Практическое применение теории эластичности в микроанализе

       Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами.

Одной из существенных проблем, очень часто возникающей при принятии экономических решений, является изменение выручки продавца(или, что то же самое, расходов покупателей) при изменении им цены данного товара. Понятно, что это прямо затрагивает интересы участников рыночных сделок. Тем более важной оказывается возможность определить направление такого изменения, т.е. заранее сказать, будет ли при этом выручка расти или падать, исключительно исходя из ценовой эластичности спроса.

Выручка ТR определяется произведением проданного количества товара на его цену:

                                         ТR + P x Q

1. Неэластичный спрос:|e| <1 При росте цены выручка увеличивается, а при снижении - падает. Т.е. при неэластичном спросе продавцам выгодно повышение цен(их выручка при этом увеличивается), а покупателям - их снижение (расходы сокращаются)

2. Спрос единичной эластичности. Выручка не изменяется ни при росте, ни при падении цены.

3. Эластичный спрос: |е|> 1. Здесь при росте цены выручка сокращается, а при снижении растет. Продавцам выгоднее снижать цены - тогда их выручка растет, а покупателям, как ни странно, на руку повышение цен (тогда их расходы понижаются).

Р Е      

 

                Е > 1

                              

                          Е = 1

 

                                       Е<1

 

                                                  Е =0

                                                    D                  Q

Р

 

                             max

                           

 

 

 


Ценовая эластичность спроса и доходы

фирм-производителей.

Возможен ли рост доходов компании, снижающей цену на свою продукцию?

Общая выручка - это цена, умноженная на величину спроса

Ценовое изменение имеет два противоположно направленных эффекта на валовые доходы продавцов. Первый связан с тем, что снижение цены, при прочих равных условиях, снижает валовые доходы. Второй состоит в том, что снижение цены ведет к росту спроса и, следовательно, к росту валовых дохода. Чистый эффект двух изменений будет зависеть от того, какой из них окажется сильнее. А это напрямую связано с ценовой эластичностью спроса на данный товар.

Рассмотрим две кривые спроса, характеризующиеся разной эластичностью, на которых происходит одинаковое снижение цены.

Р          Da                                           P

 

Po                                                                Po Db

     
 


              -

 P1                                                             P1       -

 

 

                       +                                                                      +

     
 


                 Q0 Q1                                                      Q0                  Q1

Эффект цены - потери доходов (-) (Ценовой эффект)

Эффект объема продаж- увеличение доходов (+) (Эффект количества)

Если Ed < 1, то процентное изменение цены превышает процентное изменение количества проданного товара и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы: доход будет меняться в том же направлении, что и цена.

 

Если Ed >1, то процентное изменение объема продаж превышает процентное изменение цены и становится доминирующим фактором в изменении дохода фирмы, доход будет меняться в том же направлении, что и объем продаж, а значит в обратном направлению к изменению цен.

 

Ed =1 ни повышение, ни понижение цены товара не повлияет на совокупный доход фирмы производителя.

 

            Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) суму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения вверх.

 

 Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя (омертвленные издержки)

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем          

 

Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителя, а если неэластично – то на производителей В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: