Коммуникативную компетентность в самом общем виде можно определить как способность личности нормально (т. е. в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного актора. Или, если пользоваться метрической версией дефиниции, под коммуникативной компетентностью будем понимать качество выполнения социальным субъектом функций коммуникативного актора.
Коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих — общей и специальной коммуникативной компетентности. Для большинства индивидов, тех, чья профессиональная деятельность не связана с организацией и осуществлением коммуникации, общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетентностью как таковой. Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности. Она характеризует способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия, как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей необходима еще и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный «высший пилотаж» коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций, Специальная коммуникативная компетентность, как и любая специальная компетентность, требует специальной подготовки.
Попыток формирования перечня параметров коммуникативной компетентности личности в научной литературе можно обнаружить даже больше, чем формулировок определения этой категории. Эти перечни носят более или менее детализированный характер. Так, Ф. И. Шарков как основную составляющую коммуникативной компетентности называет только умение общаться. И. И. Серегина выделяет две главные ее характеристики—«во-первых, умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), а во-вторых, владение и умение оперировать смысловой информацией». Коллектив авторов под руководством М. А. Василика предлагает целых восемь компонентов коммуникативной компетентности:
— знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);
— высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
— понимание невербального языка общения;
— умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
— умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
— умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
— способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;
— способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Таблица. Комплексная структурная модель