Марксистское определение цивилизации

Предисловие

           Этот файл можно бы назвать, судя по содержанию «Введение в: теорию и методологию, философию и вспомогательным наукам истории и источниковедение», однако это слишком длинно, а разбивать на несколько файлов не вижу смысла из-за и так малого объёма, объясняемого рассчитанностью на: 5классников, 1курсников СПО и неисторических, а возможно, и исторических, судя по маразму ответственных за образование, ВО.  

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Биосфера

«С самого начала процесса научного познания мира ученые стремились разбить мир на однородные элементы, чтобы изучить их возможно полнее и глубже. Отсюда дробление наук на самостоятельные дисциплины, их обособление, определенная замкнутость. Но реальный мир непрерывен, границы между научными дисциплинами условны, часто искусственны. Система – это упорядоченное множество предметов, обнаруживающих заметные связи и действующих как единое целое. В 20-х годах академик А. А. Григорьев разработал учение о географической оболочке – материальной системе, состоящей из ряда взаимодействующих геосфер: атмосферы, гидросферы, литосферы. В качестве особой единицы рассматривалась сфера жизни – биосфера. Учение о ней наиболее подробно было разработано академиков В. И. Вернадским. По представлениям советского географа Д. Л. Арманда, природа – это всеобщая система, состоящая как из естественных предметов и явлений, так и из технических сооружений, созданных людьми»[1]

Философия истории

           «Цицерон называл историю учительницей жизни. Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего...Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

Многое в жизни человечества...неизменным с момента его появления на Земле. Всегда стремились улучшить свою жизнь...для этого всегда должны...трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействовали...объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами)...происходили столкновения...взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение...имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура). Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Арсений Гулыга считал... история...школа поведения и в прошлом...ищут и находят верные образцы...опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно.»[2]

           «существует...афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения...часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Из-за чувства превосходства...нового поколения: ведь людям в прошлом... неизвестно многое из того, что знает...современный. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи...не менее сложные, чем стоящие перед современным.

Неиспользование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Поэтому изучать историю важно для каждого...независимо от...профессии.

Множество больших и малых событий...нуждаются в расположении...по...значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи...из прошлого к настоящему.

В истории, в отличие от...других наук, имеется «ахилессова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что...раньше, проверить...сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез...в истории во многом неосуществимы.

Историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом...событии. Но это...относится и к любой другой...науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.»[3]

Древняя концепция

           «В древности...популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества...восходящий процесс, переход от старого к новому...возможны и временные отступления.»[4]

Формационный подход

 «В нашей стране...XX в...руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (...высшим этапом развития...ее складывание лишь начинается).

Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех...сферах жизни народов и стран, находящихся в рамках одной из формаций. Переход от формации...объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разное время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную»[5]

«историю укладывали в данную схему.

У всех народов на раннем этапе их развития...сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого...в Западной Европе в Средние века...обнаружить и во...других регионах мира.

Для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм принимал в Азии...отличные от Европы, формы.

Разновидностью формационного подхода...технократическую концепцию. Решающим фактором развития общества...развитие техники, производственной технологии. Из вариантов данного подхода...археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век...по основному материалу...орудий труда.

Важной гранью в истории человечества...его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время.»[6]

«Понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации)»[7]

«Формационный подход нацелен на выявление общих черт в истории разных стран и народов.»[8]

«формационные подходы в модернизированном виде также продолжают использоваться.»[9]

Трудовая теория

           «Социальному фактору в происхождении человека придается решающее значение в трудовой теории антропогенеза, сформулированной Ф. Энгельсом. Труд создал самого человека. Предки человека – антропоморфные обезьяны конца третичного периода...наподобие большинства современных приматов общественными животными. Совместно собирали пищу. Оборонялись от хищников. Воздействие их на окружающую природу...не отличалось от воздействия других млекопитающих. Для охоты на мелких животных, выкапывания съедобных корней, сбивания с деревьев фруктов и плодов и защиты от насекомых...пользовались случайно подобранными камнями, палками и ветвями деревьев подобно тому, как...делают современные шимпанзе. Нельзя назвать настоящей трудовой деятельностью. Маркс различал употребление и создание средств труда, свойственное в зародышевой форме некоторым видам животных, и сознательное, заранее намеченное, целеполагающее изменение предмета труда. Сознательное трудовой деятельности древнейших людей предшествовала условно-рефлекторная, животнообразная орудийная деятельность их непосредственных предков. Часть ученых считает, что уже с первыми искусственными орудиями труда на Земле появился человек. Постоянное употребление орудий открыло, перед первобытным человеком возможность значительно более активного использования природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей.»[10]

           «Возникновение языка произошло в процессе труда и есть следствие трудовой деятельности. Без общества не было бы человека.

           Роль мясной пищи в изменении биохимии человеческого организма. Владение орудиями труда могло даже привести к некоторому усилению действия естественного отбора на ранних этапах антропогенеза. Снятие естественного отбора в качестве формообразующего фактора происходило очень медленно. Закончилось...с появлением человека современного вида. Об этом свидетельствуют...значительное изменение физического типа человека на протяжении нижнего палеолита при малом прогрессе в технике и культуре и постоянного типа современного человека.»[11]

           «Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза в истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни. Процесс усиливался действием естественного отбора. Способствовал сохранению...тех коллективов, в которых сильнее...выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствия как монолитные объединения.»[12]

Марксистское определение цивилизации

«Марксистское определение цивилизации как этапа, на котором достигает расцвета общественное разделение труда и обмена, существует развитое товарное производство и формируется классовое общество..»[13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: