 5-й группе.

516.Укажите санитарно-гигиенические требования, которые предъявляются к технологическому оборудованию пищеблока?

517.Перечислите, какие основные требования предъявляются к кулинарной обработке пищи.

518.Что понимают под первичной обработкой пищевых продуктов, и какие требования к ней предъявляются?

519.Назовите способы тепловой кулинарной обработки пищи и укажите ее эпидемиологическое значение.

520.Перечислите виды посуды на пищеблоке и укажите общие требования к ее обработке.

521.Как осуществляется мытье столовой посуды (этапы обработки)?

522.Как осуществляется обезжиривание столовой посуды?

523.Как осуществляется дезинфекция столовой посуды?

524.Как проводится ошпаривание столовой посуды?

525.Где и как осуществляется сушка и хранение столовой посуды?

526.Как осуществляется обработка столовых приборов?

527.Что такое машинный способ обработки посуды?

528.Как осуществляется обработка кухонной посуды?

529.Где хранится кухонная посуда?

530.Какие гигиенические требования предъявляются к колоде и топору для разделки мясных туш?

531.Как должно проводиться размораживание (дефростирование) замороженного мяса?

532.Как должно проводиться размораживание (дефростирование) замороженной рыбы?

533.Кто организует питание личного состава в части?

534.Кто отвечает за обеспечение части продовольствием?

535.Как участвует начальник медицинской службы в организации питания л/с части?

536.По каким нормам довольствия обеспечивается л/с части в военное время?

537.Какова калорийность общевойскового пайка для л/с?

538.Как организуется питание л/с в полевых условиях?

539.Каково оснащение ППБ?

540.Как осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья кухонного наряда?

541.Как питается личный состав за пределами расположения части?

542.Чем отличается индивидуальный рацион питания (ИРП) от общевойскового пайка?

543.Кто может получать диетическое питание в части?

544.Кто имеет право получать дополнительное питание, и какое?

545.Можно ли заменять продукты питания общевойскового пайка?

546.Сколько в общевойсковом пайке белков, жиров и углеводов?

547.Сколько раз в недельном меню может повторяться одно и то же блюдо?

548.Понятие о рациональном питании.

549.Социальные проблемы гигиены питания.

550.Основные принципы построения рациона питания.

551.Состав и калорийность студенческого рациона.

552.Из чего складываются затраты энергии организма человека?

553.Факторы, влияющие на потребность в энергии и пищевых веществах взрослого населения.

554.Рекомендуемые величины потребности в пищевых веществах и энергии для студентов и населения.

555.Пищевые белки животного и растительного происхождения, их значение в питании населения.

556.Болезни, связанные с белковой недостаточностью.

557.Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их значение в питании населения.

558.Сравнительная характеристика животных жиров и растительных масел.

559.Углеводы (моно-, ди-, полисахариды), их значение в питании населения.

560.Пищевые волокна (перечислить), их роль в питании человека.

561.Минеральные соли и микроэлементы, их значение в питании населения.

562.Витамины, их значение в питании населения. Болезни витаминной недостаточности.

563.Роль овощей и фруктов в питании. Витаминизация готовой пищи.

564.Значение молока и молочных продуктов в питании.

565.Санитарная экспертиза молока.

566.Болезни животных, передающиеся через молоко. Их профилактика.

567.Значение рыбы в питании.

568.Рыба как фактор передачи гельминтозов.

569.Значение мяса в питании.

570.Санитарная экспертиза мяса.          

571.Болезни животных, передающиеся человеку через мясо.

572.Значение зерновых продуктов в питании.

573.Санитарная экспертиза муки.

574.Санитарная экспертиза хлеба.

575.”Болезни” хлеба. Их предупреждение.

576.Санитарная экспертиза сухарей и концентратов.

577.Санитарная экспертиза консервов.

578.Гигиеническая оценка методов консервирования пищевых продуктов.

579.Гигиенические требования к предприятиям общественного питания. Медицинский контроль за состоянием здоровья персонала.

580.Пищевые отравления продуктами, ядовитыми по своей природе. Принципы профилактики.

581.Пищевые отравления продуктами, ядовитыми при определенных условиях, и примесями химических веществ.

582.Пищевые токсикоинфекции (этиология, клиника, принципы профилактики).

583.Пищевые микотоксикозы (этиология, клиника, принципы профилактики).

584.Стафилококковый токсикоз (этиология, клиника, принципы профилактики).

585.Ботулизм (этиология, клиника, принципы профилактики).

586.Какова калорийность общевойскового пайка для л/с?

587.Как организуется питание л/с в полевых условиях?

588.Каково оснащение ППБ?

589.Сколько в общевойсковом пайке белков, жиров и углеводов?

590.Сколько раз в недельном меню может повторяться одно и то же блюдо?

Гигиена труда

1. Предмет и задачи медицины труда.

2. Общее понятие о профессиональных вредностях, их классификация.

3. Гигиенические критерии оценки условий труда.

4. Физиологические сдвиги в организме при работе.

5. Гигиена умственного труда.

6. Утомление. Профилактика утомления и меры по повышению работоспособности.

7. Общее понятие о профессиональных заболеваниях.

8. Вынужденное положение тела при работе, заболевания связанные с ним.

9. Перенапряжение органов и систем при работе, профилактика заболеваний.

10. 10.Производственный микроклимат и профилактика заболеваний, связанных с ним.

11. Производственный шум, “шумовая болезнь” и ее профилактика.

12. Производственная вибрация, вибрационная болезнь и ее профилактика.

13. Производственная пыль, ее виды. Силикоз. Профилактика пневмокониозов.

14. Производственные яды, действие их на организм (свинец, ртуть, угарный газ).

15. Профилактика профессиональных отравлений.

16. Индивидуальные средства защиты органов дыхания, зрения, слуха, кожи.                 

17. Производственная вентиляция, ее типы, назначение и показания к применению.

18. Принципы профилактики профессиональных заболеваний.

19. Пестициды. Их гигиеническая характеристика и классификация.

20. Гигиена труда при работе с пестицидами.

21. Методы изучения запыленности и загазованности производственных помещений.                

22. Методы изучения микроклимата, освещенности, шума, вибрации.<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: