Суверенитет потребителя. Концепция полезности. Закон убывающей предельной полезности

1. Суверенитет потребителя.

Рыночную экономику характеризует свобода экономической деятельности и поведения. Свобода экономического поведения - право каждого физического или юридического лица принимать те экономические решения, которые он считает выгодными для себя, если, конечно, последствия таких решений не нарушает интересов общества в целом и не противоречат законам страны.

Прямыми следствиями права на свободу экономического поведения являются суверенитет потребителя и суверенитет производителя.

Суверенитет потребителя - право владельцев любых видов ресурсов (земли, недвижимости, рабочей силы, денежных средств) самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Суверенитет потребителей дает возможность, например, принимать решения о:

- продаже принадлежащих им ресурсов ради извлечения выгоды и получения средств для существования и развития;

- расходовании принадлежащих им денежных средств на приобретение любых имеющихся на рынках товаров или услуг (в наборе и количестве, ограничиваемых только количеством имеющихся у покупателя денег)

Важнейшие решения потребителя связаны с распределением его дохода между

а) потреблением и сбережениями, б) различными товарами и услугами, в) различными видами хранения сбережений. Потребительский спрос можно объяснить на основе концепции совокупной и предельной полезности.

2. Концепция полезности. Закон убывающей предельной полезности.

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ.

Благо в теории потребления - это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния.

Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды или отдачи, при имеющихся возможностей. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.

Полезность - показатель удовлетворения, которое человек испытывает от потребления товара.

Совокупная (общая) полезность (TU) измеряет суммарное удовлетворение(удовольствие), получаемое человеком от потребления товара.

Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на единицу (МU).

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью (парадокс воды и алмазов)

Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать его целевые установки, т.е зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ. Такая зависимость представляет собой функцию полезности.

Функция общей полезности  TU = F (Qa, Qb,.....,Qz), где TU - уровень полезности, Qa,Qb,Qz, - количества потребляемых благ. Это целевая функция действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которой он стремится максимизировать.

Функция полезности - это определенная форма выражения упорядочивания предпочтений потребителя.

 

Существуют разные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной соизмеримости полезности благ. Это выражается количественной (кардиналистской) и порядковой (ординалистской) функциями полезности.

 

1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса - основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилах (от англ. UTILITY - полезность)

 

 

                                             S

TU                                                                TU

 


         L                                        TU

     
 


     K 

 

 

 


      0 Qa                       Qa                        0         Qa          Qa

     
 


MU                                                                    MU 

 

 

         
 

 


    

N

 

 

     
 


     0 Qa                           Qa                                     Qa         Qa                          

                         Общая и предельная полезность

 

Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-того товара

                     d (TU)

MU(Qi) = ---------------

                      d ( Qi)

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления i-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления(на рисунке Qb) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

 

Первый закон Госсена - Принцип убывающей предельной полезности (1854 г.)

Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом.

Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Принцип (закон) убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее в течение определенного отрезка времени. Каждая новая единица товара все меньше добавляет к общему удовлетворению, т.е. большее потребление ведет к снижению предельной полезности каждой последующей единицы товара.

 

Математически это означает, что первая производная общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая отрицательна.

 

Однако принцип убывающей полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.

 

 

Второй закон Госсена - в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителей, ценах и дохода) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

 

2. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности.

 

Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ(благ, обладающих одинаковой полезностью), от менее предпочтительным к более предпочтительным.

 

1) Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения и безразличия.

 

2) Аксиома транзитивности. Если А > B, а В> C, то А > С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений

 

3) Аксиома ненасыщения - Больше всегда лучше.

 

4) Аксиома независимости потребителя.

При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия.

 

 

4. Анализ поведения потребителей. Выбор потребителя. Особенности потребительского спроса.

Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

                                                               Y

Y

 

     
 


                                           X                                             X

 

                                 Свойства кривых безразличия

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.           

Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

В. Кривые безразличия никогда не пересекаются

Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения MRS. (marginal rate of substitution)

Предельной нормой замещения благом Х блага Y (MRSxy) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено “ в обмен” на увеличение количества блага Х на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным                           дельта Y

                       MRS xy = - --------

                                                  дельта X U = const

Для нашего примера от А к Б -3 (-1,5/0,5) и далее -2, -1/2, - 1/3

                    Типы кривых безразличия

                          U3

          Y 

                           U2

               U1

                                              U2

 

 

                                            U1  U3

 


                                                                      X

U1U1 - совершенно взаимозаменяемые товары MRS = const (прямая линия)

U2U2 - жестко дополняемые товары (правый и левый ботинок)

U3U3 - чем больше какого-то товара, тем больше потребитель хотел бы иметь его.

 Бюджетное ограничение потребителя:

                                     I = Px X + Py Y

Доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров Х и У

     

Уравнение бюджетной линии или линии цен.

                                 I                        Px

              Y = ---------     -   -------- X

                                Py                       Py

Наклон бюджетной линии равен -Рх/Ру - коэффициент при Х в уравнении.

 

В точке оптимума потребителя Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

                                Рх

                              ------ = MRSxy

                                Ру

             

          Px       MUx              MUx                 MU y

        ------ = --------- или ----------    = -----------

          Py       MU y                 Px                    Py

 В точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребляемых благ.

 Потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом:

1) для всех реально покупаемых товаров    

               MUa         MUb             MUc

             ----------- = ------------ = ------- =.... L

               Ра                   Рб              Рc

где L - некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег

2)для всех непокупаемых товаровY, Z

                           MUy              MUz

                       --------- < L  ---------- <= L

                           Py                      Pz

Потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на каждый товар, давала одну и ту же предельную полезность. Это так называемый эквимаржинальный принцип.

 

Особенности потребительского спроса.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.

Функциональный спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами. В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.

 

Социальный связан с отношением покупателей к товару. Х.Лейбенстайн выделяет три типичных случая влияния.

1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует. Покупатели стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются.

Другие покупатели стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению.

2. Эффект сноба – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель- сноб ни за что не купит то, что приобретают другие.

3. Третьи покупатели достигли такого уровня жизни, что важной стороной которого является демонстративное поведение. Эффект Веблена - престижное или демонстративное потребление. Товары и услуги используются не по прямому назначению, а для того чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей6 реальной и престижной..

Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако, эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

 

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокимим инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

 

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза., спрос который нарушает предпосылку о рациональном потребителе.

 

3. Эффект замены и эффект дохода. Кривые Энгеля. Излишек потребителя.

 

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результата может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3. показывают последовательное положение равновесия потребителей в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная ДЖ. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

 

Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях, зависимость расходов.

Кривая расходов Энгеля, характеризует зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода потребителя.

                 Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными, некачественными и высококачественными товарами.

 

а) Нормальные товары - наклон линии доход - потребление имеет положительный наклон, с ростом доходов потребление обоих товаров увеличивается.

 

б)Кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом доходов потребление одного товара увеличивается (качественный), тогда как другого сокращается (некачественный товар). Высококачественный товар - прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода.

 

 

Эффект замены и эффект дохода.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Эффект дохода возникает поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность потребителя.

Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.

 

Эффект замены всегда отрицателен. Эффект дохода может быть

а) отрицателен для нормальных товаров, положителен - для некачественных товаров или нейтральный, если кривая доход - потребление вертикальна.

 

Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.

 

                               Товары Гиффена. (Роберт Гиффен)

Если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается - его объем изменяется в том же направлении, что и цена. (Картофель в Ирландии во время голода).

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром (инфериорное благо). Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.

 

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

                             

Излишек потребителя.

Покупатель приобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел "эквивалентный обмен", что, получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл.

Но согласитесь, что если вы направились в буфет с намерением купить три булочки по 2 руб. за штуку, а буфет оказался закрытым, то вы будете огорчены, несмотря на то что у вас сохранились б руб. Следовательно, булочки имеют для вас большую привлекательность, чем 6 руб., и если бы вы произвели покупку, то получили бы определенный выигрыш.

Какова природа этого выигрыша?

Как мы уже знаем, покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова. Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведя покупку, оказывается в выигрыше.

Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.

 

 

             Рх

                  С

 

 


               Р                                        F

 

 


                 0                                       X1                               X

Маршалианский потребительский излишек - площадь треугольника PCF

Ограничен сверху обыкновенной линией спроса, слева вертикальной осью и снизу линией цены. Данное понятие используется для оценки в денежном выражении изменений в благосостоянии потребителей, вызванных изменениями цен, денежных доходов, налогов и т. д. 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: